822

ПОГО́ДИН (псевд.; наст. фам. — Стукалов), Николай Федорович [3(16).XI.1900, станица Гундоровская ныне Донецкой обл., — 19.IX.1962, Москва] — рус. сов. драматург. Родился в крестьянской

823

семье. Рано начал трудовую жизнь. После освобождения Ростова от белоказаков участвовал в проведении продразверстки. В нач. 1920 в газ. «Донская беднота» опубл. первую корреспонденцию, затем сотрудничал в «Молоте», «Трудовом Доне», «Трудовой жизни». В 1922 опубл. очерк в «Правде», куда вскоре был приглашен на постоянную работу по инициативе секретаря редакции М. И. Ульяновой. В 1922—30 много ездил по стране. Его очерки, печатавшиеся в «Правде», собраны в книгах «Кумачовое утро» (1926) и «Красные ростки» (1926). Первый сб. был положительно оценен М. Горьким. Журналистские командировки дали П. материал для первых пьес; появлению «Темпа» (пост. 1930) предшествовал цикл очерков о людях Тракторстроя; о героях «Поэмы о топоре» (пост. 1931) П. писал в очерке о златоустовских сталеварах «Поэма стальная» (1928). Пьесе о погранзаставе «Падь Серебряная» (пост. 1939) предшествовал цикл очерков «На дальневосточной границе». Газета дала драматургу не только материал и героев — обитателей рабочих общежитий, сезонников, профсоюзных активистов, инженеров и чернорабочих; на композиции первых его пьес также сказались законы газетной тематич. полосы, посвященной монтажу автомобильного конвейера в Горьком (пьеса «Мой друг», 1932) или «перековке» на Беломорско-Балтийском канале (пьеса «Аристократы», пост. 1934). Ранняя драматургия П. закрепила в себе энтузиазм и ритмы первой пятилетки, поэзию осуществления «великого плана», упоение фактом. В своих «сценических очерках», как он определил жанр «Темпа», П. сводил к минимуму «дистанцию» во времени: когда велась репетиция пьесы о строительстве Сталинградского тракторного з-да, этот завод еще не был пущен. В полемике о путях драмы П. выступал противником «комнатной пьесы», традиц. рычагов сюжетного движения — любви, ревности, измены и т. п.; он практически сближался с традицией нар. злободневного театра, а также с формами агитац. драматургии, какими их создали годы гражд. войны.

Погодин

Сцена из спектакля «Кремлевские куранты». МХАТ.

Сцена из спектакля «Кремлевские куранты». МХАТ.

Наиболее плодотворный для П. жанр — хроника, включающая и газетные факты, и историч. летопись. Историч. тема возникает в его творчестве довольно рано: «Человек с ружьем» (пост. 1937), «Кремлевские куранты»

824

(пост. 1942, в новой ред. 1956), затем — «Вихри враждебные» (1953), «Багровые облака» (пост. 1955), «Третья патетическая» (пост. 1959), сценарии «Ноябрь», «Свет над Россией», «Феликс Дзержинский». В «ленинской трилогии» («Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», Ленинская премия 1959) с наибольшей силой раскрылась тема революции, не только осуществляющей социальную справедливость, но и открывающей всем передовым обществ. силам возможность созидания, пролагающей пути материального и духовного прогресса. Для драматургии П., с ее постоянными мотивами труда, его красоты, его нравственного и эстетического значения, естествен именно такой поворот исторической темы. Слова В. И. Ленина о том, что в революции человечество переживает «счастливое время», определили тональность пьес П.

Рано ощутив себя театр. автором, П. писал в самых различных жанрах, включая либретто для оперетт («Джиоконда», 1939). Чуткость к настояниям дня подчас оборачивалась конъюнктурными тенденциями, что сказалось в пьесах «Миссурийский вальс» (1949), «Когда ломаются копья» (1953), в к-рой прототипом положит. героя оказался лжеученый, с искусственно созданной репутацией. П. знал и целые периоды неудач, напр. время войны, когда им были написаны «Московские ночи» (1942), «Икс и игрек» (1943), «Лодочница» (1943), «Живые источники» (1944) и др. пьесы, где в рамках приключенч. комедии положений происходит мгновенное превращение незаметных и неудачливых персонажей в героев. Но драматург настойчиво возвращался к не дающемуся ему жизненному материалу: есть связь между пьесами «Бархатный сезон» (пост. 1949 под назв. «В конце лета»), «Когда ломаются копья», весьма поверхностными в решении «проблемы любви», и одной из лучших пьес позднего периода — «Сонет Петрарки» (пост. 1957), где эта проблема соприкасается с вопросом о месте поэзии в жизни, о правах личности на неприкосновенность духовного мира и обывательских посягательствах на нее под видом охраны устоев «коммунистической нравственности». Другой темой, проходящей в драматургии П., становится тема духовного формирования молодежи: «Дерзость» (написана в 1930, опубл. в 1960), «Мы втроем поехали на целину» (1955), «Голубая рапсодия» (1961), «Маленькая студентка» (пост. 1959). Нравств. миру совр. молодежи посвящен также опыт П. в прозе — повесть «Янтарное ожерелье» (1960).

Блестящий полемист, П. активно участвовал в дискуссиях 30-х гг. о путях драмы. В 1951—60 был гл. редактором журн. «Театр». Деятельность П. способствовала тому оживлению, к-рым отмечена жизнь сцены на переломе 50-х гг.; П. поддерживал первые опыты драматургов В. Розова, А. Володина, Л. Зорина и др., вырастил группу молодых театр. критиков (В. Саппак, М. Туровская, М. Строева и др.). Статьи П. частично собраны в кн. «Театр и жизнь» (1953).

Соч.: Собрание драматич. произведений. [Вступ. ст. П. Маркова], т. 1—5, М., 1960; Очерки разных лет, М., 1964; Автобиография, в кн.: Сов. писатели, т. 2, М., 1959.

Лит.: Гурвич А., Три драматурга. Погодин. Олеша. Киршон, М., 1936; его же, Н. Погодин. Второе рождение, в его кн.: В поисках героя, Л. — М., 1938; его же, Н. Ф. Погодин, в сб.: Театр. альманах, кн. 7, М., 1948; Зайцев Н., Николай Федорович Погодин, М. — Л., 1958; Быкова Ф., Драматургич. трилогия Н. Погодина о Ленине, М. — Л., 1960; Рудницкий К., Портреты драматургов, М., 1961; Боборыкин В., Трилогия Н. Погодина о Ленине, М., 1962; Попов А., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Пименов Вл., О Погодине. Встречи с Погодиным, «Театр», 1963, № 9; Явчуновский Я., Театр Николая Погодина, Саратов, 1964; Юзовский Ю., «Мой друг». [Рец.], в его кн.: Зачем люди ходят в театр..., М., 1964; Анастасьев А., Трилогия Погодина О Ленине на сцене, М., 1964; Диев В., Трилогия Н. Погодина о Ленине, М., 1965; Караганов А., Огни Смольного, М., 1966; Холодов Е., Пьесы и годы. Драматургия Н. Погодина, М., 1967; Сов. литературоведение

825

и критика. Книги и статьи 1917—1962 годов. Библиографич. указатель, М., 1966.

И. Соловьева.