- 339 -
РОКОКО́ (франц. rococo, от rocaille — мелкие камешки, ракушки) — стиль иск-ва и лит-ры, оформившийся в Европе 18 в. и отразивший закат феодально-дворянской культуры. Первоначально термин «Р.» применялся к архитектуре и изобразит. иск-вам; в нач. 20 в. нем. литературоведы (Э. Эрматингер, Ф. Штрих) заговорили о лит-ре Р. Стиль Р. наиболее полного выражения достиг во Франции. Это было иск-во утонченное, изящное, но лишенное глубины и гражд. идеалов; по словам кавалера К. Ж. Дора (1734—80), оно стало звонкой «погремушкой», предназначенной развлекать «человечество в его несчастиях». В лит-ре Р. нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей «мудростью» Р. Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сел. уединение, отдаляющее человека от треволнений обществ. жизни. Распространенным мотивом становится путешествие на остров Цитеру (остров Любви). Всем богам поэты Р. предпочитают улыбающуюся Афродиту. Мир Р. дышит негой и беззаботностью. Но есть в нем что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности. Это мир малых форм и неглубоких чувств.
От высокой трагедии классицистов поэты Р. обращаются к изящной пасторали, балету-феерии (Ф. О. Монкриф), забавным причудам комедии масок (П. Мариво). Место героич. эпопеи занимает эротич. поэма («Купанье Зелиды», 1764, маркиза де Пезаи; «Картина сладострастия», 1771, П. Дюбюиссона; «Четыре часа туалета дамы», 1779, аббата де Фавра, и др.) либо игривые стихотв. новеллы — «contes» (Ж. Б. Грекур, К. Ж. Дора, Ж. Б. Грессе). В прозе утверждается галантный роман, игривые «сказочки» и фацетии (граф де Кейлюс, аббат де Вуазенон, де ла Морлиер, Фромаже, маркиз де Буфлер, Луве де Кувре, во многом К. П. Ж. Кребийон). Лирика Р. отходит от высокопарной одич.
- 340 -
традиции классицизма. Это «легкая поэзия»» (poésie légère) или «поэзия мимолетностей» (poésie fugitive), живущая мигом, не помышляющая о вечности, о подвигах и славе (Г. де Шолье, маркиз Ш. О. де Лафар, Дора, Н. Леонар, Э. Д. Парни и др.). Излюбленные формы лирики — застольные песни, игривые послания, галантные мадригалы, рондо, сонеты, романсы и эпиграммы. Тяжеловесный александрийский стих уступает место более подвижным легким размерам (стихи в 8, 6 или 5 слогов). Укорачиваются и самые стихотворения. В лит-ре Р. легкокрылый Амур царит не только над людьми, но и над богами (балет Монкрифа «Власть Амура», 1733). У него свое царство, свои глашатаи, биографы и летописцы («Галантная Саксония», 1734, барона К. Пёльница, «Воспоминания» Дж. Дж. Казановы).
Впрочем, иногда поэта Р. пронизывает мысль о неминуемой смерти. Он как бы застывает над разверзшейся бездной (стих. Ж. Ф. Дюси «Мир»), но тут же отгоняет от себя видение «мрачного Коцита» и вновь начинает бездумно ловить миг наслаждений. Из жизни изгнаны все «низкие» и тревожные истины; красивая декорация отделяла нарядную феерию от большого шумного мира, содрогавшегося от социальных противоречий, приведших Францию на исходе 18 в. к революции. Характерно, что в солидной бурж. Англии это игривое иск-во не пустило глубоких корней. Зато у него были приверженцы в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио) и Германии (Ф. Хагедорн, И. В. Л. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гёц). В России иск-ву Р. родственна «легкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К. Н. Батюшков и юный А. С. Пушкин увлекались Парни.
Нек-рые видные просветители 18 в. (напр., Вольтер и Х. М. Виланд) соприкасались с лит-рой Р.; они охотно обращались к гривуазным сюжетам, посмеиваясь над постной моралью церковников («Орлеанская девственница» Вольтера), прибегая к изящному светскому острословию («Похищение локона» А. Попа). Даже Д. Дидро в романе «Нескромное сокровище» отдал дань Р. Только жизнерадостное вольномыслие просветителей развенчивало «старый порядок», в то время как Р. часто его украшало, порой превращая в игривую нарядную сказку.
Соч.: Франц. лирики 18 в., сб. переводов, составл. И. М. Брюсовой, под ред. и с предисл. В. Брюсова, М., 1914.
Лит.: Ermatinger E., Barock und Rokoko in der deutschen Dichtung, 2 Aufl., Lpz., 1928; Schürr F., Barock, Klassizismus und Rokoko in der französischen Literatur, Lpz., 1928; Anger A., Literarisches Rokoko, Stuttg., 1962.
Б. И. Пуришев.