- 302 -
Послание на Угру Вассиана Рыло
Реабилитируя церковную политику великого князя Василия Васильевича, автор «Слова избрана на латыню» не пожалел красок, чтобы изобразить деятельность великого князя в наиболее выгодном для него свете; в порыве риторического воодушевления он даже усмотрел в личности великого князя Василия Васильевича черты, сближающие его с знаменитыми царями и властодержцами древности. В этом отношении Слово положило основание прочной традиции в московской официозной публицистике XV—XVI вв., которая с годами все более и более стала проникаться элементами торжественно-панегирического славословия по адресу великих князей московских. От этой традиции московские публицисты, апологеты московского единодержавия, позволяли себе отступать только в тех случаях, когда поведение московского великого князя вступало в противоречие с уже сложившимся в умах представлением о нем, как о «боговенчанном» царе всея Руси, живом воплощении идеи единодержавия. В этих случаях московские публицисты, вопреки традиции, становились значительно менее щедрыми на комплименты великому князю и нередко осмеливались даже обличать его. Факт появления этих обличительных выпадов по адресу московского великого князя в произведениях, посвященных апологии московского единодержавия, чрезвычайно интересен; он — показатель высокого уровня политического мышления московских публицистов, признак того, что обсуждение проблемы московского единодержавия приобретало принципиальный характер.
Из числа московских публицистов первым, кто нашел в себе мужество выступить в защиту не личности великого князя, а тех принципов, которые он призван был воплощать, был архиепископ ростовский Вассиан, по прозвищу «Рыло», автор послания великому князю Ивану III. Один из ближайших учеников Пафнутия Боровского, в монастыре которого он
- 303 -
и принял пострижение, с 1466 г. игумен Троицко-Сергиевской лавры, Вассиан в 1468 или 1469 г. был избран архиепископом ростовским и ярославским. Умный и энергичный, он вскоре становится ближайшим сотрудником Ивана III, горячим сторонником его объединительной политики. В 1479 г. он оказал великому князю важную политическую услугу, примирив его с братьями Андреем и Борисом именно в тот самый момент, когда они, тяготясь зависимостью от брата своего, великого князя, решили, «сдумавши межи себя», искать против него поддержки у великого князя литовского Казимира. Умер Вассиан 23 марта 1481 г.
Свое послание к Ивану III он написал незадолго до смерти по следующему поводу. В 1480 г. хан Золотой Орды Ахмат, узнав о ссоре Ивана III с братьями, решил, по совету литовского князя Казимира, воспользоваться случаем и двинуть свои полки по направлению к Москве. Иван III, получив известие о готовящемся нашествии Ахмата, пошел на Коломну и, став там, отправил воевод на Оку для охраны границы, а сам поехал в Москву; по словам летописи — «на совет и думу». В Москве ему посоветовали немедленно итти навстречу Ахмату, постоять за Русскую землю и веру православную. Иван III совета послушался и отправился к границе, сперва на Угру, а затем в Кременец. Шел слух, что именно отсюда двинется Ахмат на Москву. В Москве, между тем, готовились к осаде и были крайне встревожены, когда узнали, что великий князь из Кременца отступил к Боровску и бездействовал, не принимая никаких мер против Ахмата. Тогда, по летописному преданию, в дело решил вмешаться архиепископ Вассиан: он написал укоризненное послание «благоверному и христолюбивому, благородному и богом венчанному, богом утвержденному, в благочестии всея вселенныя в концех воссиявшему и преславному государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руссии». Вассиан просит великого князя не гневаться на него за это послание. Ради спасения великого князя он должен «малое нечто» напомнить ему. Великий князь дал обещание «крепко стояти за благочестивую нашу православную веру и боронити свое отечество от бесерменства», не слушать льстивых шептунов, уговаривавших его «продати христианство». Почему же он не исполнил обещания своего? Ходит слух, что безбожный Ахмат уже приближается и губит христианство, хвалится, что покорит Русь, — князь смирился перед ним, молит о мире, а окаянный Ахмат «моленья его не слушает, гневом дышит, хочет до конца разорить христианство». Конечно, опять злые советники шепчут на ухо князю «льстивые словеса», уговаривают его «не противиться супостатом, но отступити и предати на расхищение волкам словесное стадо христовых овец». Мысль о том, что эти злые шептуны пользуются доверием великого князя, приводит Вассиана в негодование. Он умоляет великого князя не слушаться их советов, прогнать их от себя, действовать по собственному усмотрению: «И где убо хощеши избежати или воцаритися, погубив врученное ти от бога стадо?.. Не послушай убо, государю, таковых, хотящих твою честь в бесчестие и твою славу в бесславие преложити, и бегуну явитися, и предателю хрестианскому именоватися, но отложи весь страх и возмогай о господе в державе и крепости».
Призывая великого князя немедленно выступить против татар, постоять за отечество, Вассиан указывает ему на пример славных прародителей его, великих князей русских, которые «не точию обороняху Русскую землю от поганых, но и иные страны приимаху под себе»; Вассиан советует великому князю не смущаться тем, что прародителями его дана клятва не подымать руки против хана: клятва была дана по нужде, и
- 304 -
князь вправе с благословения митрополита и отца своего духовного нарушить ее: «луче бо солгавшу живот получити, нежели истинствовавшу погибнути». Быть данником татарского хана — несовместимо с достоинством великого князя. Князь смело должен итти навстречу Ахмату, и бог ему, царю всея Руси, вручит навеки державу «твердую, честную и крепкую». Таково содержание этого, в литературном отношении очень искусно написанного послания, украшенного многочисленными цитатами из «писания» и, в одном месте, даже изречением «Димокрита философа», выписанным, конечно, из Пчелы.
Послание Вассиана является отражением весьма решительного момента в процессе борьбы двух партий: боярской, феодальной, пугавшей Ивана III и советовавшей ему временно примириться с ханом, и дворянской, централистской, поддерживавшей образование самодержавного государства. Выразителем мнений этой последней партии и был Вассиан, в послании которого звучит голос мужественного патриота и прогрессивного деятеля.