- 621 -
ПАСТОРА́ЛЬ (от лат. pastoralis — пастушеский) — лит. жанр, распространенный в Европе в 14—18 вв., для к-рого характерно идиллическое, без коллизий и конфликтов, изображение сел. природы, жизни пастухов, а также лесных божеств греч. мифологии: нимф, дриад, фавнов и т. п. П. восходит к античной буколике (см. Буколическая поэзия) и к ср.-век. пастореле. Существуют разл. виды П.: идиллия, эклога, пасторальный роман и т. п. В эпоху раннего Возрождения в П. нередко выражались гуманистические идеи, прославлялась земная любовь, передавалось непосредств. чувство природы («Амето», 1341, и «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо; «Горные пастушки» Ф. Саккетти; лирика поэтов «Плеяды»).
В период кризиса ренессансного гуманизма (16 в.; для Италии — с конца 15 в.) в П. проникают идеи неоплатоников, в частности о сохранении внутреннего покоя личности, усиливаются аристократич. тенденции. Воспеваются безмятежная жизнь, возвышенные чувства, утонченные наслаждения на лоне природы. Образы становятся более условными, стиль делается более изощренным, усложняется сюжет. В 15—16 вв. выходит много П.-романов («Аркадия» Я. Саннадзаро, «Диана» Х. де Монтемайора, «Галатея» М. Сервантеса, «Аркадия» Ф. Сидни, романы Т. Лоджа и Р. Грина). После «Сказания об Орфее» (1480) А. Полициано появляется драматич. П. («Аминта» Т. Тассо, «Верный пастух» Б. Гварини); она прочно входит в театральный репертуар и придворные празднества. П. занимает видное место в поэзии А. Полициано, итал. поэтов-петраркистов (см. Петраркизм), Э. Спенсера, в творчестве А. Боска, Х. дель Энсины и др. В конце 16 в. в Италии появляется музыкальная пастораль «Дафна» поэта О. Ринуччини
- 622 -
и композитора Я. Пери (пост. 1594), положившая начало опере.
В 17 в. П. стала одним из характерных жанров аристократич. лит-ры. В романе «Астрея» О. д’Юрфе, в драматич. пасторалях О. Ракана, Ж. Мере и др. произв. прециозной литературы, в поэзии Дж. Марино и Гонгора-и-Арготе жизнь феод. знати изображается в виде пастушеской идиллии, воспеваются изысканные чувства, доступные только избранным. Природа превращается в изящную декорацию для галантных диспутов «пастушков»-аристократов; в описании чувств проступает риторика; фабула запутана бесчисл. приключениями героев. В П. вливается героич. и авантюрный элемент, а к пасторальной драме примешиваются комич., иногда трагич. мотивы. Условности П. осмеяны в романе-пародии Ш. Сореля «Экстравагантный пастушок» (1627). К жанру П. обращались англ. драматурги Дж. Флетчер и Б. Джонсон; пасторальную фабулу использовал У. Шекспир в комедии «Как вам это понравится», дав ей реалистич. основу.
По мере становления классицизма уже в 17 в. П. уступает место др. жанрам. Пасторальные образы, встречающиеся в лит-ре 18 в., трактуются в осн. в манере сентиментализма («Идиллии» С. Геснера, «Галатея» и «Эстелла» Ф. Флориана, идиллии Ф. Мюллера и И. Г. Фосса). Антифеод. устремления в сочетании с анакреонтич. идеями характеризуют мн. пасторальные поэмы и элегии А. Шенье. В 19 в. мотивы П. использовал прованс. поэт Мистраль в поэме «Мирейо» (1859).
Лит.: История зап.-европ. лит-ры. Раннее средневековье и Возрождение, под ред. В. М. Жирмунского, М., 1947; Лит-ра эпохи Возрождения, М., 1967; Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, т. 1, пер. с итал., М., 1963; Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во франц. поэзии нач. XVII века, М., 1967; Carrara E., La poesia pastorale, Mil., 1909; Greg W. W., Pastoral poetry and pastoral drama, L., 1906; Rennert H. A., The Spanish pastoral romances, Phil., 1912; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.
Е. Ю. Сапрыкина.
В России П. появляется в 18 в. и носит преим. песенный характер: «Плачет пастушок в долгом ненастьи» Ф. Прокоповича, «Света лукавства и беды злые» А. Д. Кантемира, «Оставив стадо на сочном злаке» В. К. Тредиаковского (предположительно), «Молчите, струйки чисты» М. В. Ломоносова. Распространение силлабич. песенных П. начинается со 2-й пол. 1740-х гг. — с песни А. П. Сумарокова «Разлейтеся по рощам, потоки чистых вод». Она уже выявила осн. мотивы жанра: образ пастуха со свирелкой (молодца или детинки), прекрасной пастушки; картины стада (овечек), дубровы и рощи, плетенья венков; обращение к зверям. Много П. создано (с переходом к силлаботонике) в конце 40-х — нач. 50-х гг. 18 в., причем слагаются не только песни о пастухах и пастушках, но и песни, воспевающие сел. жизнь, любовь среди рощ и лесов, персонажей антич. мифологии, т. е. П. в широком смысле слова. Вырабатывается форма П.: 5-строчная строфа с нерифмованным 5-м стихом. П. отражала вкусы дворянства, проникавшие также в среду грамотных горожан.
В конце 60-х гг. наступает упадок жанра, хотя отд. П. сочинялись и в конце 18 в. В рукописных песенниках растет количество нар. песен, своей простотой и правдивостью вытесняющих П., а также пасторальных песен, уже лишенных идиллии и отражающих крепостнич. нравы (напр., П. «В островах охотник целый день порскает»). В рукописных песенниках встречается свыше 250 пасторальных записей.
Лит.: Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 1, СПБ, 1862, с. 362; Рус. драматич. произведения 1672—1725, Собр. Н. С. Тихонравов, т. 1, СПБ, 1874; Прокопович Ф., Соч., М. — Л., 1961, с. 216; Тредиаковский В., Стихотворения, М., 1935, с. 280—83, 296—99; Сумароков А. П., Избр. произведения, Л., 1957, с. 261—77; Титов А., Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, в. 2, М., 1892, с. 337; Собрание
- 623 -
разных песен М. Д. Чулкова, ч. 1, 2, 3, СПБ, 1913, с. 91—161, 359—91; Позднеев А. В., Рукописные песенники XVII—XVIII вв., «Уч. зап.», МГЗПИ, 1958, т. 1 (есть указатель архивных рукописных песенников 18 в.).
А. В. Позднеев.