- 140 -
НАУ́ЧНАЯ ФАНТА́СТИКА — условное обозначение обширной отрасли совр. худож. лит-ры (частично — театра, кино, живописи); Н. ф. базируется на совр. уровне науч. познания и осмысления действительности и широко пользуется методикой совр. науки — моделированием явлений, приемом мысленного эксперимента — в применении к иск-ву. В США возник соответств. термин — «science fiction», привившийся и в др. странах. Многие считают эпитет «научная» необязательным. Эпитет «научная» помогает отграничить Н. ф. от более широкого понятия фантастики — от сказок и мифов, от романтич. фантастики (напр., Э. Т. А. Гофмана), от fantasy, широко бытующей сейчас на Западе, от сатиры и от философ. прозы, где фантастика применяется как худож. прием, без попытки ее логич. обоснования и мотивировки. Н. ф. определилась как массовое явление именно в ту эпоху, когда наука стала играть решающую роль в жизни общества, условно говоря — после второй мировой войны, хотя осн. черты совр. Н. ф. наметились уже в творчестве Г. Уэллса и частично К. Чапека.
Осн. проблемы совр. эпохи неразрывно связаны с влиянием научно-технич. прогресса на судьбу человечества; обычно они имеют глобальный и даже «космич.» характер. Их более эффективно решают приемами Н. ф. Она, свободно оперируя понятиями пространства и времени, произвольно меняет соотношения и пропорции явлений, чтобы ярче выделить, заострить ведущий реальный конфликт, очистив его от случайных наслоений: напр., условный перенос действия во времени и пространстве в «Марсианских хрониках» Р. Брэдбери и в повести «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких позволяет показать совр. земные проблемы в их глобальном масштабе.
Поэтика Н. ф. родственна поэтике романтизма: необычные ситуации, контрастность красок, экзотичность обстановки. Однако, в отличие от романтизма, Н. ф. редко интересуется исключит. характерами: идеальные герои в «высокой фантастике» так же редки, как и злодеи; характерный ее персонаж — это смелый, энергичный, умный человек, изображенный не как исключение, а как типичный представитель мыслящего человечества (Крис Келвин в «Соларис» и Эл Брегг в «Возвращении со звезд» С. Лема, герои А. и Б. Стругацких). Н. ф. стремится моделировать,
- 141 -
прогнозировать реакцию «среднего» полноценного землянина на вероятностные варианты изменения действительности (контакт с иными цивилизациями, сосуществование с «мыслящими машинами», различные типы обществ. устройства в будущем). Поэтому и сюжет здесь строится обычно на «истории события», а «история характера» играет подчиненную роль — масштабы события чаще всего таковы, что индивидуальные особенности характера, если он остается в границах нормы, не имеют существ. значения для развития сюжета (напр., в «Машине времени» или «Борьбе миров» Уэллса). Однако, напр., в «Человеке-невидимке» Уэллса и «Соларис» Лема характер героя определяет многое.
В совр. Н. ф. условно можно выделить ряд жанров: традиц. утопия («Возвращение» бр. Стругацких); ее антипод — «антиутопия», изображающая нежелательные варианты развития совр. цивилизации («451° по Фаренгейту» Брэдбери, «Конец вечности» А. Азимова), или «роман-предупреждение» («Возвращение со звезд» С. Лема). Чрезвычайно богата и разнообразна фантастика юмористич. и сатирическая (напр., «Звездные дневники Ийона Тихого» Лема, «Понедельник начинается в субботу» Стругацких). Иногда выделяют жанр «технической фантастики», к-рая строит произведение преим. на логич. развитии научно-технич. идеи. Но большая часть произв. такого рода оказывается за границами иск-ва. Отд. отрасль составляет Н. ф. для детей («Страна семи трав» Л. Платова, «Звездный человек» А. Полещука, «Экипаж „Меконга“» Е. Войскунского и И. Лукодьянова). Она обычно строится на приключенч. фабуле и отличается популяризаторским пафосом, в чем сказываются традиции Ж. Верна.
С. Лем. «Книга роботов» (Варшава, 1961). Илл. Д. Мроза.
Развитие мировой Н. ф. идет неравномерно. Высокого уровня Н. ф. достигла в США: еще в 1926 здесь появляется первый в мире журнал Н. ф. — «Amazing Stories» («Удивительные истории»); с 30-х гг. существует журн. «Astounding Science Fiction», позднее появляются «Analog», «Galaxy», «Fantasy and Science Fiction» и др. периодич. издания; кроме того, Н. ф. широко печатается в обычных журналах. «Массовая», ремесленная фантастика типа «космич. опер» с героями-суперменами и межпланетными гангстерами или «черных» fantasy мистич. толка с нагромождением необъяснимых ужасов имеет отдаленное отношение к иск-ву. Но существует подлинная, «высокая» science fiction США: провозвестник социальных катастроф, тонкий лирик Р. Брэдбери; певец мужества, «космический Киплинг», Р. Хайнлайн; ироничный и вдумчивый А. Азимов, покоряющий силой логики; резкий и остроумный обличитель обесчеловечивания, автоматизации общества Р. Шекли; лаконичный и язвительный Ф. Браун и др. У амер. Н. ф. есть свои табу. Напр., в ней отсутствует жанр утопии, строящейся обычно на основе социалистич. идеалов, пусть и примитивно выраженных; она часто находится под естеств. гипнозом «амер. образа жизни» и широко экстраполирует его в пространстве и времени, видя будущее как дилемму — «водородный ад или механич. рай» (С. Лем). Но все же она дает четкое представление о духовном состоянии совр. Америки.
- 142 -
А. и Б. Стругацкие. «Далекая радуга» (Москва, 1964). Шмуцтитул И. Огурцова к повести «Трудно быть богом».
В Англии, на родине Э. Уэллса, основоположника совр. Н. ф., также издаются спец. журналы и есть крупные писатели-фантасты: О. Стейплдон, в философ. романе к-рого «Последние и первые люди» (1930) сделана смелая попытка прогнозировать биологич. и социальную эволюцию человечества на протяжении тысячелетий; Д. Уиндем, автор романов «День триффидов», «Кракен пробуждается» и др.; А. Кларк, ученый и философ. произведения которого изобилуют интересными гипотезами; У. Тэнн, Д. Кристофер и др. После войны оригинальную Н. ф. создала Япония. С 1960 там выходит журнал «S. F.», вокруг к-рого группируются фантасты С. Комацу, Р. Мицусэ и др. Зачинателем япон. Н. ф. явился писатель-реалист К. Абэ. Пролагателем новых путей в совр. философской фантастике стал поляк С. Лем. Выражая глобальные конфликты времени (наука и гуманизм, угроза мещанского благополучия и др.), Лем вместе с тем обладает широким диапазоном формотворчества: «Соларис» — философ. трагедия, «Дневник, найденный в ванне» — трагич. гротеск, рассказы о Пирксе — реалистич. бытовая фантастика, «Кибериада» — сатирич. гротеск.
Сов. Н. ф. начала развиваться в 20-е гг. В этот период выделяются романы А. Н. Толстого «Аэлита» (1922—23) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1926) с их острыми социальными конфликтами, яркими романтич. образами. Лучшим произв. А. Р. Беляева («Человек-амфибия», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля» и др.) присущи смелость фантастич. гипотез, динамизм сюжета. К сер. 30-х гг. развитие Н. ф. надолго затормаживается рожденной в условиях культа личности теорией «ближнего прицела», фактически не позволявшей ставить острые и сложные социально-философ. проблемы и сводившей Н. ф. к пропаганде технич. новшеств. В последующее двадцатилетие появлялись книги лишь приключенческо-популяризаторского типа (А. Казанцев, В. Немцов и др.). Новый этап начинается в сер. 50-х гг. с выходом масштабной коммунистич. утопии И. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957). В конце 50 — нач. 60-х гг. опубл. первые произв. А. и Б. Стругацких («Страна багровых туч», «Путь на Амальтею» и др.), отмеченные углубленным психологизмом, пластичностью образов. Появляются рассказы и повести А. Днепрова, Г. Альтова, И. Варшавского, Г. Гора, Е. Парнова и М. Емцева и др. Выходят издания, специально посвященные Н. ф.: ежегодный сб. «Фантастика» (с 1962, изд-во «Молодая гвардия»), альманах «НФ» (с 1964, изд-во «Знание»), серия «Зарубежная фантастика» (изд-во «Мир») и др.
Н. ф. сер. 50—60-х гг. обращается к глубинным социальным и философ. проблемам, освещая возможные перспективы и варианты будущего, нарастающую ответственность современника перед завтрашним днем, противоречивые и неуловимые взаимоотношения личности и общества, двойственную роль научно-технич. прогресса, угрозу войны и мещанского «благоденствия», разумные выходы из «критических» и «роковых» ситуаций, возникших в результате социальной и научно-технич. революции 20 в.
- 143 -
<Илл. см. на вклейке между стр. 144—145.>
Лит.: Кагарлицкий Ю., Г. Уэллс, М., 1963; Роднянская И., Перед выбором (заметки о социальной фантастике), «ВЛ», 1963, № 7; Нудельман Р., Разговор в купе, в сб.: Фантастика. 1964, М., 1964; его же, Фантастика, рожденная революцией, в сб.: Фантастика. 1966, в. 3, М., 1966; Громова А., Двойной лик грядущего, в кн.: Н. Ф. Альманах научной фантастики, в. 1, М., 1964; Стругацкий А., Стругацкий Б., Через настоящее — в будущее, «Вопр. лит-ры», 1964, № 8; Емцев М., Парнов Е., Наука и фантастика, «Коммунист», 1965, № 15; «Ин. лит-ра», 1967, № 1; Файнбург З., Совр. об-во и научная фантастика, «Вопросы философии», 1967, № 6; Ляпунов Б., Любителям научной фантастики [библиография], в сб.: Мир приключений, в. 8, М., 1962, в. 11, М., 1965, в. 13, М., 1967; Тумановский Р., Сов. фантастика 1964—65 гг., Библиографич. указатель, в сб.: Фантастика. 1966, в. 3, М., 1966; Lem S., O science fiction, в сб.: Wejście na orbite, Kr., 1962; Nicolson M. H., Voyages to the Moon, N. Y., 1948; Bretnor R., Modern science fiction, its meaning and its future, N. Y., [1953]; Camp L. S. de, Science-fiction handbook..., N. Y., 1953; Davenport B., Inquiry into science fiction, N. Y., 1955; Amis K., New maps of hell: a survey of science fiction, N. Y., 1960.
А. Г. Громова.