59
СОЛОГУ́Б (псевд.; наст. фамилия — Тетерников), Федор Кузьмич [17.II (1.III). 1863, Петербург, — 5.XII.1927, Ленинград] — рус. писатель. Род. в бедной семье (отец — портной, мать — крестьянка). Окончив в 1882 учит. ин-т, 25 лет преподавал математику. Первые стихи напечатал в 1884. Принадлежал к символистам «старшего» поколения (вместе с З. Гиппиус, Н. Минским, И. Анненским, К. Бальмонтом, В. Брюсовым). Исключит. влияние на творч. сознание С. оказали годы пребывания в провинции (1882—92). Мрачные картины провинц. быта с большой силой нарисованы в его романах. Герой автобиографич. романа «Тяжелые сны» (1896) учитель Логин, мечтатель, бессильный
60
перед враждебной средой, в следующем и лучшем романе С. «Мелкий бес» (1907) сменяется страшной фигурой учителя Передонова, пакостника, доносчика, верноподданного обывателя, воплощающего все пошлое и подлое, что виделось С. в жизни и человеке. Гротескно-заостренный образ Передонова стал нарицательным.
В романе «Творимая легенда» (1914) С. пытается противопоставить пошлости передоновых преобразующую силу мечты и иск-ва. Гл. герой романа Триродов — педагог, поэт, всесильный «колдун», утопическое «я» автора — антипод Передонова, торжествующий над ним в фантастич. мире «творимой легенды». Элементы реалистич. гротеска причудливо сочетаются здесь с мистикой, эротикой, болезненной фантастикой, характерными для многих созданий С. В романах «Слаще яда» (1912) и «Заклинательница змей» (1921) изображены трагич. судьбы двух женщин — «мещаночки» Шани Самсоновой и работницы Веры Карпуниной, заставившей фабриканта передать свое состояние рабочим и убитой ревнивым женихом. Выделяются рассказы С. о детях, отмеченные лиризмом и знанием дет. психологии.
Противопоставление мечты и действительности характеризует и поэзию С. («Ветер тучи носит, Носит вихри пыли. Сердце сказки просит И не хочет были...»). В своих стихах С. рисует призрачные миры («звезда Ойле»), противопоставляет грубой Альдонсе прекрасную Дульцинею, воспевает смерть как освободительницу от пошлости, прославляет чувственную любовь, в к-рой видит единств. светлое начало. Во мн. стихотворениях — богоборч. мотивы, индивидуалистич. утверждение всесильной творч. личности. В стихах С. сказалась его любовь к родной земле («Милее нет на свете края, о родина моя!..», «...Тебе, отчизна, стон и радость, и безнадежность, и покой...»). Отличающаяся значит. мастерством, поэзия С. в целом стоит выше его прозы, за исключением романа «Мелкий бес». С. — «...прекрасный поэт; его „Пламенный круг“ — книга удивительная, и — надолго», — писал М. Горький о лучшем поэтич. сб. С. (Собр. соч., т. 30, 1955, с. 57). Считая С. талантливейшим выразителем пессимистического миросозерцания, типичным представителем (наряду с Э. По, Э. Т. А. Гофманом, отчасти — Н. В. Гоголем) пассивного романтизма, подчеркивая неприемлемость для себя осн. идей С. и указывая на необходимость борьбы с ними, Горький советовал начинающим писателям изучать поэтику С. Лирику С. ценили также А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. Стих его — неяркий, певучий, «традиционный». Избегая резких рифм, поэт широко пользуется аллитерацией, внутр. рифмой, прозаизмами, образами фольклора. Большое воздействие на С.-поэта оказали франц. символисты, особенно П. Верлен, стихи к-рого он мастерски переводил (два изд. — 1908 и 1923). В 1905—07 С. сотрудничает в антиправительств. изданиях, пишет язвительные «Политические сказочки», злые эпиграммы на царя и его окружение. Поражение революции усилило пессимизм С.
С. приветствовал свержение самодержавия. Однако Октябрьскую революцию он не понял. Впоследствии С. издал свои революц. стихи разных лет — сб. «Соборный благовест» (1921; в 1923 вышло доп. издание под назв. «Великий благовест»). Переводил Вольтера, Г. де Мопассана, Т. Готье, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, Г. Гейне, О. Уайльда, Ш. Петёфи, Х. Н. Бялика,
61
Т. Г. Шевченко и др. С. принадлежит ряд пьес и статей.
Соч.: Собр. соч., т. 1, 3—20, П., 1913—14; Ярый год, М., 1916; Алый мак, М., 1917; Фимиамы, П., 1921; Одна любовь, П., 1921; Небо голубое, Ревель, 1922; Костер дорожный, М. — П., 1922; Чародейная чаша, П., 1922; Мелкий бес, М. — Л., 1933; то же, Кемерово, 1958; Стихотворения. [Вступ. ст. О. Цехновицера], Л., 1939; [Стихотворения], в сб.: Рус. поэты о Родине, Л., 1943; [Стихотворения], в сб.: Стихотворная сатира первой рус. революции (1905—07), Л., 1969.
Лит.: О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская, СПБ, 1911; Брюсов В., Ф. Сологуб, в его кн.: Далекие и близкие, М., 1912; Эренбург И., Ф. Сологуб, в его кн.: Портреты современных поэтов, М., 1923; Михайловский Б. В., Творчество Ф. Сологуба, в его кн.: Лит-ра XX века, М., 1939; Блок А., Творчество Ф. Сологуба, Собр. соч., т. 5, М. — Л., 1962; Чуковский К., Путеводитель по Сологубу, Собр. соч., т. 6, М., 1969; Библиография соч. Ф. Сологуба, СПБ, 1909; История рус. лит-ры конца 19 — нач. 20 века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.
С. Л. Залин.