727
ДОДЕ́ (Daudet), Альфонс (13.V.1840, Ним, — 15.XII.1897, Париж) — франц. писатель. Сын разорившегося фабриканта, Д. в 15 лет стал учителем; вскоре переселился в Париж, начал печататься в журналах. В 1858 опубл. сб. стихов «Влюбленные» («Les amoureuses»). Ранние книги Д. носят гл. обр. лирич. и автобиографич. характер. Романы «Малыш» («Le Petit Chose», 1868) и «Джек» («Jack», 1876) принадлежат к первым во франц. лит-ре большим произв. о детях. «Письма с моей мельницы» («Lettres de mon moulin», 1869) — серия поэтич. очерков, воспоминаний и рассказов, различных по настроению — от элегии до юмора, но одинаково проникнутых любовью к природе, людям, нар. легендам родного Прованса. Лиризм в сочетании с юмором и иронией — отличит. особенность стиля Д.
От легитимизма Д. пришел к умеренно-респ. взглядам. События франко-прусской войны (1870—71) укрепили демократич. симпатии писателя, вступившего солдатом в пехотный полк. В «Рассказах по понедельникам» («Les contes de lundi», 1873) он резко обличал предательство бездарного командования, прославляя патриотич. дела и чувства простых людей; но Парижской Коммуны 1871 Д. не понял и отнесся к ней враждебно. С нач. 70-х гг. он перешел к социальной тематике, изображая в поэтич. ореоле обездоленного «маленького человека» и выставляя напоказ пороки бурж. Франции. Продолжая традиции франц. реализма, Д. создал ряд известных романов. Д. отвергал натуралистич. принципы точной фактографии и объективистского «бесстрастия»,
728
отстаивал широкие худож. обобщения, право на фантазию и лиризм. Д. восхищался прозой Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева, но ограниченность обществ. кругозора, склонность к морализации обусловили тяготение писателя к бурж. развлекательной и сентимент. лит-ре (А. Дюма-сын, В. Сарду, Э. Ожье). Обычно Д. приурочивает нравств. конфликт к совершенно определенной социальной среде. В романе «Фромон младший и Рислер старший» («Fromont jeune et Risler aîné», 1874) фигурирует предприятие на компанейских началах; в романе «Короли в изгнании» («Les rois en exil», 1879) — деклассирующаяся аристократия; в романе «Нума Руместан» («Numa Roumestan», 1881) сатирически представлены двуличные парламентские деятели и высшая администрация; в «Евангелистке» («L’évangéliste», 1883) — тлетворная деятельность сектантов. В романе «Сафо» («Sapho», 1884) показан парижский «полусвет», внутр. убожество среднего бурж. молодого человека. Роман «Бессмертный» («L’immortel», 1885) — острая сатира на Франц. академию и бесплодие офиц. науки, далекой от народа. Любопытен социальным типажем роман «Набоб» («Le Nabab», 1887), где рассказ о разорении разбогатевшего в колониях плебея перерастает в яркое изображение «верхов» общества в эпоху Второй империи. Но острота критики притупляется здесь сведе́нием социальных конфликтов к моральным. Высший идеал автора — личная гуманность и семейное счастье, основы же обществ. порядка для него неприкосновенны. Поэтому социальная проблематика отступает перед семейно-бытовой, чувствит. мелодрама заслоняет важные обобщения. Д. вводит искусств. пружины действия, рядом с худож. типами создает надуманные образы сентиментальных героев.
«Письма с моей мельницы»
(Париж, 1932). Фронтиспис
Н. Альтмана.
«Тартарен из Тараскона» (Париж, 1887). Илл. П. Ж. Жанио.
Наибольшей известностью пользуется трилогия о Тартарене («Tartarin de Tarascon»): «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872), «Тартарен в Альпах» (1885) и «Порт Тараскон» (1890). Тартарен — прованс. Дон Кихот и Санчо-Панса в одном лице. Рисуя «характер южанина» — чудовищного хвастуна и фанфарона — в духе нар. сатирич. эпоса, автор сочетал в Тартарене эти качества с душевным складом провинц. буржуа и создал блестящий сатирич. тип. В трилогии высмеян ажиотаж вокруг обогащения в колониях; мн. эпизоды пародируют модный приключенч. колониальный роман. Во 2-й и 3-й чч. возникает тема ложного идеала и краха псевдоромантич. иллюзий. Имя
729
Тартарена стало нарицательным для обозначения пустого фразерства и политич. фанфаронства (см. В. И. Ленин, Соч., т. 17, с. 359, 489). Роман «Опора семьи» («Soutien de famille», 1898, посмертно) — противоречивое произв., в к-ром критика общества принимает мещански-сентиментальный характер. Д. — автор пьес («Арлезианка», 1872, «Борьба за существование», 1889, и др.) и воспоминаний («Тридцать лет в Париже», «Воспоминания литератора», 1888). Для лучших страниц Д. характерны оптимистич. мироощущение, поэтизация простого человека. Придавая живость классич. прозе, Д. обращался к стихии разговорного языка, к гибкой нар. речи, мастерски используя диалектизмы и профессионализмы.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1—16, P., 1899—1901; Œuvres complètes illustrées, v. 1—20, P., 1929—31; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1894—95; Собр. соч., т. 1—4, Л., 1927; Избранное, М., 1957; [Новеллы], в кн.: Франц. новелла XIX в., т. 2, М., 1959.
Лит.: Доде Л., А. Доде. Воспоминания, пер. с франц., [б. м. и б. г.]; Золя Э., Романисты-натуралисты, Полн. собр. соч., т. XLVI, К., 1904; Лафарг П., Лит.-критич. статьи, М., 1936; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Diederich B., Alphonse Daudet, sein Leben und seine Werke, B., 1900; Daudet Léon, Quand vivait mon père, P., [1940]; Daudet Lucien, Vie d’Alphonse Daudet, P., 1941; Martino P., Le naturalisme français, P., 1945; Benoit-Guyaud G., Alphonse Daudet..., P., 1947; Bornecque J.-H., Les années d’apprentissage d’Alphonse Daudet, P., 1951.
Ф. М. Тейтельбаум.