1000

ФИЦДЖЕ́РАЛЬД (Fitzgerald), Фрэнсис Скотт (24.IX.1896, Сент-Пол, Миннесота, — 21.XII.1940, Голливуд) — амер. писатель. Сын мелкого предпринимателя. Учился в Принстонском ун-те, но не окончил его. Первый успех ему принес во многом автобиографич. роман «По эту сторону рая» («This side of paradise», 1920), в к-ром с острой наблюдательностью воспроизведены мироощущение и образ жизни послевоенной бурж.-интеллигентской молодежи, близкой к героям писателей «потерянного поколения». Жизни артистич. богемы посвящен роман Ф. «Прелестные и проклятые» («The beautiful and the damned», 1922). С 1924 по 1930 Ф. жил преим. в Париже и на Ривьере, сблизился с группой молодых амер. литераторов, в т. ч. с Э. Хемингуэем, посвятившим Ф. ряд страниц в кн. «Праздник, который всегда с тобой». Лучший роман Ф. «Великий Гэтсби» («The Great Gatsby», 1925) — значит. явление амер. прозы 20 в. Мастерски написанный, он психологически глубоко раскрывает крах т. н. «американской мечты» — романтизированной идеи материального преуспевания, якобы доступного в США каждому. Неприглядные

С. Фицджеральд. Фотография

1001

махинации превращают Гэтсби в богача, но страстная любовь, ради к-рой завоевано богатство, растоптана и замарана.

Материальные затруднения вынуждают Ф. «запродать» себя журналу «Saturday Evening Post». Лишь через десять лет он заканчивает роман «Ночь нежна» («Tender is the night», 1934) — не лишенную автобиографич. мотивов трагич. историю молодого психиатра Дика Дайвера, чей талант загублен богатством и обманчивым счастьем праздной и внешне яркой жизни. Реалистично и выразительно изображение бурж. богемы, прожигающей жизнь на европ. курортах. 30-е гг., ознаменованные обществ. подъемом в США, стали для Ф. годами самоанализа и попыток разобраться в своем жизненном и, по его убеждению, писательском поражении. В статьях, напечатанных в 1936 в журн. «Esquire» и вошедших в сб. «Крах» («Crack up», 1945, посмертно, под ред. Эдмунда Уилсона), он признается в «эмоциональном банкротстве». В заметках и письмах 30-х гг. виден возросший интерес Ф. к социально-политич. проблемам, марксизму, СССР. Перед смертью Ф. работал над романом «Последний магнат» («The last tycoon», опубл. 1945), где предприниматель «созидательного» типа, кинопромышленник Стар, противопоставлен хищникам, «только гребущим деньги», и, с другой стороны, коммунисту, одерживающему моральную победу над Старом. Ф. умер в одиночестве, забытый читателями и критикой. В 50—60-е гг. интерес к его творчеству возродился.

«Ночь нежна» (Москва, 1971).

«Ночь нежна» (Москва, 1971).
Обложка В. Юрлова.

Соч.: The Bodley Head Scott Fitzgerald, т. 1—6, L., 1958—63; The letters of F. Scott Fitzgerald, N. Y., 1963; в рус. пер. — Первое мая, в сб.: Амер. новелла, т. 2, М., 1958; Великий Гэтсби. М., 1965; Возделай свой собственный сад, «Вопр. лит-ры», 1966, № 2; Алмаз величиной с отель Ритц, «Вокруг света», 1967, № 9—10; Военные бэби, там же, 1967, № 1; Возвращение в Вавилон. Рассказы, М., 1969; Из писем, «Вопр. лит-ры», 1971, № 2; Ночь нежна, М., 1971.

Лит.: Горбунов А. Н., Романы Скотта Фицджералда 20-х гг., «Вестник МГУ. Филология», 1965, № 2; Мендельсон М., «Второе зрение» Скотта Фицджеральда, «Вопр. лит-ры», 1965, № 3; Старцев А., Горькая судьба Фицджеральда, «Ин. лит-ра», 1965, № 2; Turnbull A., Scott Fitzgerald, N. Y., 1962; Mizener A., The far side of paradise. A biography of Scott Fitzgerald, Boston, 1965; F. Scott Fitzgerald. A collection of critical essays. Ed. by Arthur Mizener, Englewood Cliff, 1965; Piper H. D., F. Scott Fitzgerald. A critical portrait, L., 1966.

Н. М. Эйшискина.