604

ПАРО́ДИЯ (греч. παρωδία, букв. — перепев; комич. переделка) — жанр лит.-худож. имитации, подражание стилю отд. произведения, автора, лит. направления, жанра с целью его осмеяния. Автор П., сохраняя форму оригинала, вкладывает в нее новое, контрастирующее с ней содержание, что по-новому освещает пародируемое произв. и дискредитирует его: «пародичность достигается несоответствием стиля и тематического материала речи...» (Томашевский Б., Теория лит-ры. Поэтика, 1931, с. 27). Лит. П. «передразнивает» не самое действительность (реальные события, лица и т. п.), а ее изображение в лит. произведениях, причем в тех же формах, в к-рых оно было осуществлено. Однако в конкретных исследованиях П. нередко называют и «передразнивание» реальности (напр., «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина называют пародией как на реальную историю рус. самодержавия, так и на историч. монографии сер. 19 в.). П. в большинстве случаев представляет собой юмористич. или сатирич. стилизацию. Она должна непременно снижать, дискредитировать стилизуемый объект, и в этом ее отличие от комич. стилизации или шуточных подражаний, лишенных такой направленности (таковы, напр., подражание Данте и А. С. Пушкину в сб. «Парнас дыбом»; см. ниже библиографию). Однако, будучи стилизацией, П. снижает и высмеивает не только стилистику (стиль в узком смысле слова), но нередко и весь худож.-идеологич. комплекс оригинала (стиль в широком значении) и даже миросозерцание автора в целом (таковы П. искровцев на поэтов «чистого искусства» в 19 в.). Бывают П., передразнивающие сам жанр безотносительно к конкретному стилю (точнее стилистике), его воплощающему (напр., П. Козьмы Пруткова на жанр басни).

Лит. П. существует только «в паре» со своим оригиналом. Эффект пародирования — в мысленном, но отчетливо ощущаемом контрасте с пародируемым, в наличии «второго плана».

Сов. исследователь А. Морозов в ст. «Пародия как литературный жанр» (1960) намечает три осн. разновидности жанра лит. П.: 1) юмористическая или шуточная, не лишенная критицизма, но в целом дружественная по отношению к оригиналу; к ней близка комич. стилизация; 2) сатирич. П.; отчетливо направлена против пародируемого объекта и исполнена резкого критицизма ко всему идейно-эстетич. комплексу пародируемого произведения. 3) «пародийное использование», направленное преим. на внелитературные цели, лежащие вне «пародируемого» произведения (напр., «И скучно, и грустно, и некого в карты надуть» Н. А. Некрасова). Иногда к П. относят бурлеску. Сатирич. П. часто перерастают первонач. замысел, приобретают самостоят. значение и нередко оказываются долговечнее объекта П.; так случилось, напр., с «Орлеанской девственницей» Вольтера, задуманной как П. на тяжеловесную поэму Ж. Шаплена, или с «Джозефом Эндрюсом» Г. Филдинга, пародирующим С. Ричардсона с его проповедями мещанской «добродетели».

605

Излюбленной темой пародистов являлись классицизм и романтизм и вообще произв. «высокого стиля»; лит. школы совр. модернизма пародируются чаще, чем реалистич. направления. Крайне редки П. на юмористов и сатириков. Встречаются П. на лит. жанры. В рус. лит-ре есть П. на оду, романс, балладу, элегию, даже на стихотв. перевод (пародии Козьмы Пруткова и Д. Д. Минаева на переводчиков Г. Гейне). Нередки «синтетические» П., где пародируются сразу различные авторы: таковы пародии У. М. Теккерея, Ф. Брет Гарта, А. Конан Дойла, С. Ликока, Ф. Каринти и др. Объектом пародирования могут быть и внехудож. стили: эпистолярный («Письмо к ученому соседу» А. П. Чехова), судебного разбирательства («Осы» Аристофана), историч. монографии («История села Горюхина» А. С. Пушкина), лекции («О вреде табака» А. П. Чехова) и т. п. Однако, строго говоря, такая стилизация не относится к жанру лит. П.

П. появилась еще в антич. времена. До нас дошли, напр., пародии Гиппонакта на героич. эпос; поэмы «Батрахомиомахия», приписываемая Пигрету, и «Гигантомахия» Гегемона (5 в. до н. э.), пародирующие Гомера; пьесы Аристофана «Ахарняне» и «Лягушки», пародирующие Еврипида и Эсхила; анонимная рим. поэма «Завещание поросенка»; тексты нек-рых рим. ателланов, в к-рых пародийно перелицовывались греч. трагедии — напр. «Агамемнон наизнанку» Л. Помпония.

П. расцвела в ср. века и в эпоху Возрождения. В Италии известны ср.-век. П.-бурлески Д. Буркьелло, Ф. Бёрни, Дж. Б. Лалли и др. Пародийная струя сильна в соч. Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Х. Гриммельсхаузена, в «Письмах темных людей»; лат. традицию высмеивания врагов в пародийных завещаниях возродил Ф. Вийон. «Дон Кихот» Сервантеса «похоронил» жанр рыцарского романа. Во Франции в 17 в. появился «Экстравагантный пастух» Ш. Сореля — П. на галантные пасторали. Особенно популярны во Франции были пьесы-П.: начиная с «Комедии комедий» Дюпескье, П. постоянно идут в театре; среди них комедии Мольера «Смешные жеманницы» (на прециозную лит-ру), «Версальский экспромт» (П. на разные пьесы и стили театр. постановок); «Растрепанный Шаплен», приписываемый Ж. Расину и Н. Буало — П. на «Сида» Корнеля; пьеса А. Д. Сюблиньи «Глупая перебранка» — П. на «Андромаху» Расина и др. Нередко используют П. внутри пьес англ. драматурги, в т. ч. У. Шекспир (П. на любительские представления ремесленных цехов в «Сне в летнюю ночь»; П. на ходульную драму в «Гамлете», там же монолог, пародирующий К. Марло: «Свирепый Пирр, чьи черные доспехи...»). Сам Шекспир также стал объектом П.: Дж. Марстон пародирует его поэму «Венера и Адонис» в «Метаморфозах образа Пигмалиона».

Лит. борьба в эпоху Просвещения (18 в.) дала толчок сочинению мн. острых П.: напр., пародийные памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта, «Шамела» и «Джозеф Эндрюс» Г. Филдинга, «Орлеанская девственница» Вольтера, франц. пьесы-П. А. Р. Лесажа, А. Пирона, Л. Фюзельера, Н. Ларжильера и др. В эпоху борьбы между романтиками и классицистами, между левым и правым крылом романтизма в нач. 19 в. П. писали Л. Тик, Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт, Г. Гейне и др. Романтизм, в свою очередь, стал темой П., напр. в Англии — У. М. Теккерей («Бурлески»), в США — Ф. Брет Гарт («Романы в самом кратком изложении»), во Франции — пьесы Э. Лабиша, Э. Скриба, М. А. Дезожье, Л. Ф. Клервиля и др. Театр. П. пользовалась большим успехом, к-рый способствовал популяризации пародируемых произв.; иногда писатели просили написать или сами писали на себя П., как это сделал А. Дюма («Двор короля Пето», совм. с А. де Левеном — П. на драму «Генрих III и его двор»).

606

В 20 в. к пародированию прибегает ряд крупных писателей: Дж. Джойс («Улисс», представляющий собою как П. в целом, так и серию мелких П. на разные периоды и стили англ. прозы, на язык прессы, науч. лит-ры и т. д.); К. Моргенштерн («Песни висельника», «Пальмштрем» и др.); К. Чапек («Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана»); С. Ликок («Бессмысленные романы», «Сумасшедшая беллетристика»); Ф. Каринти («Вот как вы пишете»); Акутагава Рюноскэ («Нанкинский Христос») и т. д. Немало пародийных моментов в творчестве А. Франса, Дж. Стейнбека, Б. Брехта и др.

В России 18 в. известны сумароковские П. на М. В. Ломоносова, «шуто-трагедия» И. А. Крылова «Подщипа» — П. на напыщенный классицизм рус. трагедий. В нач. 19 в., в период борьбы между классицистами и романтиками, появился ряд остроумных П. А. С. Пушкина, И. И. Дмитриева, А. А. Шаховского, И. П. Мятлева, Н. А. Маркевича, Н. А. Полевого и др. Преобладала юмористич. П., носившая чисто лит. характер. Расцвет сатирич. П. начался в сер. 19 в., когда лит-ра усиленно занялась решением социальных проблем; факты лит-ры стали возводиться в степень обществ. явлений. Большую роль в лит. борьбе играли П. Козьмы Пруткова, направленные против эпигонского романтизма, мещанской лирики, бездумного развлекательства, чиновного «глубокомыслия». Ступенью к «прутковщине» были пародии «Нового поэта» (И. И. Панаева). Объектом П. у Н. А. Добролюбова и поэтов «Искры» (Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, Н. С. Курочкин, Н. Л. Ломан и др.) были стихи поэтов «чистого искусства», салонно-патриотич. лирика, охранит. произв., убожество «дозволенного» обличительства и т. д. Многогранно пародийное иск-во М. Е. Салтыкова-Щедрина (напр., в его «Помпадурах и помпадуршах», «Дневнике провинциала в Петербурге», «Истории одного города»). Однако Салтыков-Щедрин пародировал преим. не худож. лит-ру, а речи, мемуары, циркуляры, язык прессы, докладные записки, уставы обществ, науч. сочинения, историч. монографии и т. д. С 80-х гг. преобладают юмористич. лит. П.: В. С. Соловьева, А. А. Измайлова, С. Горного на символистов и футуристов, А. И. Куприна на М. Горького и И. А. Бунина, стихотв. пародии Е. Венского, О. Л. Д’Ора, Ф. Ф. Благова и др.

После 1917 образцы острой сатирич. и политич. П. встречаются в творчестве В. В. Маяковского, Д. Бедного и др. Плодотворно работал в жанре П. крупнейший сов. пародист А. Г. Архангельский («Пародии», 1927). Большой популярностью пользовался коллективный сб. «Парнас дыбом» (1925) — собрание юмористич. П. и комич. стилизаций на мн. писателей. С сер. 30-х гг. в период культа личности сатирич. струя в сов. лит-ре ослабевает, П. утрачивает свой боевой характер, становится развлекательной. К числу пародистов 50—60-х гг. принадлежат Мих. Пустынин, Арго, М. Слободской, З. Паперный, А. Раскин, С. Васильев и др.

Сборники: Авель (Л. М. Василевский), Незлобивые пародии, СПБ, [1909]; Парнас дыбом, сост. Э. С. П., А. Г. Р., А. М. Ф., 2 изд., Х., 1927; Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А., Рус. лит. пародия, М. — Л., 1930 (есть библиография); Мнимая поэзия, ред. и предисл. Ю. Н. Тынянова, М. — Л., 1931; Русская стихотв. пародия, вступ. ст. и примеч. А. А. Морозова, Л., 1960: Hamilton W., Parodies of the works of English and American authors, v. 1—6, L., 1884—89; Umlauft F., Das Buch der Parodien und Travestien aus alter und neuer Zeit, 2 Aufl., W., 1909; Lehmann P., Parodistische Texte, Münch., 1923; Deffoux L. et Dufay P., Anthologie du pastiche, v. 1—2, P., 1926; Macdonald D. (ed.), Parodies, N. Y., 1960.

Лит.: Томашевский Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Берков П. Н., Из истории рус. пародии 18—20 вв., в сб.: Вопросы сов. лит-ры, т. 5, М. — Л., 1957; Морозов А. А., Пародия как лит. жанр, «Рус. лит-ра», 1960, № 1; Вулис А., В лаборатории смеха, М., 1966; «Парнас дыбом». (Из истории сов. лит. пародии), «ВЛ», 1966, № 7; Рассадин Ст., Законы жанра, «ВЛ», 1967, № 10; Delepierre O., La parodie, Londres, 1870; Martin A. S., On parody, L., 1896; Lehmann P., Die Parodie

607

im Mittelalter, Münch., 1922; Donohue J., The theory of literary kinds, Dubuque (Iowa), 1943; Lindsay F. W., Dramatic parody by marionettes in 18 th century Paris, N. Y., 1946; Gabler H. W., Zur Funktion dramatischer und literarischer Parodie im elisabethanischen Drama..., Münch., 1966.

Г. Е. Бен.