Еремин И. П. Старец Филофей // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.

Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х — 1580-х гг. — 1945. — С. 304—306.

http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il2/il2-3042.htm

- 304 -

Старец Филофей

Литературное выражение теории единодержавия московских великих князей в публицистике начала XVI в. теснейшим образом связано с именем старца псковского Елеазарова монастыря Филофея (см. о нем — гл. «Псковская литература XV—XVI вв.», стр. 409).

Автор ряда посланий к псковичам, псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, московскому великому князю Василию Ивановичу и, быть может, Ивану Васильевичу, Филофей в историю русской литературы вошел прежде всего как писатель-публицист, в сочинениях которого идея московского единодержавия получила свое наиболее законченное литературное оформление, как создатель знаменитой теории «Москвы — третьего Рима». Впервые теория эта была сформулирована Филофеем в послании его к великому князю Василию Ивановичу, относимом исследователями предположительно к 1510—1511 г., повторена в сжатом виде в послании Филофея к дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину против звездочетцев и латинян и в особенности подробно изложена в послании его к тому же великому князю Василию Ивановичу, как полагают некоторые исследователи, или Ивану Васильевичу, если верить показанию одного из списков этого послания.

Теория «Москвы — третьего Рима» в том виде, в каком она сформулирована Филофеем, может быть сведена к следующим основным положениям. Все, происходящее в жизни людей и народов, определяется и совершается всевышнею и всесильною десницей божией; мощью и промыслом божиим возводятся на престолы цари и достигают своего величия, созидаются и разрушаются царства, процветают и гибнут народы. В истории человечества нет и не может быть ничего случайного. Мудрой рукой управляя судьбами человечества, промысл божий ведет человечество к конечным целям его земного бытия по особым, ему одному ведомым, путям, по заранее предопределенному плану. Этот план промысл божий открыл древним пророкам, которые и записали его в своих пророческих книгах. По свидетельству пророков, история человечества есть история мировых царств, чередующихся в порядке преемственности тех народов, которых промысл божий избирает орудием своих божественных предначертаний. Круг исторических судеб человечества закончится торжеством и гибелью трех мировых царств, трех богом избранных народов; с

- 305 -

гибелью последнего, третьего, царства наступит конец мира, последний страшный суд, в результате которого осужденные пойдут на вечную муку, а праведники обретут вечное блаженство. Два из этих царств уже пали: пал ветхий Рим, пал за ним и Рим новый, т. е. Константинополь, так как изменил православию и на восьмом флорентийском соборе принял латинство. С падением ветхого и нового Рима носителем и единственным хранителем истинной «богооткровенной» веры осталось царство Русское. Это царство с его славной святыней, сияющей «во всей поднебесней паче солнца», — соборной церковью Успения божьей матери в «богоспасаемом граде» Москве, — последнее мировое царство, третий и последний Рим. Историческое бытие человечества этим царством закончится. «Молю тя и паки премолю, — внушал Филофей великому князю Василию Ивановичу, — внимай господа ради, яко вся христианская царства снидошася в твое царство; посем чаем царство, ему же несть конца». «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется». Русское царство и есть то «богоизбранное» царство, на котором исполнились слова пророка: «Се покой мой в век века; зде вселюся, яко изволих», так как ни в ветхом ни в новом Риме церковь Христова «покоя» себе не нашла. Все христианские царства пали и сошлись в одно царство Русское, а поэтому русский царь является единственным христианским царем во всей вселенной, единственным наследником власти повелителей ветхого и нового Рима. Чтобы полнее выразить величие и объем власти великого князя московского, царя всея Руси, Филофей окружил его имя ореолом эпитетов, полных праздничной торжественности: «пресветлейший», «высокопрестольнейший», «вседержавный», «боговенчанный», «богоизбранный», «благочестивый», «святейший». В изображении Филофея великий князь московский не только царь, которому вручена богом полнота гражданской власти, но и «браздодержатель святых божиих церквей», «святыя православныя христианскыя веры содержатель», в руках которого сосредоточена и вся полнота власти церковной. Единый православный царь во всем поднебесье, он «яко же Ной в ковчезе, спасенный от потопа, правя и окормляя Христову церковь и утвержая православную веру», — несет бремя двойной ответственности: и как царь всея Руси и как блюститель православия во всем мире. «Сего ради подобает тебе, о царю, содержати царство твое со страхом божьим», — писал Филофей великому князю Василию Ивановичу, напоминая ему об этой ответственности.

Такова первая в русской литературе теория московского единодержавия. Ей нельзя отказать в стройности и широте «историософского» размаха. Развивая свою теорию «Москвы — третьего Рима», Филофей обнаружил свою способность к широким обобщениям, к пониманию ведущих тенденций развития современной ему исторической действительности. Не все в этой теории принадлежит Филофею; центральные идеи, лежащие в основе его «историософской» концепции, — идея богоизбранности народов и идея преемства царств — находят себе соответствие в книге пророка Даниила, Апокалипсисе и толкованиях на него Андрея Кесарийского, Откровении Мефодия Патарского, житии Андрея Юродивого и других памятниках византийской церковной письменности, откуда Филофей их, несомненно, и заимствовал. Не вполне оригинален Филофей и в той части своих рассуждений, где он применяет эти идеи к судьбам русского народа: представление о московском великом князе как преемнике византийских императоров, пышная фразеология царских титулов, убеждение в

- 306 -

чистоте московского православия — все это было известно и до Филофея и уже успело проникнуть даже в литературу (повесть о взятии Царьграда, летопись, послание Вассиана Ростовского Ивану III в 1480 г. и др.). Заслуга Филофея заключается в том, что он сумел все эти мысли и идеи, уже бродившие в литературе, объединить, привести в стройную и четкую систему; в изложении Филофея они впервые приобрели характер политической теории, основанной на «историософском» базисе. Проникнутая патриотизмом, чувством гордости за свою родину, глубокой верой во всемирно-историческое призвание московского единодержавия, эта теория именно в литературном оформлении Филофея получила распространение в Москве XVI в. Большой исторический интерес представляет тот факт, что теория «Москвы — третьего Рима», первая политическая теория московского единодержавия, возникла не в Москве, а во Пскове, который юридически был присоединен к Московскому государству только в 1510 г. Факт этот свидетельствует о том, что историческая закономерность центростремительных тенденций формирующегося национального Русского государства уже в начале XVI в. хорошо осознавалась передовыми людьми даже самых отдаленных от Москвы центров.