- 282 -
АРГЕНТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра аргент. народа на исп. яз., одна из самых развитых в Лат. Америке. Ее формирование началось в период колониального владычества Испании (16 — нач. 19 вв.). Индейские племена, населявшие территорию совр. Аргентины до ее завоевания испанцами, находились по сравнению с племенами Центр. Америки на сравнительно низком уровне развития; их устная лит-ра до нас не дошла.
Первые произв. колониального периода — историч. труды, описывающие завоевание земель в районе Ла-Платы и содержащие нередко интересные описания быта и нравов колонизаторов и индейцев. Таковы, напр., «Комментарии Альвара Нуньеса» (1555) Перо Эрнандеса и в особенности «Аргентина и завоевание бассейна реки Ла-Плата» (1602) М. дель Барко Сентенера.
- 283 -
Поэзия и проза 16—18 вв. носили эпигонский характер и следовали за реакц. течениями исп. лит-ры. В этом отношении характерно творчество Л. де Техеда (1604—1680), создававшего произв. в духе гонгоризма (поэма «Паломник в Вавилоне»). Лишь в нар. поэзии Аргентины издавна развивались свободолюбивые мотивы. Возникший на основе исп. романсов и других жанров исп. нар. поэзии, аргент. фольклор получил наиболее яркое воплощение в гражданских и лирических песнях «сьелито», «бриндис», песне-танце «медиас каньяс» и др.
В 18 в. в произв. аргент. писателей начало ощущаться влияние франц. просветит. философии. Одно из первых свидетельств этого — книга неизв. автора, скрывшегося под псевд. Конколоркорво, «Поводырь слепых пешеходов» (1773). Живое описание быта и нравов Аргентины здесь сочетается с просветит. критикой действительности. М. де Лаварден (1754 — ок. 1810) в своей «Оде Паране» (1801) пытался рассказать о природе родной страны, используя традиц. формы классич. оды, а в трагедии «Сирипо» (1789) драматизировал легенду времен завоевания Аргентины испанцами. Басни с просветит. тенденциями писал в эти годы Д. де Аскуэнага (1758—1821). Под влиянием франц. бурж. революции конца 18 в. и войны за независимость в Сев. Америке нарастало нац.-освободит. движение и в Аргентине. В мае 1810 началась вооруж. борьба против исп. гнета, завершившаяся провозглашением независимой республики. В этот период широкое развитие получили журналистика и публицистика. Б. де Монтеагудо (ок. 1785—1825), издатель прогрессивных газет «Mártir o libre» («Мученик или свободный»), «Grito del Sur» («Клич Юга») и др., печатал в них пламенные призывы к освобождению.
В поэзии периода войны за независимость, лучшие образцы к-рой были позднее изданы в сб-ках «Аргентинская лира» (1824) и «Собрание патриотических стихов» (1826), господствовал революц.-патриотич. классицизм. Наиболее характерно в этом смысле творчество В. Лопеса-и-Планеса (1785—1856), автора «Патриотического марша» (1810), ставшего нац. гимном Аргентины; Э. де Лука (1786—1824), к-рому принадлежат поэмы, посвященные победам в борьбе против исп. колонизаторов; Х. К. Лафинура (1797—1824), одного из наиболее последоват. борцов за демократич. устройство новой республики, автора оды «На освобождение Лимы» (1821), «Гимна» (1822) и др. произв.; Х. Круса Варелы (1794—1839) и др. По иному пути развивалась патриотич. поэзия Б. Идальго (1788—1822); он одним из первых обратился к нар. творчеству «гаучо» (пастухов). Ему принадлежат многочисл. «сьелито» и «диалоги», в к-рых, откликаясь на злободневные темы, он сатирически разоблачает происки врагов народа и воспевает свободу Аргентины.
В период помещичье-клерикальной диктатуры (1829—51) в Аргентине развивалась революц.-романтич. поэзия. Она была представлена творчеством противников тирана Росаса, которые создали в 1838 тайную революционную организацию «Майская ассоциация». Главой и талантливейшим представителем революц.-романтич. направления стал Э. Эчеверриа (1805—51), автор сб. стихов «Утешения» (1834). В сб. «Стихи» (1837) вошла его знаменитая поэма «Пленница» — трагич. история любви двух молодых людей; в поэме изумительно нарисованы картины аргент. природы. Его друг и единомышленник Х. М. Гутьеррес (1809—78) был не только поэтом, но и прозаиком, автором новелл «Человек-муравей» (1838) и «Капитан патрициев» (1838), первых образцов аргент. романтич. прозы, а также ученым-историком и литературоведом, оставившим ценные исследования по А. л. К «Майской ассоциации» принадлежали также писатель и публицист
- 284 -
Х. Б. Альберди (1810—84), прозаик В. Ф. Лопес (1815—1903), автор историч. романа «Невеста еретика» (написан 1840, опубл. 1854) и др. С поэтами «Ассоциации» связано и творчество Х. Мармоля (1815—71), опубл. в эмиграции поэму «Странник» (1847), отмеченную влиянием Дж. Байрона, сб. стихов «Гармонии» (1851) и пьесы «Поэт» (1842) и «Крестоносец» (1851). Однако его лучшим соч. является роман «Амалия» (1855), первое подлинно нац. произв. аргент. прозы, романтич. повествование о любви преследуемого сторонниками Росаса борца за свободу. Одним из вождей революц.-романтич. направления стал и крупнейший обществ. деятель и публицист Д. Ф. Сармьенто (1811—1888), автор кн. «Факундо» (1845), разоблачающей господствовавший в стране реакц. режим, а также мемуарных произв. «Моя защита» (1843) и «Воспоминания о провинции» (1850).
Во 2-й пол. 19 в., когда в стране происходили утверждение капитализма и процесс формирования нации, широкое развитие получила т. н. «лит-ра гаучо», посвященная жизни обитателей аргент. пампы. Продолжая традиции Б. Идальго, поэты этого направления использовали фольклорные поэтич. жанры: И. Аскасуби (1807—75), автор политич. и лирич. песен и романа в стихах «Сантос Вега, или Близнецы из Ла-Флор» (1851), Э. дель Кампо (1834—80), к-рый прославился поэмой «Фауст» (1866), своеобразным пересказом известной легенды, вложенным в уста гаучо. Крупнейшим представителем «лит-ры гаучо» был Х. Эрнандес (1834—86), чья эпич. поэма «Мартин Фьерро» своеобразно отразила историч. процессы, происходившие в стране, — превращение свободных скотоводов-гаучо в батраков. Поэма состоит из двух частей: в 1-й из них, опубл. в 1872, Эрнандес рассказывает о тяжкой жизни гаучо, изгоняемых с насиженных мест помещиками; 2-я часть, названная «Возвращение Мартина Фьерро» (1879), повествует о жизни героя среди индейцев. Полная горячего сочувствия к беднякам, поэма гневно обличает своекорыстие правящих классов. «Мартин Фьерро» — величайшее произв. нац. А. л.
Оставшаяся при жизни ненапечатанной новелла «Бойня» (написана 1836, изд. 1870, рус. пер. 1957) Э. Эчеверрии положила начало развитию реалистич. прозы. Первым этапом в этом развитии стал т. н. «костумбризм» (от исп. costumbre — обычай, нрав), представители к-рого не шли далее правдивого описания быта и нравов аргент. общества. К числу наиболее известных представителей этого направления принадлежали прозаики Л. В. Лопес (1848—94), автор нравоописат. романа из жизни Буэнос-Айреса «Большая деревня» (1884) и мн. рассказов; юморист Э. Вильде (1844—1913); П. Груссак (1848—1929), пропагандист творчества франц. парнасцев в Аргентине, влияние к-рых сказалось в его романе «Запретный плод» (1884) и рассказах, собр. в кн. «Аргентинские рассказы» (2 изд., 1922); прозаик М. Кане (1851—1905); поэты К. Гидо-и-Спано (1827—1918), Р. Гутьеррес (1836—96) и др. Критико-реалистич. тенденции ярко обнаруживаются в единств. романе Х. Миро (1868—96) «Биржа» (1890), где остро разоблачит. критике подвергнут капитализм, утверждающийся в Аргентине. Широкую известность получили также романы и рассказы М. Угарте (1878—1951), Х. С. Альвареса, выступавшего под псевд. Фрай Мочо (1858—1903), романы и пьесы Р. Пайро (1867—1928), особенно прославившегося сатирич. романом «Приключения внука Хуана Морейры» (1910, рус. пер. 1927), произв. поэта О. В. Андраде (1841—82), в своих поэмах «Гнездо кондоров», «Прометей» (1877), «Атлантида» (1881) и др., утверждавшего идею духовной независимости аргент. культуры, П. Б. Паласьоса, известного под псевд. Аль-мафуэрте (1854—1917), автора многочисл. стихов о гор. бедноте, и др.
- 285 -
Тема «гаучо» все чаще предстает в идиллич. виде. Начало такой трактовке положил Р. Облигадо (1851—1920), в поэме «Сантос Вега» (1885) воссоздавший облик легендарного поэта-гаучо. По этому же пути пошли романист Э. Гутьеррес (1853—90), драматург Ф. Санчес (1875—1910). Быт гаучо в романтико-идеализированном виде показан был позднее и в талантливом романе «Дон Сегундо Сомбра» (1926, рус. пер. 1960) Р. Гуиральдеса (1886—1927).
Уже с конца 19 — нач. 20 вв. в бурж. А. л. начали обнаруживаться черты кризиса. Одновременно получает широкое распространение натурализм, наиболее видным представителем к-рого в А. л. являлся романист Э. Камбасерес (1843—88), а также декадентская лит-ра, представленная творчеством поэтов Л. Диаса (1862 — г. смерти неизв.), автора стихотворных сб-ков «Барельефы» (1895), «Завоеванная Атлантида» (1904), «Амфоры и урны» (1923); прозаика А. де Эстрада (1872—1923), автора романа «Искупление» (1905) и др. С лит-рой «модернизма» связан и романист Э. Ларрета (р. 1875), чей историч. роман «Слава дон Рамиро» (1908) дает яркую картину жизни Испании эпохи Филиппа II. В творчестве Л. Лугонеса (1874—1938), автора сб-ков стихов «Золотые горы» (1897), «Сумерки в саду» (1905), «Оды веку» (1910) и др., декадентские тенденции сложно переплетаются с патриотич. и обществ. мотивами. В сб-ках рассказов Лугонеса «Война гаучо» (1905), сюжеты к-рых взяты из истории Аргентины, «Чуждые силы» — из современной поэту жизни и др., меткие наблюдения и правдивость деталей сочетаются с пышной декоративностью стиля.
В условиях подъема революц. и демократич. движения, последовавшего за Октябрьской революцией в России, в А. л. началось размежевание сил, образовались две группы. Т. н. «группа Флориды», во главе к-рой стояли поэты Л. Лугонес и Х. Л. Борхес (р. 1899), автор сб. стихов «Луна напротив» (1925), «Тетрадь Сан-Мартина» (1929) и др., а также прозаик Уго Васт (псевд. писателя Г. М. Сувириа, р. 1883), пропагандировала лозунг «искусство для искусства» и культивировала все модные течения декадентской лит-ры Европы и США. Литераторы т. н. «группы Боэдо» провозгласили лозунг «искусство для жизни» и развивали традиции критич. реализма и нац. лит-ры. Крупнейшие представители этой группы — Р. Арльт (1900—42), автор романов «Семеро сумасшедших» (1929) и «Огнеметы» (1931), Альваро Юнке (псевд. писателя А. Гондольфи, р. 1890), написавший сб-ки стихов и рассказов, гл. обр. о детях, и другие — изображали сочувственно жизнь нар. масс. Реалистич. традиции развивал в своем творчестве талантливый прозаик Б. Линч (1885—1951), большинство романов к-рого — «Бегство» (1922), «Англичанин — искатель костей» (1924), «Зеленая палочка» (1925) и др. и рассказов, собранных в кн. «О полях близ столицы» (1931), посвящено описанию жизни простых людей в аргент. пампе. Особенно значителен его роман «Стервятники Флориды» (1916), разоблачающий хищнич. нравы помещиков. Под влиянием творчества М. Горького к социальным темам обратился и писатель М. Гальвес (р. 1882), в романах «Нача Регулес» (1919, рус. пер. — «Наха», 1923) и «История предместья» (1922) нарисовавший картины городского «дна»; однако с сер. 20-х гг. писатель отошел к национализму и католицизму.
В аргент. поэзии в 20-е гг. господствовало «левое» иск-во, увлечение формализмом. Лишь на рубеже 30-х гг., в обстановке экономич. кризиса и подъема рабочего движения, нек-рые из представителей «левого» иск-ва — К. К. Итурбуру (р. 1902), Р. Гонсалес Туньон (р. 1905) и др. — стали на подлинно прогрессивные позиции. Так, Гонсалес Туньон, ранние поэтич. сб-ки
- 286 -
к-рого написаны в «ультраистской манере», обратился к социальной теме в сб-ках «Все пляшут» (1934) и «Бронированная роза» (1936). В дальнейшем поэт, испытавший влияние В. В. Маяковского, создает боевые революц. стихи. Для его деятельности последних лет, как и для творчества мн. других совр. прогрессивных поэтов, характерно обращение к нар. поэтич. формам и приемам. Их использовали нар. поэт и композитор А. Юпанки, а также Н. Перейра (р. 1917) в своих поэтич. сб-ках «Простые стихи» (1942), «Строфы о сахарном тростнике» (1952) и др., в к-рых поэт возрождает традиции поэзии «гаучо».
После 2-й мировой войны борьба между прогрессивным, реалистич. иск-вом и различными течениями бурж.-декадентской лит-ры резко обострилась. Начинают распространяться экзистенциализм, «магический реализм» и др. космополитич. течения. В творчестве Э. Сабато, автора романа «Тунель» (1948), Х. Бьянко, выпустившего неск. сб-ков рассказов и роман «Крысы» (1943), М. Мухики Лайнеса (р. 1910), автора псевдо-историч. романов «Здесь шла жизнь» (1949), «Таинственный Буэнос-Айрес» (1951), «Приглашенные в рай» (1957) и др., господствуют беспросветное отчаяние, неверие в человеч. разум, мрачная символика, а нередко и откровенная патология. Эти же черты присущи и последним романам Э. Мальеа (р. 1903; «Враги души», 1950, «Башня», 1950, «Обладание», 1958, и др.), начинавшего с социальных романов («История одной аргентинской страсти», 1937) и рассказов (сб. «Город близ недвижимой реки», 1936).
Нац. реалистич. традиции в совр. А. л. отстаивают писатели, обращающиеся к социальной теме. Э. Л. Кастро (р. 1902) в своих рассказах и романах «Островитяне» (1944, рус. пер. 1961), «Вспаханное поле» (1953, рус. пер. 1960) и др., прозаики Бернардо Вербицкий (р. 1907), автор романов «Угол» (1953), «Сватовство» (1956) и др., Л. Гудиньо Крамер, выпустивший книги «Чужая земля» (1943), «Кони» (1956) и др., Д. Виньяс, автор романа «Владельцы земли» (1958), К. Руис Доде (р. 1901) и др. с большой теплотой рассказывают о тяжкой жизни простых людей, провозглашают веру в человека. А. Варела (р. 1914) в романе «Тёмная река» (1943, рус. пер. 1946) рисует адские условия труда рабочих на плантациях, показывает пробуждение классового сознания тружеников. Молодые прозаики Р. Ларра (р. 1913) в повестях «Гран Чако» (1947, рус. пер. 1949), «Его звали вихрастым» (1956, рус. пер. 1958) и др., Х. Х. Манаута, выпустивший роман «Белые земли» (1956), Х. А. Флориани (р. 1924) в романе «Озаренные надеждой» (1956) обращаются к теме борьбы народа за свои права.
Мн. годы трудится над созданием театра для народа романист, драматург и режиссер Л. Барлетта (р. 1902), один из основателей «группы Боэдо». Талантливые произв. для театра создали также О. Драгун и А. Кусани. Поэтесса Л. Герреро перевела на исп. яз. мн. стихи и поэмы В. Маяковского. Критик-коммунист Э. Агости (р. 1911) в книгах «Защита реализма» (1945), «О политике в области культуры» (1956), «Нация и культура» (1959), А. Юнке, написавший работу «Социальная тема в аргентинской литературе» (1941), и др. отстаивают принципы реалистич. иск-ва в борьбе против декадентской лит-ры. Борьба за мир, с идеями к-рой связаны мн. прогрессивные писатели, стала одной из важных тем в творчестве писательницы М. Р. Оливер (р. 1905). Член Всемирного Совета Мира, за свою обществ. деятельность и худож. творчество она удостоена Золотой Медали Мира и Междунар. Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
Литературная периодика. В первом периодич. изд. Аргентины «Telégrafo Mercantil...» («Коммерческий телеграф...», 1801—02) нередко публиковались стихи поэтов революц.-патриотич. классицизма;
- 287 -
эти же традиции развивали издания периода борьбы против исп. владычества: «Gaceta de Buenos Aires» («Газета Буэнос-Айреса», 1810—21), а также издававшиеся Лит. об-вом ежемесячная газ. «La Abeja Argentina» («Аргентинская пчела», 1822—23) и первый лит. журн. «El Argos de Buenos Aires» («Аргус Буэнос-Айреса», 1821—25). Выпускавшийся в 1837—38 Х. Б. Альберди журн. «La Moda» («Мода») стал органом передовой молодежи и пропагандистом революц.-романтич. иск-ва. В период диктатуры Росаса лит. периодика в стране почти исчезла. Ее возрождение относится к 60-м гг. 19 в., когда появляются «La Revista de Buenos Aires» («Журнал Буэнос-Айреса», 1863—71), изд. Висенте Х. Кесадой, и «Revista Argentina» («Аргентинский журнал», 1868—72) Х. М. Эстрады и П. Гойены. Оба журнала призывают к созданию подлинно нац. лит-ры, популяризируют «костумбристскую» (нравоописательную) лит-ру и способствуют утверждению реализма в А. л. Осн. Х. С. Альваресом (псевд. — Фрай Мочо) журн. «Caras y caretas» («Лица и маски», 1898—1939) и журн. «Nosotros» («Мы», 1907—34, 1936—43) широко публиковали совр. зарубежных и аргент. авторов, не придерживаясь строго определенных эстетич. позиций. «Левое» иск-во пропагандировал журн. «Martín Fierro» («Мартин Фьерро», 1924—27). Передовые писатели, объединившиеся в Ассоциацию лиц интеллектуального труда, с 1941 издавали «Nueva Gaceta» («Новую газету»); в послевоен. время они группируются вокруг выпускаемого Л. Барлеттой изд. «Propósitos» («Намерения», с 1951) и «Cuadernos de cultura» («Тетради по культуре», с 1952).
Лит.: Аргентинские рассказы, М., 1957; Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати, сост. Л. А. Шур, М., 1960, с. 46—76, 264—65; Aita A., La literatura argentina contemporánea (1900—1930), B. Aires, 1931; Arrieta R. A. (ed.), Historia de la literatura argentina, t. 1—5, B. Aires, 1958—59; Bianchi A. A., Teatro nacional, B. Aires, 1920; Estrella Gutiérrez F. y Suárez Calimano E., Historia de la literatura americana y argentina con antología, [7 ed.], B. Aires, [1946]; García G., La novela argentina. Un itinerario, B. Aires, 1952; Ghiano J. C., Poesía argentina del siglo XX, Méx. — B. Aires, [1957]; его же, Testimonio de la novela argentina, B. Aires, 1956; Giménez Pastor A., Historia de la literatura argentina, t. 1—2, [B. Aires], 1945; Leumann C. A., La literatura gauchesca y la poesía gaucha, B. Aires, [1953]; Loprete C. A., La literatura modernista en la Argentina, B. Aires, 1955; Puig J. de la C., Antología de poetas argentinos, v. 1—10, B. Aires, 1910; Rojas R., Historia de la literatura argentina, v. 1—8, B. Aires, [1948—49]; Suárez Danero E., Antología gaucha, t. 1—2, Santa Fe, 1953—[1956]; Coester A., A tentative bibliography of the belles-lettres of the Argentine republic, Camb., 1933.
З. И. Плавскин.