Громова А. Г. Научная фантастика // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 140—143.

http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke5/ke5-1402.htm

- 140 -

НАУ́ЧНАЯ ФАНТА́СТИКА — условное обозначение обширной отрасли совр. худож. лит-ры (частично — театра, кино, живописи); Н. ф. базируется на совр. уровне науч. познания и осмысления действительности и широко пользуется методикой совр. науки — моделированием явлений, приемом мысленного эксперимента — в применении к иск-ву. В США возник соответств. термин — «science fiction», привившийся и в др. странах. Многие считают эпитет «научная» необязательным. Эпитет «научная» помогает отграничить Н. ф. от более широкого понятия фантастики — от сказок и мифов, от романтич. фантастики (напр., Э. Т. А. Гофмана), от fantasy, широко бытующей сейчас на Западе, от сатиры и от философ. прозы, где фантастика применяется как худож. прием, без попытки ее логич. обоснования и мотивировки. Н. ф. определилась как массовое явление именно в ту эпоху, когда наука стала играть решающую роль в жизни общества, условно говоря — после второй мировой войны, хотя осн. черты совр. Н. ф. наметились уже в творчестве Г. Уэллса и частично К. Чапека.

Осн. проблемы совр. эпохи неразрывно связаны с влиянием научно-технич. прогресса на судьбу человечества; обычно они имеют глобальный и даже «космич.» характер. Их более эффективно решают приемами Н. ф. Она, свободно оперируя понятиями пространства и времени, произвольно меняет соотношения и пропорции явлений, чтобы ярче выделить, заострить ведущий реальный конфликт, очистив его от случайных наслоений: напр., условный перенос действия во времени и пространстве в «Марсианских хрониках» Р. Брэдбери и в повести «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких позволяет показать совр. земные проблемы в их глобальном масштабе.

Поэтика Н. ф. родственна поэтике романтизма: необычные ситуации, контрастность красок, экзотичность обстановки. Однако, в отличие от романтизма, Н. ф. редко интересуется исключит. характерами: идеальные герои в «высокой фантастике» так же редки, как и злодеи; характерный ее персонаж — это смелый, энергичный, умный человек, изображенный не как исключение, а как типичный представитель мыслящего человечества (Крис Келвин в «Соларис» и Эл Брегг в «Возвращении со звезд» С. Лема, герои А. и Б. Стругацких). Н. ф. стремится моделировать,

- 141 -

прогнозировать реакцию «среднего» полноценного землянина на вероятностные варианты изменения действительности (контакт с иными цивилизациями, сосуществование с «мыслящими машинами», различные типы обществ. устройства в будущем). Поэтому и сюжет здесь строится обычно на «истории события», а «история характера» играет подчиненную роль — масштабы события чаще всего таковы, что индивидуальные особенности характера, если он остается в границах нормы, не имеют существ. значения для развития сюжета (напр., в «Машине времени» или «Борьбе миров» Уэллса). Однако, напр., в «Человеке-невидимке» Уэллса и «Соларис» Лема характер героя определяет многое.

В совр. Н. ф. условно можно выделить ряд жанров: традиц. утопия («Возвращение» бр. Стругацких); ее антипод — «антиутопия», изображающая нежелательные варианты развития совр. цивилизации («451° по Фаренгейту» Брэдбери, «Конец вечности» А. Азимова), или «роман-предупреждение» («Возвращение со звезд» С. Лема). Чрезвычайно богата и разнообразна фантастика юмористич. и сатирическая (напр., «Звездные дневники Ийона Тихого» Лема, «Понедельник начинается в субботу» Стругацких). Иногда выделяют жанр «технической фантастики», к-рая строит произведение преим. на логич. развитии научно-технич. идеи. Но большая часть произв. такого рода оказывается за границами иск-ва. Отд. отрасль составляет Н. ф. для детей («Страна семи трав» Л. Платова, «Звездный человек» А. Полещука, «Экипаж „Меконга“» Е. Войскунского и И. Лукодьянова). Она обычно строится на приключенч. фабуле и отличается популяризаторским пафосом, в чем сказываются традиции Ж. Верна.

С. Лем. «Книга роботов» (Варшава, 1961). Илл. Д. Мроза.

С. Лем. «Книга роботов» (Варшава, 1961). Илл. Д. Мроза.

Развитие мировой Н. ф. идет неравномерно. Высокого уровня Н. ф. достигла в США: еще в 1926 здесь появляется первый в мире журнал Н. ф. — «Amazing Stories» («Удивительные истории»); с 30-х гг. существует журн. «Astounding Science Fiction», позднее появляются «Analog», «Galaxy», «Fantasy and Science Fiction» и др. периодич. издания; кроме того, Н. ф. широко печатается в обычных журналах. «Массовая», ремесленная фантастика типа «космич. опер» с героями-суперменами и межпланетными гангстерами или «черных» fantasy мистич. толка с нагромождением необъяснимых ужасов имеет отдаленное отношение к иск-ву. Но существует подлинная, «высокая» science fiction США: провозвестник социальных катастроф, тонкий лирик Р. Брэдбери; певец мужества, «космический Киплинг», Р. Хайнлайн; ироничный и вдумчивый А. Азимов, покоряющий силой логики; резкий и остроумный обличитель обесчеловечивания, автоматизации общества Р. Шекли; лаконичный и язвительный Ф. Браун и др. У амер. Н. ф. есть свои табу. Напр., в ней отсутствует жанр утопии, строящейся обычно на основе социалистич. идеалов, пусть и примитивно выраженных; она часто находится под естеств. гипнозом «амер. образа жизни» и широко экстраполирует его в пространстве и времени, видя будущее как дилемму — «водородный ад или механич. рай» (С. Лем). Но все же она дает четкое представление о духовном состоянии совр. Америки.

- 142 -

А. и Б. Стругацкие. «Далекая радуга» (Москва, 1964). Шмуцтитул И. Огурцова к повести «Трудно быть богом».

А. и Б. Стругацкие. «Далекая радуга» (Москва, 1964). Шмуцтитул И. Огурцова к повести «Трудно быть богом».

В Англии, на родине Э. Уэллса, основоположника совр. Н. ф., также издаются спец. журналы и есть крупные писатели-фантасты: О. Стейплдон, в философ. романе к-рого «Последние и первые люди» (1930) сделана смелая попытка прогнозировать биологич. и социальную эволюцию человечества на протяжении тысячелетий; Д. Уиндем, автор романов «День триффидов», «Кракен пробуждается» и др.; А. Кларк, ученый и философ. произведения которого изобилуют интересными гипотезами; У. Тэнн, Д. Кристофер и др. После войны оригинальную Н. ф. создала Япония. С 1960 там выходит журнал «S. F.», вокруг к-рого группируются фантасты С. Комацу, Р. Мицусэ и др. Зачинателем япон. Н. ф. явился писатель-реалист К. Абэ. Пролагателем новых путей в совр. философской фантастике стал поляк С. Лем. Выражая глобальные конфликты времени (наука и гуманизм, угроза мещанского благополучия и др.), Лем вместе с тем обладает широким диапазоном формотворчества: «Соларис» — философ. трагедия, «Дневник, найденный в ванне» — трагич. гротеск, рассказы о Пирксе — реалистич. бытовая фантастика, «Кибериада» — сатирич. гротеск.

Сов. Н. ф. начала развиваться в 20-е гг. В этот период выделяются романы А. Н. Толстого «Аэлита» (1922—23) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1926) с их острыми социальными конфликтами, яркими романтич. образами. Лучшим произв. А. Р. Беляева («Человек-амфибия», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля» и др.) присущи смелость фантастич. гипотез, динамизм сюжета. К сер. 30-х гг. развитие Н. ф. надолго затормаживается рожденной в условиях культа личности теорией «ближнего прицела», фактически не позволявшей ставить острые и сложные социально-философ. проблемы и сводившей Н. ф. к пропаганде технич. новшеств. В последующее двадцатилетие появлялись книги лишь приключенческо-популяризаторского типа (А. Казанцев, В. Немцов и др.). Новый этап начинается в сер. 50-х гг. с выходом масштабной коммунистич. утопии И. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957). В конце 50 — нач. 60-х гг. опубл. первые произв. А. и Б. Стругацких («Страна багровых туч», «Путь на Амальтею» и др.), отмеченные углубленным психологизмом, пластичностью образов. Появляются рассказы и повести А. Днепрова, Г. Альтова, И. Варшавского, Г. Гора, Е. Парнова и М. Емцева и др. Выходят издания, специально посвященные Н. ф.: ежегодный сб. «Фантастика» (с 1962, изд-во «Молодая гвардия»), альманах «НФ» (с 1964, изд-во «Знание»), серия «Зарубежная фантастика» (изд-во «Мир») и др.

Н. ф. сер. 50—60-х гг. обращается к глубинным социальным и философ. проблемам, освещая возможные перспективы и варианты будущего, нарастающую ответственность современника перед завтрашним днем, противоречивые и неуловимые взаимоотношения личности и общества, двойственную роль научно-технич. прогресса, угрозу войны и мещанского «благоденствия», разумные выходы из «критических» и «роковых» ситуаций, возникших в результате социальной и научно-технич. революции 20 в.

- 143 -

<Илл. см. на вклейке между стр. 144—145.>

Лит.: Кагарлицкий Ю., Г. Уэллс, М., 1963; Роднянская И., Перед выбором (заметки о социальной фантастике), «ВЛ», 1963, № 7; Нудельман Р., Разговор в купе, в сб.: Фантастика. 1964, М., 1964; его же, Фантастика, рожденная революцией, в сб.: Фантастика. 1966, в. 3, М., 1966; Громова А., Двойной лик грядущего, в кн.: Н. Ф. Альманах научной фантастики, в. 1, М., 1964; Стругацкий А., Стругацкий Б., Через настоящее — в будущее, «Вопр. лит-ры», 1964, № 8; Емцев М., Парнов Е., Наука и фантастика, «Коммунист», 1965, № 15; «Ин. лит-ра», 1967, № 1; Файнбург З., Совр. об-во и научная фантастика, «Вопросы философии», 1967, № 6; Ляпунов Б., Любителям научной фантастики [библиография], в сб.: Мир приключений, в. 8, М., 1962, в. 11, М., 1965, в. 13, М., 1967; Тумановский Р., Сов. фантастика 1964—65 гг., Библиографич. указатель, в сб.: Фантастика. 1966, в. 3, М., 1966; Lem S., O science fiction, в сб.: Wejście na orbite, Kr., 1962; Nicolson M. H., Voyages to the Moon, N. Y., 1948; Bretnor R., Modern science fiction, its meaning and its future, N. Y., [1953]; Camp L. S. de, Science-fiction handbook..., N. Y., 1953; Davenport B., Inquiry into science fiction, N. Y., 1955; Amis K., New maps of hell: a survey of science fiction, N. Y., 1960.

А. Г. Громова.