912

ВЕНЕСУЭ́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра венесуэл. народа, в осн. на исп. языке. Уровень культуры индейских племен, населявших территорию нынешней

913

Венесуэлы до исп. завоевания (нач. 16 в.), был очень низок, и до нас не дошло никаких следов лит. нар. творчества этого времени. В период господства Испании в Венесуэле не было типографий, мн. произв. местных писателей 16—18 вв. остались в рукописи. Большинство из них следовало традициям гонгоризма. Можно отметить лишь историко-хроникальную «Историю завоевания и заселения провинции Венесуэлы» (1723) Х. де Овьедо-и-Баньоса (1659—1738), анонимную поэму «Эпическая черта» (1743) об обороне от нападения англ. флота, описание страны в книге «Зрелище Каракаса и Венесуэлы» (опубл. 1926) францисканского монаха Б. Х. Терреро (1735—1802). В конце 18 в. в страну стали проникать просветительские идеи. Они нашли выражение в опубл. в нач. 19 в. сатире «Война врачей» В. Салиаса, ставшего позднее автором нац. гимна, в драме «Инес» (не опубл.) Х. Д. Диаса, в стихах Х. А. Монтенегро, в публицистике М. Х. Санса.

На формирование нац. лит-ры в годы борьбы за независимость оказала большое влияние патриотич. публицистика руководителей этой борьбы — Ф. Миранды (1750—1816) и С. Боливара (1783—1830). В годы освободит. войны (1810—21) и первые десятилетия после нее утвердился просветительский классицизм, крупнейшим представителем к-рого был выдающийся ученый-филолог, обществ. деятель и поэт А. Бельо (1781—1865), создавший эпич. поэму «Обращение к поэзии» (1823) и «Оду в честь земледелия в тропиках» (1826). Тем же принципам следовали Ф. Торо (1807—65), автор романов «Коринфская вдова», «Пророчица Анд» (1849) и сб. нравоописат. очерков «Нравы Барульополиса»; Р. М. Баральт (1810—60), автор героич. од «К Колумбу» (1850), «К Испании», элегич. поэмы «Прощание с отчизной»; прозаик и драматург Х. В. Гонсалес (1811—66) и др. Нац.-освободит. борьба дала толчок развитию нар. поэзии и песен (жанры «бамбуко» — «bambuco» и др.), исполнявшихся нар. певцами-импровизаторами; среди них особенно прославились Х. Фалькон и П. Ламас. Уже в произв. А. Бельо, Ф. Торо и др. обращение к нац. теме, поиски новых живописных поэтич. средств предвещали романтич. лит-ру. В конце 1830-х гг. в печати появились романтич. стихи и была поставлена историч. драма «Кора, или Дети Солнца» (1837) Р. Агостини, позднее вошедшие в его сб. «Цитра Апурре» (2 тт., 1844). К романтизму в эти годы пришел и Х. В. Гонсалес в книге «Мое погребение Боливара» (изд. 1842) и особенно в лирико-меланхолич. поэмах в прозе «Месенианы». Крупнейшие представители романтизма, господствовавшего в литературе до конца 80-х гг., — Х. А. Майтин (1804—74), А. Лосано (1821—66), Х. Р. Епес (1822—81), Д. Р. Эрнандес (1829—1893) и др. Стихи Майтина, отразившие разочарование в результатах освободит. борьбы, собраны в книгах «Эхо Чорони» (1844) и «Поэзия» (1851), куда вошла лучшая его поэма «Погребальная песня», посвященная памяти жены. Осн. содержание циклов «Печаль души», «Часы мученичества» и др. произв. Лосано, включенных в его собр. соч. (1865), составляла нац.-патриотич. тема. Та же тема, но преим. на материале жизни древних индейских племен, характерна и для легенд Епеса «Анаида» (1860), «Игварайя» (1879) и др., для стихов Эрнандеса, Хосе Кальканьо (1827—97) и др. поэтов-романтиков. Сатирич. жанры преобладали в поэзии Р. Арвело (1814—78) и Х. В. Камачо (1829—72). В прозе романтизм представлен романами Хулио Кальканьо (1840—1918) — «Бланка де Торрестелья» (1865), «Танец мертвых» и др., легендой «История одной девушки» (1875) Э. Эскобара, создавшего также историч. драмы «Фантастическое путешествие» (1857), «Кола ди Риенци» (1862) и др. В творчестве поздних романтиков — Х. Гутьерреса Колля (1835—1901), Х. А. Переса Бональде (1846—93) и др. — отчетливо выступали

914

черты упадка, религ. мистики и самоизоляции от окружающего мира.

Реалистич. лит-ра возникла в конце 19 в. и испытала сильное воздействие натуралистич. эстетики. Наиболее известны роман из жизни батраков «Пеоны» (1890) М. В. Ромеро Гарсиа (1865—1917), романы о местной интеллигенции «Идиллия?» (1888) и «Страсти» (1895) Х. Хиля Фортоуля (1862—1943), роман «Вот он, народ» М. Э. Пардо (1865—1905), рисующий мрачные картины жизни города, роман из провинц. быта «Сержант Фелипе» (1899) и др. произв. Г. Пикон-Фебреса (1860—1918). Бурж. демократ и противник сев.-амер. империализма Р. Бланко Фомбона (1874—1944) сатирически изобразил мир буржуа и продажных политиканов в романах «Железный человек» (1907), «Золотой человек» (1915); его роман «Митра в руке» (1927) носит остро антиклерикальный характер. Реалистич. поэзия представлена творчеством Ф. Ласо Марти (1864—1909), автора поэмы «Креольская сильва» и сб. «Сумерки», позднее вошедших в сб. «Стихи» (1914); поэзией в нар. духе А. Романасе, сатирич. стихи к-рого полны ненависти к богачам и сочувствия к обездоленным.

Почти одновременно возникает и «модернизм», крайне неоднородное направление, представители к-рого были единодушны лишь в отрицании традиций лит-ры 19 в. Одни из них открыто стали на путь декадентства, как, напр., прозаики Х. Р. Покатерра (р. 1890), П. Э. Колль (1872—1947), П. С. Доминиси (р. 1872) и др., поэты М. Санчес Пескера (1851—1920), Г. Э. Муньос (1864—1908), К. Борхес (1875—1932) и др., группировавшиеся вокруг журналов нач. 20 в. «El Cojo ilustrado» («Иллюстрированный хромуша», 1892—1915) и «Cosmópolis» («Космополис», 1894—98). Другие писатели, хотя и испытали влияние декаданса, все же искали пути создания нац. по содержанию и по форме лит-ры. Так, М. Диас Родригес (1871—1927) в романах «Поверженные идолы» (1901), «Кровь патрициев» (1902), отдав дань социальному скепсису и даже идеям Ф. Ницше, показывал обществ. конфликты в стране; Л. М. Урбанеха Ачельполь (1874—1937) в романах «У нас в стране» (1916), «Дом четырех бичей» (1937) и рассказах воссоздавал правдивые картины сел. жизни; к нар. жизни обратились в своих стихах Т. И. Потентини, У. Перес (1871—1926), А. Арвело Ларрива (1883—1934), А. Мата (1870—1931) и др.

В 20—30-х гг. 20 в. поэтич. молодежь увлекалась различными течениями европ. «левого» иск-ва — кубизмом, футуризмом, сюрреализмом и т. п., центром к-рых стал в нач. 30-х гг. журн. «Viernes» («Пятница»). В кружок, сформировавшийся вокруг журнала и его организатора прозаика А. Услара Пьетри (р. 1906), входили поэты А. М. Керемель (1900—39), А. Элой Бланко (р. 1897); позднее — В. Хербаси (р. 1913), П. Рохас Гуардиа (р. 1909) и др. Их произв., напр. историч. романы и рассказы Услара Пьетри «Варрава и другие рассказы» (1928), «Алые копья» (1931), «Путь Эль Дорадо» (1948), его пьесы «Невидимый бог» (1957) и «День Альтаро Альбано» (1958), написанные в нарочито усложненном стиле, далеки от проблем нац. жизни.

Одновременно под воздействием демократич. и революц. движения в стране усилилось критико-реалистич. направление в В. л. Крупнейший представитель критического реализма в Венесуэле 20 в. — Р. Гальегос (р. 1884), известный своими романами «Донья Барбара» (1929, рус. пер. 1959), «Канайма» (1935, рус. пер. 1959) и др. В них дана разносторонняя картина жизни и социальных противоречий Венесуэлы. Писатель-католик М. Брисеньо Ирагорри разоблачил сев.-амер. империализм в романе «Радость земли»; М. Отеро Сильва (р. 1908) рассказывал о борьбе против диктатуры Гомеса в романах «Лихорадка» (1939) и «Мертвые

915

дома́» (1957); социальная тема звучала в стихах Л. Мартинеса (1889—1941), Ф. Пиментеля (псевд. — Хоб Пим; 1890—1942) и др. Находившаяся долгие годы в изгнании поэтесса Л. Веласкес опубл. сб. стихов «Поэзия сопротивляется» (1955) о борьбе народа против фашистской диктатуры. Группа писателей сближается с коммунистич. и революц. движением. Среди них — прозаик Э. Мухика, поэт К. А. Леон (р. 1914), за свои поэмы о мире (1950—51) награжденный в 1952 Золотой Медалью Мира, более молодые поэты А. Ламеда (р. 1920), П. Лайа, автор поэмы «Послание мира» (1955) и др. произв. в защиту мира и демократии.

Литературная периодика. Первое периодич. изд. Венесуэлы — еженедельник «La Gaceta de Caracas» («Газета Каракаса», 1808—21), публиковал многочисл. произв. поэтов и публицистов просветительского направления. Большую роль в развитии лит. периодики и В. л. сыграли изд. в Лондоне выдающимся просветителем А. Бельо журн. «El Censor americano» («Американский цензор», 1820), «La Biblioteca americana o Miscelánea de literatura» («Американская библиотека, или Литературная смесь», 1823) и «El Repertorio americano» («Американский репертуар», 1826—27). Идеи Просвещения пропагандировали также «El Correo del Orinoco» («Вестник Ориноко», 1818—22) и крупнейший лит. журнал того времени «La Oliva» («Олива», 1836—46), выпускавшиеся писателями Ф. Торо и Х. Л. Рамосом.

Первые произв. романтич. поэзии печатал журн. «La Guirnalda» («Гирлянда», 1838—40). Для пропаганды и утверждения романтизма много сделали еженедельные журналы «El Venezolano» («Венесуэлец», 1840—45), «La Unión» («Единение», 1841—1852), «El Ateneo» («Атеней», 1854—55), «El Semanario» («Еженедельник», 1877—78) и др. Бытоописательная и реалистич. лит-ра получала освещение на страницах журн. «La Época» («Эпоха», 1878), «Entrega literaria» («Литературные публикации», 1882), «La Lira venezolana» («Венесуэльская лира», 1882—86), «La América ilustrada y pintoresca» («Иллюстрированная и живописная Америка», 1888—90) и др. На страницах журн. «El Cojo ilustrado» («Иллюстрированный хромуша», 1892—1915) и «Cosmópolis» («Космополис», 1894—98), ставших центрами «модернистского» движения, печатались и писатели реалистич. направления, органами к-рых были также журн. «La Alborada» («Рассвет», 1909), «Actualidades» («Современность», 1917—21, изд. Р. Гальегосом). В 20—30-х гг. писатели различных «левых» течений выпускали журн. «Élite» («Элита», 1925), «Válvula» («Клапан», 1928), «Perfiles» («Профили», 1924—31), «La Crónica» («Хроника», с 1938) и др. Передовые писатели Венесуэлы группируются вокруг журн. «Revista Nacional de cultura» («Национальный журнал культуры», с 1938).

Лит.: Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати. Библиография, [Сост. Л. А. Шур], М., 1960, с. 102—10, 267—68; Díaz Seijas P., Historia y antología de la literatura venezolana, t. 1—2, Madrid — Carácas, 1953—54; Güel y Mercader J., Literatura venezolana, t. 1—2, Carácas, 1883; Picón Febres G., La literatura venezolana en el siglo XIX, 2 ed., B. Aires, 1947; Picón Salas M., Formación y proceso de la literatura venezolana, Carácas, 1940; Waxman S. M., A bibliography of the belles-lettres of Venezuela, Camb. (Mass.), 1935.

З. И. Плавскин.