Гаспаров М. Л. Стих // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 197—198.

http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke7/ke7-1971.htm

- 197 -

СТИХ (от греч. στίχος — ряд, строка) — худож. речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки (каждый из них также наз. «С.»), к-рые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Противоположное понятие — проза (см. Поэзия и проза). Прозаич. речь тоже членится на отрезки — колоны; но по сравнению с прозой членение стиха обладает двумя особенностями: 1) в прозе членение текста определяется только синтаксич. паузами, в стихе членящие паузы могут не совпадать с синтаксическими (enjambement); 2) в прозе выделение членящих пауз в значит. мере произвольно, в стихе оно твердо задано.

Членящие паузы могут отмечаться в тексте разл. способами: фиксированным традиц. напевом (напр.,

- 198 -

в литургич. поэзии), специальными значками в рукописях (напр., в антич. лирике), постоянно повторяющимся фонич. приемом (рифма в раёшном стихе интермедий 18 в.), графич. оформлением текста (печатание отрезков отд. строчками в свободном стихе: «Она пришла с мороза...» А. Блока) и т. п. Обычно несколько способов используются одновременно, причем основным является графич. выделение строчек, а вспомогательными — остальные приметы. Так, в рус. классич. 4-стопном ямбе членящие паузы отмечены графич. концами строк, словоразделами после каждых 8—9 слогов и рифмами. При этом членящие паузы могут быть различной степени силы (напр., в стих. А. С. Пушкина «Будрыс и его сыновья» концы полустиший выделены рифмой, концы С. — также и концами строк, концы строф — также и отбивкой).

Вспомогат. средством фонич. организации стихотв. текста в большинстве систем стихосложения является метр — чередование внутри С. сильных и слабых мест (арсисов и тезисов, или сильных слогов и слабых слогов); сочетание сильного и слабого места образует в нек-рых стихотв. системах стопу, к-рая служит единицей соизмеримости С. Сильные и слабые места различаются тем, что нек-рые категории слогов и слов допускаются только на сильном или только на слабом месте. Так, в рус. ямбе и хорее ударный слог неодносложного слова может стоять лишь на сильном месте. Однако при всей важности метра в С. определяющим признаком С. является все же не метр, а членение на заданные отрезки. Так, ритмическая проза А. Белого, в к-рой есть метр и нет стихоразделов, ощущается как проза, а свободный стих (верлибр), в к-ром есть только стихоразделы и нет метра, ощущается как С.

В результате такого членения С. на соизмеримые отрезки вся семантич. структура в стиховом тексте оказывается иной, чем в прозаическом. Именно: 1) внутри стиховой строки слова стремятся к смысловому объединению, к синтаксич. законченности (в нек-рых системах стихосложения это обязательный признак); слова в строке теснее связываются друг с другом, чем связывались бы в прозаич. контексте («теснота стихового ряда», в терминологии Ю. Тынянова); 2) между стиховыми строками устанавливается связь не только горизонтальная, по последовательности («предыдущий отрезок — новый отрезок»), но и вертикальная, по параллельности («начала предыдущих отрезков — начало нового отрезка» и т. п.). Это увеличивает сеть связей, в к-рых находится каждое слово в С., и каждая такая связь дает эффект семантич. сходства или контраста; семантич. нагрузку приобретают такие элементы текста, к-рые в прозе остаются неощутимыми (так, случайный звуковой повтор становится аллитерацией, связывающей слова, или рифмой, связывающей строки). Тем самым С. получает семантич. перспективу, смысловую глубину, недоступную прозе: одно и то же сообщение в стихотв. тексте ощущается более содержательным, чем в прозаическом.

Лит.: Тынянов Ю. П., Проблема стихотв. языка, М., 1965; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958; Томашевский Б. В., Стих и язык, М. — Л., 1959; Лотман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, в. 1 — Введение, теория стиха, Тарту, 1964. См. также лит. при ст. Стихосложение.

М. Л. Гаспаров.