568

МАНДЕЛЬШТА́М, Осип Эмильевич [3(15).I.1891, Варшава, — 27.XII.1938] — рус. сов. поэт. Род. в купеч. семье. Окончил Тенишевское училище в Петербурге (1907). Учился в Петерб. ун-те, занимаясь старофранц. яз. и лит-рой. В 1909 познакомился с Вяч. Ивановым и И. Анненским и вошел в круг поэтов, близки к журн. «Апполон», где его стихи впервые появились в печати (1910, № 9). Стихи 1909—11 проникнуты ощущением

569

иллюзорности происходящего, стремлением уйти в мир первозданных муз. впечатлений («Только детские книги читать», «Silentium» и др.); в них сказалось влияние символистов, преим. французских. В 1912 М. приходит к акмеизму. Для стихов этого периода, вошедших в сб. «Камень» (1913; 2 доп. изд., 1916), характерны приятие внешней реальности мира, насыщенность вещными деталями, тяга к строго выверенным «архитектурным» формам («Notre Dame», «Айя-София»). Поэт черпает вдохновение в образах мировой культуры, обогащенных лит. и историческими ассоциациями («Домби и сын», «Европа», «Я не слыхал рассказов Оссиана» и др.). М. присуща мысль о высокой значимости личнос-ти и мировоззрения художни-ка, для к-рого поэзия «есть сознание своей правоты» (ст. «О собеседнике»). С 1916, начиная с антимилитаристич. стих. «Зверинец», поэзия М. приобретает более лирич. характер, живее откликается на совр. действительность. Стих, усложняясь, обрастает побочными ассоциативными ходами, что затрудняет его понимание. В стих. «На розвальнях...», «Декабрист» и др. детали, уводящие в глубь истории, одновременно служат раскрытию личной темы: невозможности уклониться от уготованного историей пути. Октябрьская революция нашла у М. прочувствованный отклик («...В кипящие ночные воды»). «Классицизм» М.(«классическая поэзия — поэзия революции») вызван стремлением овладеть отложившимися в языке культурными напластованиями (статьи «Слово и культура», «О природе слова»). Прошлое представляется ему в виде нетронутой целины, к-рую надо заново перепахать, чтобы удовлетворить тоску человечества по новой культуре. В 1918—21 М. работал в культ.-просветит. учреждениях, был в Крыму и Грузии. В 1922 он переезжает в Москву. Во время обострившейся борьбы лит. группировок М. сохраняет независимое положение (см., напр., письмо группы писателей, в т. ч. М., по поводу рапповской политики в лит-ре, в кн.: «История русской советской литературы», т. 1, 1958, с. 47); это приводит к изоляции имени М. в лит-ре. Стихи 1921—25 немногочисленны и отмечены острым сознанием «отщепенства». Поэт сознает, что «приносит революции дары, в которых она пока что не нуждается» (Ответ на анкету, газ. «Читатель и писатель», 1928, № 46). К этому времени относятся автобиографич. рассказы «Шум времени» (1925) и повесть «Египетская марка» (1928) — о духовном кризисе интеллигента, жившего до революции на «культурную ренту». Последняя опубл. при жизни М. работа — проза «Путешествие в Армению» («Звезда», 1933, № 5). В 1934 в условиях культа личности М. был репрессирован. Погиб после вторичного ареста.

О. Э. Мандельштам

Стих М., внешне традиционный (по метру, рифме), отличается семантич. сложностью, основан на большой филологич. культуре. Предметная связь слов часто заменяется ассоциативной, имеющей корни в историч. жизни слова.

Сближение разных по значению слов, приподнятость интонации восходят по традиции к высокому, «одическому» стилю, берущему начало от М. В. Ломоносова. Стихи М. 30-х гг., отмеченные признанием: «пора вам знать — я тоже современник» («Полночь в Москве», «Лит. газета», 1932, 23 ноября), связаны с раздумьями над ответственностью художника перед временем, они говорят о большой искренности поэтич. пути М. («За гремучую

570

доблесть...», «Андрею Белому» и др.). В воронежском цикле стихов, созданном в 1935—37 и частично опубл. в 1965—66, появляются новые для М. темы рус. природы, «земли» («Чернозём», «Я к губам подношу эту зелень» и др.). Поэт ищет пути к «таинственно-родному» стиху, нужному народу. В 1933 была написана кн. «Разговор о Данте», в к-рой наиболее полно изложены взгляды М. на поэзию.

Соч.: Камень. Стихи, 3 изд., М., 1923; Tristia, П.—Берлин, 1922; Вторая книга, М., 1923; О природе слова, X., 1922; О поэзии. Сб. ст., Л., 1928; Стихотворения, М. — Л., 1928; Собр. соч., Нью-Йорк, 1955 (Библиогр.); Собр. соч., т. 1, Вашингтон, 1964; Примус. Стихи для детей, Л., 1925; [Стихотворения], в кн.: День поэзии, М., 1962; Восемь неизд. стихотворений, «Москва», 1964, № 8; [Стихотворения], «Простор», 1965, № 4; [Стихотворения], там же, 1966, № 11; Из «Воронежских тетрадей». [Предисл. А. Немировского], «Подъем», 1966, № 1; Разговор о Данте, М., 1967.

Лит.: Гумилев Н., Письма о рус. поэзии, П., 1923, с. 177—79; Блок А., Дневник 1920 года, Собр. соч., т. 7, М. — Л., 1963, с. 371; Жирмунский В., На путях к классицизму, в его кн.: Вопр. теории лит-ры, Л., 1928; Тынянов Ю., Промежуток, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929, с. 568—73; Пяст В., Встречи, М., 1929; Берковский Н., О прозе Мандельштама, в его кн.: Текущая лит-pa, М., 1930; Эренбург И., Люди, годы, жизнь, т. 1, М., 1961; Чуковский Н., Встречи с Мандельштамом, «Москва», 1964, № 8; Цветаева М., История одного посвящения, «Лит. Армения», 1966, № 1; Орлов Вл., На рубеже двух эпох (Из истории рус. поэзии нач. нашего века), «Вопр. лит-ры», 1966, № 10; История рус. лит-ры конца XIX — нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.

Ал. Морозов.