629

ПАУСТО́ВСКИЙ, Константин Георгиевич [19(31).V.1892, Москва, — 14.VII.1968, там же, похоронен в г. Таруса] — рус. сов. писатель. Учился в Киевском ун-те на естественно-историч. ф-те (1911—13), затем на юридич. ф-те Моск. ун-та (не оконч.). Первый рассказ П. опубл. в 1912. С 1913 по 1929 сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. В нач. 20-х гг. печатался в газ. «Моряк» (Одесса), «Маяк» (Батум). Первый роман «Романтики» написан в 1916—23 (опубл. 1935); почти не касаясь биографий своих героев, П. обращается исключительно к жизни чувства. Его герои думают о творчестве, о «ярких словах», к-рых не надо бояться. Избегая будничных слов и впечатлений, они замечают необычное и трогательное в окружающем пейзаже, в человеч. лице, и это определяет стиль романа. Как и в романе «Блистающие облака» (1929), здесь отчетливо проявились особенности прозы П.: подчеркнутый интерес к добрым чувствам человека, к мужеству, доверию, высокому благородству и взаимопониманию. В ранних повестях и рассказах («Лихорадка», 1925; «Этикетки для колониальных товаров», 1928; «Черное море», 1936, и др.) мечты о дальних странах, путешествиях, встречи и разлуки занимают большое место, подчиняя себе другие жизненные обстоятельства.

Паустовский

«Повесть о жизни» (Москва, 1955). Фронтиспис И. Кузнецова.

«Повесть о жизни» (Москва, 1955). Фронтиспис И. Кузнецова.

С годами проза П. существенно меняется, но писатель никогда не отказывается от того общего ее колорита, к-рый дал основания называть эту прозу романтической. «Романтическая настроенность, — писал он, — не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее в нашей борьбе за будущее и даже в нашей обыденной трудовой жизни» (Собр. соч., т. 1, 1957, с. 9). Уверенность в том, что «истинное счастье — это прежде всего удел знающих, а не невежд» (там же, с. 13), в высокой этич. ценности разнообразных знаний человека о своей земле и ее природе определила характер повестей «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934) и многочисл. рассказов. П. обращается и к рус. истории, по-прежнему изображая только наиболее высокие человеч. свойства. Его повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933) рассказывает об офицере наполеоновской армии, захваченном в плен в 1812 и отправленном в Петрозаводск. Лонсевиль с ужасом и отвращением наблюдает тягостную жизнь людей, не ведающих свободы, и лишь смерть позволяет ему самому избегнуть пожизненного заключения за подслушанные усердными подданными якобинские речи. В центре «Северной повести» (1938) — эпизод времен декабрьского восстания; нить сюжета протянута

630

через столетие, когда встречаются потомки участников трагич. истории, и судьбы их чудесным образом оказываются вновь переплетенными. Эти повести далеки от задач тщательной реконструкции историч. действительности, характерных, напр., для историч. романов Ю. Тынянова; П. прежде всего стремится взволновать читателя эмоциональным рассказом о подвиге, о преданности, о верной любви. Он умеет заразить читателя ощущением родства с прошлым своего отечества, внушить чувство благоговения перед мужеством и самопожертвованием.

«Избранная проза» (Москва, 1965). Фронтиспис Б. Свешникова.

«Избранная проза» (Москва, 1965). Фронтиспис Б. Свешникова.

Во 2-й пол. 30-х гг. П. публикует гл. обр. небольшие рассказы. В них, как правило, мало событий; фабула тонет в подробно развернутом, неторопливом «лирическом» сюжете. В цикле рассказов «Летние дни» (1937) жизнь изображена как «неторопливое счастье». Герои здесь просты и искренни в отношениях друг с другом, они доверчивы и нерасчетливы, лишены мелочности и подозрительности. Это рассказы о рыбной ловле — деле, к-рым занимаются для отдыха, рассказы о людях, настоящее дело к-рых не показано, а лишь подразумевается. П. все чаще пишет о творчестве, о труде человека искусства — художника, музыканта, писателя: книги «Орест Кипренский» (1937), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1939), «Повесть о лесах» (1949), «Золотая роза» (1956) — повесть о лит-ре, о «прекрасной сущности писательского труда», о ценности точно найденного слова; П. рассказывает, как были написаны многие из его рассказов и повестей, показывает «тот писательский житейский материал, из которого рождается проза».

В послевоен. годы П. работает над большой автобиографич. эпопеей «Повесть о жизни» (1-я ч. «Далекие годы», 1945; 2-я ч. «Беспокойная юность», 1955; 3-я ч. «Начало неведомого века», 1957; 4-я ч. «Время больших ожиданий», 1959; 5-я ч. «Бросок на юг», 1960; 6-я ч. «Книга скитаний», 1963), где отразилась жизнь России первых десятилетий 20 в. с грандиозными потрясениями войн и революций. Разнообразие фактов, обдуманный выбор памятных подробностей пестрой жизни столицы и провинции революц. лет, бесчисленное количество известных и неизвестных лиц, очерченных немногими штрихами, — все это делает автобиографич. книги П. волнующим лит. документом времени. Книги П. переведены на многие иностр. языки.

Соч.: Собр. соч., т. 1—6, М., 1957—58; Собр. соч., в 8 тт., т. 1, 2, 3—, М., 1967—; Потерянные романы, Калуга, 1962; Дым отечества, М., 1964; Повесть о жизни, кн. 1—2, М., 1962; Избр. проза, М., 1965.

Лит.: Роскин А., Право на мечту, «Худож. лит-ра», 1934, № 11; его же, Книга, которую не заметили. [О «Летних днях»], «Лит. газета», 1938, 26 февр.; Олеша Ю., Письмо писателю Паустовскому, «Лит. газета», 1937, 26 авг.; Эрлих А., Рассказы К. Паустовского, «Кр. новь», 1938, № 4; Дерман А., «Мещорская сторона». [Рец.], «Лит. обозрение», 1940, № 11; Гехт С., Константин Паустовский, «Дет. лит-ра», 1940, № 7; Львов С., Константин Паустовский. Критико-биографич. очерк, М., 1956; Турков А., О «Золотой розе», в его кн.: Поэзия созидания, М., 1962; Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк творчества, М., 1963; Балтер Б., Страна Паустовского, «Лит. Россия», 1965, 26 февр.; Шкловский В., Счастье открывать мир, «Известия», 1965, 15 февр.; Ильин В., К. Паустовский. Поэзия странствий. Лит. портрет, М., 1967; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.

М. О. Чудакова.