789
МЕ́СТНЫЙ КОЛОРИ́Т, или «кулёр локаль» (франц. couleur locale), — воспроизведение в худож. лит-ре особенностей быта, пейзажа и языка, свойственных сугубо определ. местности или области. М. к. придает внешнее
790
правдоподобие худож. изображению, может усиливать правдивость деталей, своеобразие и колоритность речи персонажей и языка автора. Так, в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» в изобилии встречаются характерные для донского казачества обороты речи, диалектная лексика, воссозданы подробности казачьего быта и характерный донской пейзаж, что оправдано замыслом художника, изобразившего судьбы своих героев в специфич. условиях казачьего Дона. Понятие «М. к.» ввели в 20-х гг. 19 в. франц. романтики (см. «Историю французской литературы, т. 2, 1956, с. 110, 115), провозгласившие в борьбе с классицизмом необходимость для лит-ры «колорита места и времени», иначе — воспроизведения нац. и историч. облика описываемых событий, а также — интерес к житейской прозе и жизни низов. В дальнейшем, на фоне европ. реализма 19 в., обращение к М. к. стало менее значительным; оно могло способствовать укреплению реализма (особенно в странах, где весьма влиятельным долго оставался романтизм, преим. эпигонский, а реализм был далек от общеевроп. уровня), но часто оно служило оформлению натуралистич. тенденций. И то и другое одновременно свойственно, напр., итал. веризму или испан. костумбризму.
В России типичные образцы М. к. обычно находят в соч. В. И. Даля, А. И. Левитова, Ф. М. Решетникова, Н. В. Успенского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, а также у ряда сов. писателей (В. Я. Шишкова, П. П. Бажова, Б. В. Шаргина и др.). В 20-е гг. в сов. критике была тенденция трактовать «кулёр локаль» более широко (см., напр., ст. М. Дынника «Couleur locale» в «Литературной энциклопедии», т. 1, М. — Л., 1925).
М. к. как осознанный прием худож. изображения противостоит иным формам его привлечения — в областнической литературе и местном фольклоре. Однако значение М. к. для худож. содержания незначительно: «...Чисто историческая верность в изображении внешнего, — писал Гегель, — как, например, местного колорита, нравов, обычаев, учреждений, играет подчиненную роль в художественном произведении, и оно должно отступать на задний план перед другой задачей последнего — дать истинное, непреходящее содержание...», отвечающее общенародным и общечеловеческим «запросам современной культуры» (Соч., т. 12, М., 1938, с. 277).
В. П. Аникин.