772

БУ́НИН, Иван Алексеевич [10(22).X.1870, Воронеж, — 8.XI.1953, Париж] — рус. писатель. Род. в старинной обедневшей дворянской семье, в к-рой любовь

773

к отечеств. лит-ре, культ А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Я. П. Полонского сочетались с сословными предрассудками, постоянными воспоминаниями о былом величии столбового дворянского рода. Б. провел детство в фамильном имении — на хуторе Бутырки Орловской губ., среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». В 1881 поступил в елецкую гимназию, но, не окончив четырех классов, продолжал образование под руководством старшего брата Юлия, сосланного народовольца. Бедность, стучавшаяся в усадьбу, заставила Б. в 1889 покинуть родовое гнездо. Он работал корректором, статистиком, библиотекарем, окунулся в газетную поденщину («Орловский вестник», «Киевлянин», «Полтавские губ. ведомости»). В печати выступил в 1887 (стих. «Над могилой Надсона»). В 1891 в Орле вышел сб. «Стихотворения», где среди подражаний выделяется пейзажная лирика, насыщенная впечатлениями от родной Орловщины. Б. глубоко поэтически и с подлинным знанием, присущим человеку, выросшему в деревне, воспроизводил мир природы. Сб-ки «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) — пример совершенствования стиха в его «старых» классич. формах, продолжающих традиции А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. К. Толстого. Поэзия Б. — песнь о родине, ее «бедных селеньях», необъятных лесах в «атласном блеске березняка». В том же тематич. ключе написаны ранние рассказы Б. о голодной, нищей деревне («Танька», «На край света», «Вести с родины»), о полузаброшенных усадьбах, где доживают свой век дворянские бобыли («На хуторе», «В поле»). К декабрю 1895 относится знакомство Б. с А. П. Чеховым, к 1899 — с М. Горьким, к-рый привлек Б. к сотрудничеству в изд-ве «Знание», содействуя росту демократич. взглядов молодого писателя. И если в лучших рассказах этой поры — «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Новая дорога» (1901) — еще ощутима социальная индифферентность Б., то более поздний «Чернозем» (1904) написан в лучших традициях «Знания» и насыщен обществ. проблематикой. Приподнятый и строгий ритм в соединении с пластичной внешней изобразительностью, неожиданные метафоры, настоящий праздник ароматов и красок, неповторимый худож. лаконизм — таковы осн. черты новаторской поэтики Б. «...Он так стал писать прозу, — резюмирует Горький в одном из писем, — что если скажут о нем: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения» (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 228). В предреволюц. творчестве Б. отразился распад патриархальной помещичье-крест. Руси в условиях стремительно развивающихся бурж. отношений. Хроникой вырождения усадебного дворянства явилась повесть «Суходол» (1911). Начиная с повести «Деревня» (1910), писатель обращается к широкой обществ. тематике. Судьбу России он воспринимает как судьбу рус. крестьянства (рассказы «Древний человек», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава»). С большой худож. силой запечатлена в рассказах Б. темная, отсталая Русь, трагедия нищего, духовно обездоленного народа. Эпизоды дикой и жестокой деревенской жизни приобретают порой у Б. натуралистич. характер. Не сумев увидеть в деревне ничего нового, Б. своим изображением косной крест. среды в пору после поражения революции 1905 дал, однако, по

774

выражению В. В. Воровского, «...своего рода исследование о причинах памятных неудач».

Полное собрание сочинений. Обложка М. Соломонова

Полное собрание сочинений
(Петербург, 1915). Обложка
М. Соломонова.

К этому времени выдающийся талант Б. получает всеобщее признание. В 1909 Академия наук избрала его почетным академиком. В 900-е гг. Б. много путешествовал. Итогом его поездки по Востоку был цикл очерков «Храм Солнца» (1907—1911). В 10-е гг. совершенствуется реалистич. метод Б., новая разнообразная тематика вторгается в его творчество: удушливый быт мещанства («Хорошая жизнь»), городское дно с кабаками и дешевыми номерами («Петлистые уши»), проникновение в «темные аллеи» человеческой страсти («Сны Чанга»). Предреволюц. проза Б. пронизана враждебным отношением к капиталистич. цивилизации («Господин из Сан-Франциско», 1915), колониализму («Братья», 1914). Лишь в близости к природе, к простой жизни находит художник источник очищающего воздействия на человека. Дореволюц. наследие Б., в к-ром преломилось многообразное воздействие традиций Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, — значит. вклад в реалистич. лит-ру 20 в. Подчас Б. приближался к той грани, за к-рой начинается создание самоцельных образов, однако он никогда не переходил на эстетич. позиции модернизма. Мастер «малых» форм — повести, рассказа, новеллы, Б. был тонким стилистом, создавшим особый «парчовый» (многокрасочный, плотный, узорчатый) язык. Живописность и строгость, музыкальность и выразительность ритмич. рисунка характерны для бунинской прозы. Он известен также как мастер поэтич. переводов, среди к-рых «Песня о Гайавате» (1896, 2 изд. 1898) Г. Лонгфелло, философские драмы Дж. Байрона «Каин» (1905), «Манфред» (1904), «Небо и земля» (1909) и др.

Избранные произведения. Титульный лист М. Митурича

Избранные произведения
(Москва, 1956). Титульный
лист М. Митурича.

Враждебно встретив Октябрьскую революцию, Б. в 1920 эмигрировал во Францию и в дальнейшем публиковал свои соч. преим. за границей. Выступал со статьями, направленными против Сов. России. В творчестве Б. 20-х гг. назревал кризис. Оторванность от родины ограничила диапазон художника, лишила его связей с современностью. Б. обратился к интимным, лирич. воспоминаниям молодости. Роман «Жизнь Арсеньева» (отд. изд. 1930, Париж; вошел в однотомник произв. Б., изд. в Москве в 1961) как бы замкнул цикл худож. автобиографий,

775

связанных с жизнью рус. поместного дворянства. Б. рисовал красоту рус. природы и рус. человека (рассказы «Косцы», «Лапти», «Божье древо»), воскрешал обаяние старой Москвы («Далекое», «Благосклонное участие»). Все настойчивее звучала в его произв. тема смерти, выступающей разрешительницей всех противоречий в рассказах о роковой страсти («Митина любовь», 1925; «Дело корнета Елагина», 1927; цикл новелл «Темные аллеи», Нью-Йорк, 1943). Герои этих рассказов — люди трагич. темперамента, однако их нетерпимость к пошлости проявляется лишь в испепеляющей, губительной любви-страсти. В поздних произв. Б. чаще использует символику; конкретно-чувственная форма в его прозе приобретает почти пластич. осязаемость. В то же время все социальное растворяется; остается любовь, страдание, тоска по идеалу. В эмиграции Б. создал сугубо пессимистич. кн. о Л. Н. Толстом («Освобождение Толстого», Париж, 1937), написал «Воспоминания» (Париж, 1950), в к-рых содержатся выпады против деятелей сов. рус. культуры — М. Горького, А. Блока, В. Брюсова, А. Толстого, а также кн. об А. П. Чехове (Нью-Йорк, 1955). В 1933 Б. была присуждена Нобелевская премия.

Во многом противоречивое наследие Б. обладает большой эстетич. и познават. ценностью. Он принадлежал к тем художникам-реалистам, к-рые, по выражению М. Горького, «с изумительной силой чувствовали значение обыденного и прекрасно изображали его». Будучи преемником традиций рус. лит-ры 19 в., Б. явился одним из последних крупных представителей критич. реализма в России нач. 20 в.

Соч.: Под открытым небом. Стихотворения, М., 1898; Листопад, М., 1901; Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1902—09; Полн. собр. соч., т. 1—6, П., 1915; Собр. соч., т. 1—12, [Берлин], 1934—39; Темные аллеи, 2 изд., Париж, 1946; Весной в Иудее. Роза Иерихона, Нью-Йорк, 1953; Собр. соч., т. 1—5, М., 1956; Избр. произведения, М., 1956; Стихотворения, 3 изд., Л., 1961; Повести. Рассказы. Воспоминания, М., 1961.

Лит.: Воровский В. В., Бунин, в его кн.: Литературно-критич. статьи, М., 1956; Айхенвальд Ю. И., Силуэты рус. писателей, 3 изд., в. 3, М., 1917; Батюшков Ф. Д., И. А. Бунин, в кн.: Рус. лит-ра XX века. 1890—1910, под ред. С. А. Венгерова, [кн. 7], М., [б. г.]; Горбов Д., У нас и за рубежом, [М.], 1928; Михайловский Б. В., Рус. лит-ра XX века. С 90-х годов XIX в. до 1917, М., 1939; Касторский С., Горький и Бунин, «Звезда», 1956, № 3; Бабореко А., Юношеский роман И. А. Бунина, альманах «Лит. Смоленск», 1956, № 15; его же, Чехов и Бунин, в кн.: Лит. наследство, т. 68, М., 1960; Михайлов О., Проза Бунина, «Вопр. лит-ры», 1957, № 5; его же, Бунин и Толстой, в кн.: Лев Николаевич Толстой. Сб. статей о творчестве, [под ред. Н. К. Гудзия], [сб.] 2, М., 1959; Муромцева-Бунина В. Н., Жизнь Бунина, Париж, 1959; Никулин Л. В., Чехов. Бунин. Куприн. Лит. портреты, М., 1960; Стерлина И. Д., Иван Алексеевич Бунин, Липецк, 1960.

О. Н. Михайлов.