837

ПОЛЕВО́Й, Николай Алексеевич [22.VI(3.VII).1796, Иркутск, — 22.II(6.III).1846, Петербург] — рус. писатель, журналист, историк, переводчик. Род. в семье купца. Систематич. образования не получил. Изучал франц., нем. и древние языки. На лит. поприще выступил в 1817. В 1820 переехал в Москву. С 1825 издавал журн. «Московский телеграф», закрытый пр-вом в 1834. Один из первых бурж. идеологов в России, П. оставался сторонником монархической власти и не выходил за пределы либерально-реформистской критики дворянского общества. Но в условиях политич. реакции 30-х гг. деятельность П. играла прогрессивную роль и расценивалась в высших цензурно-полицейских кругах как «якобинство». С 1838 П., переехав в Петербург, взял на себя по договору с А. Ф. Смирдиным негласную редакцию «Сына отечества» и «Северной пчелы» (под контролем Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча). В 1841—42 безуспешно пытался оживить «Русский вестник».

Гравюра Паннемакера с портрета работы Людвига (1833).

Гравюра Паннемакера с портрета работы Людвига (1833).

Осн. проблемой худож. произв. П. является вопрос о месте рус. буржуа в дворянском обществе. Любимый герой П. — представитель третьего сословия, наделенный лучшими с точки зрения автора качествами (религиозностью и твердой нравственностью), но недовольный узостью интересов и культурной отсталостью своей среды (повести «Живописец», 1834, «Эмма», 1834, роман «Аббаддонна», 1834). Конфликт героя с обществом кончается обычно трагически и выражен в романтич. форме столкновения «мечты» и «существенности». П. создает далекие от реальности романтич. ситуации, патетически изображает переживания героев, утрирует их язык. Представители аристократич. общества изображаются как безнравств. эгоисты, люди внешнего блеска и фальшивой культуры. Им противостоят патриарх. простота и нравств. нетронутость носителей бурж. идеологии. В историч. романе «Клятва при гробе Господнем» (1832) П. обвиняет высшее сословие в отсутствии нац. чувств. После репрессий, постигших П. в 1834 и лишивших его журн. трибуны, прямые его нападки на дворянство уменьшились, но он еще больше подчеркивал нравств. доблесть и патриотизм купечества («Купец Иголкин», 1839; «Дедушка русского флота», 1838; «Костромские леса», 1841). В 1837 П. перевел «Гамлета» У. Шекспира. Произв. П., пользовавшиеся успехом, были скоро забыты; В. Г. Белинский, хваливший его повести в 30-е гг., резко отрицательно характеризовал их в 40-е гг. с позиций реализма.

Эстетич. взгляды П. осн. на идеалистич. философии Ф. Шеллинга в той упрощенной форме, в к-рой они были изложены франц. эклектиком В. Кузеном. Выступая против эстетики классицизма, П., в противовес ей, выдвигал принцип историч. оценки иск-ва как органич. воплощения нац. самосознания в определенных «условиях

838

веков и обществ». П. противопоставлял классицизму романтизм как течение народное, выявляющее нац. самобытность. Характерно одобрительное отношение П. к В. Гюго. Демократич. понимание романтизма П. проводил в критич. статьях, к-рые были для своего времени выдающимся явлением в рус. критике. Лит. взгляды П. связаны с его историч. воззрениями, на к-рые повлияли франц. историки Ф. Гизо и О. Тьерри. П. выступал против аристократич. концепции «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Само назв. основного историч. труда П. — «История русского народа» (т. 1—6, 1829—33) — было полемически направлено против Карамзина.

В публицистич. выступлениях П. защищал интересы рус. нац. культуры, торговли и промышленности. Печатал переводы иностр. авторов («Повести и литературные отрывки», 1829—30), выпустил обширное издание «Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы» (1833). Усиление верноподданнич. тенденций у П. вызвало неприязнь к нему со стороны радикальных слоев общества. После его смерти Белинский все же оценил деятельность П. как прогрессивную силу в лит. борьбе конца 20 — нач. 30-х гг. Герцен писал о П. в кн. «О развитии революционных идей в России»: «Полевой начал демократизировать русскую литературу; он заставил ее спуститься с аристократических высот и сделал ее более народной или по крайней мере более буржуазной» (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 216).

Соч.: Повести и лит. отрывки, ч. 1—6, М., 1829—30; Очерки русской лит-ры, ч. 1—2, СПБ, 1839; Драматич. сочинения и переводы, ч. 1—4, СПБ, 1842—43; Сочинения, кн. 1—3, М., 1903.

Лит.: Пушкин А. С., «История рус. народа», соч. Н. Полевого, Полн. собр. соч., т. 7, М., 1958; его же, О нар. драме и драме «Марфа Посадница», там же; Белинский В. Г., Н. А. Полевой, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1955; Герцен А. И., О развитии революц. идей в России, Собр. соч., т. 7, М., 1956; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры, ст. 1, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Майков В. Н., Н. А. Полевой, в его кн.: Критич. опыты, П., 1889; Козмин Н. К., Очерки по истории рус. романтизма. Н. А. Полевой как выразитель лит. направлений совр. ему эпохи, П., 1903; Бернштейн Д. И., Худож. творчество Н. А. Полевого, «Лит-ра и марксизм», 1929, № 5; Николай Полевой. Материалы по истории рус. лит-ры и журналистики тридцатых годов. [Ред., вступ. ст. и коммент. Вл. Орлова], Л., [1934] (имеется библ.); Березина В. Г., Н. А. Полевой в «Моск. телеграфе», «Уч. зап. ЛГУ», 1954, в. 20; Гукасова А. Г., Из истории лит.-журнальной борьбы второй пол. 20-х гг. XIX в., «Уч. зап. МГПИ им. Ленина», 1957, в. 7; Купреянова Е. Н., Н. А. и К. А. Полевые, в кн.: История рус. критики, т. 1, М. — Л., 1958; Гуляев Н., Лит.-эстетич. взгляды Н. А. Полевого, «Вопр. лит-ры», 1964, № 12; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.

Д. И. Бернштейн.