Холшевников В. Е., Брауде Л. Ю. Клаузула // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 592—593.

http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke3/ke3-5921.htm

- 592 -

КЛА́УЗУЛА (лат. clausula — заключение, окончание) — ритмич. окончание (в прозе — фразы, в стихотв. речи — строки), определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного. Если ударение падает на последний слог, К. называются мужскими (...занемо́г), если на второй с конца — женскими (...пра́вил), если на третий с конца — дактилическими (...ма́тушка), если на четвертый и далее — гипердактилическими (...покря́кивает... па́дающие). Последние в стихе встречаются редко. Т. к. в стихах с рифмами созвучны именно К., то часто употребляются термины: мужская, женская и т. д. рифмы. Большое влияние на ритм стихотворения оказывает характер чередования К., зарифмованных или без рифм. Неупорядоченное чередование К. придает стиху интонационную свободу (напр., басенный вольный стих, большинство поэм Пушкина). Определенное повторяющееся чередование К. (напр., перекрестное муж. и жен.: ab ab) связывает стихи в ритмически повторяющиеся группы и является одним из гл. признаков строфы (см. Строфика).

В рус. силлабич. стихе употреблялись почти исключительно женские К.; Ломоносов ввел также мужские К. В период классицизма чередование К. подчиняли правилу альтернанса, по к-рому запрещалось ставить рядом однотипные незарифмованные К.: напр., при смежной рифмовке за парой мужских рифм должна была следовать пара женских и т. д. Дактилич. К. употреблялись редко, только в «низких» жанрах, т. к. считались «простонародными». В 19 в. дактилич. К. употребляются все чаще и, начиная с Некрасова, встречаются во всех поэтич. жанрах.

Лит.: Жирмунский В., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925, с. 131—138; Томашевский Б., Рус. стихосложение. Метрика, П., 1923, с. 49—51; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, [Л.], 1962, с. 40—43, 73—74; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960, с. 21—29, 273.

В. Е. Холшевников.

КЛА́УССЕН (Claussen), Софус Нильс Кристен (12 или 13.IX.1865, Хеллетофт на Лангеланне, — 11.IV.1931) — дат. поэт, журналист и художник. Сын политич. деятеля, редактора газеты на о-ве Лоланн — Расмуса К. В юности в Париже изучал лит-ру, с 90-х гг. писал для газеты «Politiken» («Политика»), тогда же примкнул к символистскому направлению в дат. лирике. После смерти отца, в 1905 стал редактором лоланнской газеты. Начало лит. деятельности К. относится к 1887: сб. «Дети природы» («Naturbørn»). Стихи К. вошли в сб-ки: «Датские стихи» («Danske vers», 1912), «Басни» («Fabler»,

- 593 -

1917), «Датское лето» («Den danske sommer», 1921), «Героика» («Heroica», 1925) и др. К. — автор пьесы «Работница» («Arbejdersken», 1898), книг путевых очерков «Антоний в Париже» («Antonius i Paris», 1896), «Паломничество» («Valfart», 1896) и др., сб. статей и воспоминаний «Весенние речи» («Foraarstaler», 1927).

Соч.: Udvalgte digte, Kbh., 1952; Afrodites dampe og andre digte, Kbh., 1959.

Лит.: Rode H., Det sjaelelige gennembrud, Kbh., 1928; Hallar S., Sophus Claussen. Studier, Kbh., 1943; Frandsen E., Sophus Claussen, bd 1—2, Kbh., 1950.

Л. Ю. Брауде.