- 264 -
РЕТАРДА́ЦИЯ (лат. retardatio, от retardo — замедляю, задерживаю) — композиционный прием задержки развития сюжетного действия, замедления развертывания фабулы; осуществляется посредством введения внесюжетных компонентов — лирических отступлений, лит.-полемич., философских, публицистич. размышлений (напр., историко-филос. рассуждения Л. Н. Толстого в «Войне и мире», разговоры Н. Г. Чернышевского с «проницательным читателем» в романе «Что делать?») или внефабульных компонентов — всякого рода описаний (пейзаж, интерьер, развернутый портрет, характеристика, сон и т. п.), «предысторий» и «междуисторий», или, наконец, повторением однородных (т. н. ступенчатое построение) эпизодов, что характерно для сказки, авантюрного и рыцарского романов. В драме задержание действия вызывают сцены церемониала, моменты рефлексивно-дидактические, напр. песнопения, сентенции, обращенные к зрителям, и т. п. «Замедление», достигаемое посредством собственно сюжетных компонентов, — менее обнаженный прием; он характерен для произв. 20 в. с ослабленной фабулой и напряженной динамикой переживаний. Р. ощутимее и эффективнее в жанрах, где действие более организованно и целеустремленно, — драма, роман, новелла, поэма (в отличие от повести, очерка). Действенность Р. возрастает в произв. с динамичным сюжетом и вместе с тем хронологически расположенными событиями, когда построение сюжета соответствует развитию фабулы. Классич. пример Р. — в «Графе Нулине» А. С. Пушкина:
Он входит, медлит, отступает —
И вдруг упал к ее ногам...
Она... Теперь, с их позволенья,
Прошу я петербургских дам
Представить ужас пробужденья...П. И. Шпагин.