- 245 -
НЕ́РУДА (Neruda), Ян (9.VII.1834, Прага, — 22.VIII.1891, там же) — чеш. писатель. Род в семье мелкого лавочника. Окончил Академич. гимназию, учился в Пражском ун-те. С конца 50-х гг. стал проф. литератором. Редактировал лит. журн. «Rodinná kronika» («Семейная хроника», 1863—1864), «Květy» («Цветы», 1865—1867), «Obrazy života» («Картины жизни», 1859—60), «Lumír», («Люмир», 1873), альманах «Máj», («Май», 1859). В многочисл. очерках, статьях, фельетонах Н. отражена обществ. и культурная жизнь Чехии 50—80-х гг. (сб-ки: «Статьи короткие и более короткие» — «Studie krátké a krátší», 1876; «Шутки игривые и колючие» — «Žerty, hravé i dravé», 1877, и др.). Путешествия по Европе и Бл. Востоку нашли отражение в сб-ках путевых очерков «Парижские картинки» («Pařižské obrázky», 1863), «Картины чужбины» («Obrazy z ciziny», 1872), «Ближние путешествия» («Bližní cesty», 1877).
В повестях и рассказах сб. ков «Арабески» («Arabesky», 1864), «Разные люди» («Různí lidé», 1871), «Малостранские повести» («Povídky malostranské», 1878) Н. выступал против мещанства, осуждал духовную пустоту и пошлость обывательского существования, раскрывал в человеке человеческое. Положит идеалы Н. связаны с образами представителей народа — гор. низов. Н. был пионером в реалистич. разработке темы города.
- 246 -
В повести «Босяки» («Trhani», 1872) нарисована жизнь сезонных строительных рабочих. Н. создал обобщенный типич. образ босяцкой массы, в к-ром раскрыл общность социальных судеб и психич. склада героев. Блестящий мастер малой формы, Н. обладал даром лаконизма, искусством худож. детали. Юмор и лиризм в сочетании с обличит. струей роднят прозу Н. с Н. В. Гоголем и Ч. Диккенсом.
«Малостранские повести» (Прага, 1963). Илл. К. Мюллера.
«Четыре книги стихов» (Прага, 1959). Фронтиспис В. Сивко.
Как поэт Н. выступал в жанрах гражд. философской и интимной лирики: сб-ки. «Кладбищенские цветы» («Hřbitovní kvítí», 1857), «Книги стихов» («Knihy veršů», 1868), «Космические песни» («Písně kosmické», 1878), «Баллады и романсы» («Balady a romance», 1883), «Простые мотивы» («Prosté motivy», 1883), «Песни страстной пятницы» («Zpěvy Páteční», опубл. посмертно 1896). Его патриотич. стихам свойственны ощущение внутр. слитности поэта и родины, умение говорить о высоких гражд. чувствах в интимно-лирич. задушевном тоне, к-рому соответствует простота поэтич. выражения. Философская лирика Н. проникнута материалистич. мироощущением, верой в безграничные возможности разума. Баллады Н. передают драматизм жизни совр. человека. В интимной лирике непринужденно и искренне раскрывается глубина и сложность духовного мира человека. Творчество Н. — поэта, прозаика, драматурга, публициста, лит. и театр. критика — составило этап в развитии чеш. лит-ры, содействовало утверждению реализма. Фамилию Н. избрал в качестве своего псевдонима чилийский поэт П. Неруда.
Соч.: Sebrane spisy, sv. 1—41, Praha, 1950—67 (изд. не оконч.); в рус. пер. — Избранное, т. 1—2, М., 1959.
Лит.: Соловьева А. П., Я. Неруда, в кн.: Очерки истории чеш. лит-ры XIX—XX вв., М., 1963; ее же, Борьба Неруды за реалистич. эстетику в чеш. лит-ре 60—70-х годов XIX в., в сб.: Критич. реализм в литературах западных и южных славян, М., 1965; Krejčí F. V., J. Neruda. Studie jeho vývoje a díla, Praha, 1902; Mukažovský J., Neruda-kritik, в его кн.: Stránickost ve vědě a umění, Praha, 1949; Arbes J., O Janu Nerudovi, Praha, 1952; Novotný M., Život J. Nerudy, sv. 1—4, Praha, 1951—56; Polak K., Grygarem M., J. Neruda, Praha, 1955; Vodička F., Doslov, в кн.: J. Neruda, Spısy, sv. 2 — Básně, Praha, 1956; Budína S., J. Neruda a jeho doba, Praha, 1960; Králik O., Křižovatky Nerudovy poesie, Praha, 1965.
А. П. Соловьева.