615

КНЯЖНИ́Н, Яков Борисович [3(14).X.1742(1740?), Псков, — 14(25).I.1791, Петербург] — русский драматург, поэт, переводчик. Сын псковского вице-губернатора. Учился в гимназии при Академии наук и в частном пансионе. Писать начал еще в школе. С 1757 находился на должности переводчика в Канцелярии о строении домов. В 1762 перешел на воен. службу. Обвиненный в растрате казенных денег, был судим (1773), лишен дворянского звания, уволен со службы. В 1778 был прощен, работал секретарем

616

И. И. Бецкого, гл. попечителя просветительских и воспитат. учреждений. С этого времени начинается расцвет лит. деятельности К., он сотрудничает в журналах, печатает переводы, ставятся его пьесы. В 1783 К. выбран членом Российской Академии. К. написал восемь трагедий («Дидона», 1769, «Росслав», 1784, «Вадим Новгородский», 1789, и др.), три комедии («Хвастун», 1784—85, «Чудаки», 1790, «Траур, или Утешенная вдова»), шесть комич. опер («Несчастье от кареты», 1779, «Сбитенщик», 1783, и др.), мелодраму «Орфей» и др. К. — характерный представитель рус. просветительского классицизма. «Переимчивый Княжнин», по выражению Пушкина, заимствовал драматич. коллизии у зап. драматургов, ориентируясь преим. на Вольтера, Метастазио, Мольера, Детуша, Гольдони. Однако К. усложнял композицию вводил в ряде трагедий хор. Патриотич. пафос трагедий, сюжеты, заимствованные из нац. истории, тираноборч. мотивы создавали им успех у современников. Комедии К., касавшиеся актуальных вопросов рус. жизни 2-й пол. 18 в., отличались живостью языка, простотой композиции. Нек-рые персонажи их предвосхищали образы комедий А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя. К. перевел поэму Вольтера «Генрияда» (1777), трагедии Корнеля «Сид», «Цинна», «Смерть Помпеева» (1779), «Родогуна» (1788) (переводы трагедии «Гораций» и комедии «Лжец» не опубл.), поэму Дж. Б. Марино «Избиение младенцев» (1779), комедии Гольдони «Хитрая вдова», «Тщеславные женщины», «Светский человек» (не опубл.) и др. К. одним из первых в рус. лит-ре стал применять белый стих. Примечательна судьба трагедии К. «Вадим Новгородский», в основе к-рой — борьба республиканца Вадима против правителя Новгорода монарха Рурика. Хотя трагедия заканчивалась победой добродетельного монарха, но образ Вадима, предпочитающего смерть жизни под властью тирана, придавал трагедии антимонархич. характер. Напуганная франц. революцией, Екатерина II приказала сжечь пьесу. Судьба «Вадима» способствовала возникновению разных версий о смерти К.; по одной из них, он умер от «простудной горячки», по другой (ее придерживался А. С. Пушкин) — от пыток в тайной канцелярии.

Соч.: Собр. соч., т. 1—4, [СПБ], 1787; Соч., т. 1—2, СПБ, 1847; Избр. произв., вступ. ст., подгот. текста, примеч. Л. И. Кулаковой, Л., 1961.

Лит.: Веселовский Ю. А., Я. Б. Княжнин, Биографич. очерк, М., [1918]; Гуковский Г. А., Княжнин..., в его кн.: Рус. лит-ра XVIII в., М., 1939, с. 357—74; Нейман Б. В., Комедии Я. Б. Княжнина, в кн.: Проблемы реализма в рус. лит-ре XVIII в., М. — Л., 1940; Кулакова Л. И., Я. Б. Княжнин, в кн.: Рус. драматурги XVIII в., т. 1, М. — Л., 1959; Благой Д. Д., История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960.

Ю. В. Стенник.