Хлодовский Р. И. Марино // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 618—619.

http://feb-web.ru/feb/kle/KLE-abc/ke4/ke4-6181.htm

- 618 -

МАРИ́НО (Marino), Джамбаттиста (14.X.1569, Неаполь, — 26.III.1625, там же) — итал. поэт. В молодости вел авантюрный образ жизни. Дважды сидел в тюрьме. В 1600 бежал в Рим, где поступил на службу к кардиналу П. Альдобрандини. В 1608—15 жил в Турине при дворе Карла Эммануила I; считался крупнейшим поэтом Италии. В 1615 по приглашению Марии Медичи переехал в Париж и стал одним из лит. кумиров королевского двора. Был ли М. принят в Отеле Рамбуйе, до сих пор не установлено. Возможно, он оказал нек-рое влияние на франц. прециозную лит-ру. В 1624 М. с триумфом вернулся в Неаполь. Он имел много последователей и по его имени названо одно из направлений в поэзии барокко — маринизм, господствовавший в итал. лит-ре 17 в. М. сознательно отказался от следования классич. традициям Возрождения и довел до крайности тенденции, наметившиеся в итал. поэзии к концу 16 в., назв. позднее маринистскими. Для мироощущения М. характерен гедонизм, сочетающийся с представлением о бренности всего сущего и причудливой дисгармоничности, царящей во всей вселенной. Поэзия его бессодержательна, новаторство ее формалистично. Считая, что задача поэта изумлять читателя и ласкать его слух необычными созвучиями, М. изобретал вычурные образы, усложненные метафоры, надуманные антитезы и сравнения, черпая их, как правило, из предшествовавшей лит-ры и лишь по-новому комбинируя. Самое значит. произв. М. — огромная поэма в 20 песнях «Адонис» («Adone», изд. 1623, Париж, рус. пер. 1783), написанная октавами. В поэме рассказывается о любви Венеры к прекрасному юноше Адонису. Как сюжетное, так и идейное единство в ней отсутствуют. М. принадлежат также сб-ки стихов «Лира» («La Lira», 1608), «Эпиталамы» («Epitalami», 1616), «Волынка» («La Sampogna», 1620), содержащие мифологич. и пасторальные идиллии, «Галерея» («La Galleria», 1620) и поэма в октавах «Избиение младенцев» («La strage degli innocenti», опубл. посмертно, 1632, рус. пер. 1779). В прозе М. написал книги «Священная болтовня» («Dicerie sacre»), состоящую из трех частей («Живопись», «Музыка», «Небо»), и «Письма» («Lettere»), разделенные на «серьезные», «веселые», «усладительные» и др. Слава М. была недолговечной. Уже в конце 17 в. в итал. лит-ре началась борьба с маринизмом.

Портрет работы С. Вуэ.

Портрет работы С. Вуэ.

Соч.: Poesie varie, Bari, 1913; Poesie e prosa, Mil., 1930; Adone, Torino, 1922; в рус. пер. — в кн.: Хрестоматия по зап.-европ. лит-ре XVII в., сост. Б. И. Пуришев, 2 изд., М., 1949.

Лит.: Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, т. 2, М., 1964; Оветт А., Итал. лит-pa, М., 1922; Артамонов С. Д.

- 619 -

и Самарин Р. М., История заруб. лит-ры XVII в., М., 1958; Menghini M., La vita e le opere di G. B. Marino, Roma, 1888; Damiani G. F., Sulla poesia del Cavalicre Marino, Torino, 1899; Croce B., Saggi sulla letteratura italiana del Seicento, Bari, 1911; его же, Storia dell’età barocca, Bari, 1929; Calcattera C., Il Parnaso in rivolta, Mil., 1940; Flora F., Storia della letteratura italiana, v. 3, Mil., 1940.

Р. И. Хлодовский.