347
КАМО́ЭНС, правильнее Камоинш (Camões), Луиш ди (декабрь 1524 или январь 1525, Лисабон, — 10.VI.1580, там же) — португ. поэт. Крупнейший представитель лит-ры Возрождения в Португалии.
348
Выходец из старинного дворянского рода, К. получил прекрасное гуманистич. образование. В результате придворных интриг был отправлен солдатом в Марокко (1549—51), позднее за дуэль с придворным (1553) приговорен к смерти, но помилован и выслан простым солдатом в Индию, где участвовал в воен. экспедициях. В 1570 вернулся в Португалию с рукописью почти завершенной поэмы «Лузиады». Умер в бедности. Лит. деятельность К. начал как лирич. поэт; ему принадлежит много стихов в петраркистской манере, в т. ч. свыше 350 сонетов. Большинство из них посвящено несчастной любви и полно искреннего чувства и печали. В нек-рых сонетах звучат также обществ. мотивы, осуждается придворная жизнь; в стихах господствует ощущение дисгармонии мира, философ. разочарования в жизни. Перу К. принадлежат также три пьесы (ок. 1544—49, при жизни неопубл.). В них К. стремился перенести на португ. сцену принципы итал. ренессансной учено-гуманистич. драмы. В «Комедии об Амфитрионах» («Auto dos Amphitriões», опубл. 1587) К. дает вольную обработку пьесы Плавта. В центре пьесы «Царь Селевк» («D’El-rei Seleuco», опубл. 1645) — эпизод из жизни основателя династии Селевкидов; обличается деспотич. власть короля. Комедия «Филодемо» («Filodemo», опубл. 1587), сюжет к-рой составляют сложные отношения двух пар влюбленных, прославляет ренессансный идеал высокой любви.
Портрет работы Ф. Гомиша.
Мировую славу К. принесла его эпич. поэма в 10 песнях «Лузиады» («Os Lusíadas», 1572, первый рус. пер. А. Дмитриева, 1788), названная так в честь мифологич. Луза, от к-рого, согласно легенде, ведут род португальцы. Огромная поэма, насчитывающая 9000 стихов, имеет своим сюжетом историю плавания португ. путешественника Васко да Гама морским путем в Индию и завоевания ее португальцами. Однако фактич. героем поэмы является народ, мужеству, героизму и стойкости к-рого К. посвящает мн. страницы «Лузиад», превращающихся т. о. в нац. эпопею. Вместе с тем К., как и другие писатели Возрождения, еще не способен нарисовать в полной мере исторически и национально конкретный образ человека: при описании жизни туземных племен писатель идеализирует ее в духе легенд о «золотом веке» человечества, противопоставляя их быт реальной действительности Португалии и др. европ. стран, где цивилизация исказила, по мысли К., естеств. добродетельные начала человеч. природы. Излагая историю Португалии со времен борьбы лузитан против римского завоевания до эпохи великих географич. открытий, К. создает патриотич. гимн народу, его борьбе против иноземцев, в частности мавров.
«Лузиады» (Париж, 1817). Илл. Ж. О. Фрагонара.
349
«Лирика». Старинное издание. Илл. Лимы ди Фрейташа.
Большой интерес представляют многочисл. лирич. отступления, носящие автобиографич. характер и преисполненные негодования в адрес неблагодарных вельмож, из-за к-рых поэт терпит жестокие невзгоды (7-я песня). В лирич. и морально-философ. отступлениях К. подвергает резкой критике грабящих народ грандов, льстивых и надменных вельмож, гневно рисует всеобщую продажность и власть золота, скорбит об утрате португ. дворянством доблестей предков (3—5-я песни). Совр. обществу К. противопоставляет идеал античности. Вместе с тем он поддается настроениям католич. реакции, выдвигая, напр., идею возобновления крестовых походов во имя отвоевания «гроба господня» (7-я песня). Ограниченность позиций К. отчетливо обнаруживается и в оценке завоеваний Португалии; он возвеличивает стремление народа к расширению горизонтов познания мира и практич. деятельности, характерное для эпохи Возрождения, не замечая, однако, трагич. последствий завоеваний для покоренных народов. Это, впрочем, не дает оснований для характеристики поэмы К. как «эпоса первоначального накопления». Ограниченность воззрений исторически оправдана эпохой, когда люди были «...овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений» (Энгельс Ф., Диалектика природы. Введение, 1955, с. 4), а вера в безграничные возможности человеч. разума, сочувств. изображение героизма народа, обличение пороков господств. классов делают эпопею К. одним из самых выдающихся произв. ренессансного гуманизма. Несмотря на разнородность материала, эпопея отличается глубоким внутр. единством. Написанная энергичными октавами, живым и легким языком, закрепившим нормы общенац. португ. языка, поэма К. сыграла значит. роль в формировании реалистич. направления в ренессансной поэзии. Вскоре после публикации поэма получила известность в Италии, где ей посвятил сонет Т. Тассо, и в Испании (пер. в 1580), где она заслужила хвалебные отзывы М. Сервантеса, Лопе Ф. де Вега Карпьо, Б. Грасиана-и-Моралеса и др. В 17 в. поэма переведена на итал. и англ. яз., в 18 в. — на франц., голл., рус. и польский.
Соч.: Obras completas, v. 1—5, Lisboa, 1946—54; в рус. пер. — Лузиады, СПБ, 1897 (сокращ. прозаич. пер.), в кн.: Хрестоматия по заруб. лит-ре. Эпоха Возрождения, т. 1, сост. Б. И. Пуришев, М., 1959; Сонеты. Пер. с португ. [и предисл.] В. Левика, М., 1964.
Лит.: Braga T., Camões. A obra lírica e épica, Porto, 1911; Fontes «d’Os Lusíadas», ed. de Faria e Sousa, ver J. M. Rodrigues, Lisboa, 1913; Bell A. F. G., Luis de Camões, [L.], 1923; Peixoto A., Ensaios camonianos, Coimbra, 1932; Cidade H., Luis de Camões, v. 1—3, Lisboa, 1952—56; Filgueira Valverde J., Camões, Barcelona, [1958]; Nogueira J., Os Lusíadas de Luis de Camões, R. de J., 1960; его же, Dicionário e gramática de «Os Lusiádas», R. de J., 1960.
З. И. Плавскин.