1015

ВО́ИНСКАЯ ПО́ВЕСТЬ — жанр др.-рус. лит-ры 11—17 вв. В. п. представляла собой светскую историч. повесть как оригинальную, так и переводную, посвященную изображению воинских подвигов, с описанием битв, воинского быта, снаряжения и т. п. Большинство В. п. проникнуто патриотич. пафосом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу рус. народа за нац. независимость. В. п. лит-ры киевского периода рассказывают о боевых столкновениях рус. княжеских дружин с кочевыми ордами половцев. Среди творцов этих повестей были одаренные поэтич. талантом дружинники, непосредств. участники битв, славившие удаль рус. витязей. Величайшим памятником В. п. киевского периода является написанное в конце 12 в. «Слово о полку Игореве». После разгрома Киевской Руси татарами возникает новый этап развития В. п. Облик ее героя — витязя окрашивается трагизмом. Мужество перед непобедимым врагом приобретает оттенок религ. подвижничества. В. п. сближается с произв. житийного жанра. Наиболее характерное сочетание элементов В. п. с житием обнаруживается в выдающемся памятнике 13 в.

1016

«Житии Александра Невского» и особенно в его более поздних редакциях. Борьбе с татарами посвящены В. п. 13 в. — «Повесть о Калкской битве», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Третий этап развития В. п. начинается с конца 14 в., после Куликовской битвы, положившей конец тат. владычеству. В В. п. этого периода («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина») героем становится вождь Московского государства, свершающий воинский подвиг с мыслью о высоком призвании родной земли, оплота христ. правоверия. Крупным этапом в развитии стиля В. п. явилась «Повесть о Царьграде» Нестора-Искандера, связанная с событиями завоевания турками Константинополя в 1453. В ней значительно обогатились традиц. формулы воинского боя, нашедшие развитие в последующих В. п. 16 и 17 вв. Наиболее художественно ярким произв. жанра В. п. этого периода является «История о Казанском царстве» (16 в.). В этот период созданы также повести о борьбе с зап. соседями («Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков»), нек-рые повести 17 в., особенно повести об Азовском «сидении» и др. Из переводных В. п. были популярны на Руси: «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Девгениево деяние», «Александрия»; из более поздних известны «Повесть о Скандербеге, князе албанском» и др. Многие В. п. отличаются высоким худож. мастерством. Поэтич. стиль В. п. сочетает лит. книжную традицию и черты нар. героич. эпоса. В изображении военной жизни вырабатывались традиц. схемы развития действия, складывалась особая фразеология, традиц. стилистика и риторич. украшения. Поэтика В. п. оказала значит. влияние на развитие летописной и житийной лит-ры: в описании сражений, героев и т. д. В. п. — ценный историч. источник, содержащий сведения о действит. событиях, реальных историч. лицах и т. д.

Лит.: Воинские повести Древней Руси, под ред. В. П. Адриановой-Перетц, М. — Л., 1949; Орлов А. С., Об особенностях формы рус. воинских повестей (кончая XVII в.), «Чтения в Имп. обществе истории и древностей российских...», 1902, кн. 4; его же, О некоторых особенностях стиля великорусской историч. беллетристики XVI—XVII в., «Изв. Отделения рус. яз. и словесности АН», 1908, т. 13, кн. 4; его же, Героические темы древней рус. лит-ры, М. — Л., 1945; Сакулин П. Н., Рус. лит-ра, ч. 1, М., 1928; История рус. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1941, т. 2, ч. 1—2, М. — Л., 1946—48; Гудзий Н. К., История древней рус. лит-ры, 6 изд., М., 1956.

А. П. Автомонова.