522
БЕ́ЛЫЙ, Андрей [псевд.; наст. имя — Борис Николаевич Бугаев; 14(26).X.1880, Москва, — 8.I.1934, там же] — рус. сов. писатель, теоретик символизма. Род. в семье проф. математики Н. В. Бугаева. В 1903 окончил естеств. отделение математич. ф-та Моск. ун-та. Изучение Ч. Дарвина, философов-позитивистов сочеталось у Б. с увлечением теософией и оккультизмом, философией Вл. Соловьева, А. Шопенгауэра, неокантианства. Б. выступил в печати со стихами в 1901. Принадлежал к символистам «младшего» поколения (вместе с А. Блоком, Вяч. Ивановым, С. Соловьевым, Эллисом). Первый сб. стихов Б. «Золото в лазури» (1904) отразил идеализацию патриарх. старины и одновременно ее иронич. переосмысление. В написанных ритмич. прозой и построенных как крупное муз. произв. четырех симфониях («Героическая», 1900, изд. в 1903 под назв. «Северная симфония»; «Драматическая», 1902; «Возврат», 1905; «Кубок метелей», 1908) сказались декадентские черты поэзии Б.; мистич. мотивы в них перемежаются с пародированием собственных апокалиптич. чаяний (2-я симфония). Революция 1905 вызвала у Б. усиленный интерес к обществ. проблемам. В поэтич. сб. «Пепел» (1909) запечатлены картины народной скорби, трагедия деревенской Руси, даны остро сатирич. портреты власть имущих. В дальнейшем Б. обращается к философской лирике («Урна», 1909), возвращается к мистич. мотивам («Христос воскресе», 1918, «Королевна и рыцари», 1919, «Звезда», 1919, «После разлуки», 1922). В прозе Б. рассудочный символизм своеобразно переплетается с реалистич. традициями Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. В романе «Серебряный голубь» (1909) изображены мистич. искания интеллигента, попытки сближения с народом на почве сектантства. Лучшее прозаич. произв. Б. — роман «Петербург» (1913—14, перераб. изд. 1922), где сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на
523
реакционно-бюрократич. Петербург. Олицетворением мертвящего режима становится гротескно-заостренная фигура сенатора Аблеухова, живого мертвеца, пытающегося «подморозить» Россию, подавить непокорные пролетарские «острова» столицы. Революц. движение в романе рисуется в искаженном свете. Находясь за границей, Б. в 1912 испытал влияние главы антропософов Р. Штейнера и увлекся его учением о самосовершенствовании. В 1916 возвратился в Россию. Б. приветствовал Октябрьскую революцию.
В послереволюц. годы Б. вел занятия по теории поэзии с молодыми писателями в Пролеткульте, издавал журн. «Записки мечтателей». В автобиографич. повестях «Котик Летаев» (1922), «Крещеный китаец» (1927) и историч. эпопее «Москва» (ч. 1 — «Московский чудак», 1926, ч. 2 — «Москва под ударом», 1926; «Маски», 1932) он оставался верен символистской поэтике с ее сюжетной разбросанностью, смещением плоскостей, предельным вниманием к ритму фразы, звуковому ее смыслу. Картины дворянско-бурж. разложения «прорывались» в прозе Б. сквозь апокалиптические видения и мистич. бреды о «пришествии». Как теоретик-стиховед и лит. критик Б. выступил с книгами «Символизм» (1910), «Луг зеленый» (1910), «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и др., в к-рых широко разработал проблемы стиховедения. Значит. интерес представляют мемуары Б.: «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века. Воспоминания» (1933) и «Между двух революций» (1934), в к-рых дана широкая картина идейной жизни рус. интеллигенции 20 в.
Соч.: Собр. соч., т. 4, 7, [М.], 1917; Избр. стихотворения, Берлин, 1923; Мастерство Гоголя, М. — Л., 1934; Петербург, М., 1935; Стихотворения. Вступ. ст., ред. и примеч. Ц. Вольпе, Л., 1940; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940.
Лит.: Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Иванов-Разумник, Вершины. А. Блок, А. Белый, П., 1923; Воронский А., Литературные портреты, т. 1, М., [1928]; Лит. наследство, [т.] 27—28, М., 1937; Михайловский Б. В., Рус. лит-ра XX в., М., 1939; История рус. лит-ры, т. 10, М. — Л., 1954.
О. Н. Михайлов.