182

Добролюбов-поэт

Великий русский критик Н. А. Добролюбов был талантливым поэтом некрасовской школы. Стихи он начал писать еще в детском возрасте. Подавляющая часть стихотворений Добролюбова при жизни критика не была опубликована. Это объяснялось в первую очередь их боевым революционным содержанием. Пламенный революционер в своих стихотворениях воспевал крестьян, убивавших помещиков, призывал к ликвидации самодержавного строя, мечтал о создании в России республики. Если в своих критических статьях Добролюбов вынужден был писать на эзоповском языке, то в стихах, не предназначавшихся для печати, он говорил без иносказаний. В последний год своей жизни Добролюбов признавался:

Я желаю, чтоб мыслью бесплодной
Я томиться напрасно не мог,
Чтобы в речи прямой и свободной
Для нее был широкий исток.

Добролюбов очень любил поэзию, в своих критических работах он много цитировал самые разнообразные стихи. Однако современная поэзия совершенно не удовлетворяла его. Он резко критиковал произведения поэтов «чистого искусства». О своем любимейшем поэте — Некрасове он не мог высказываться в печати, так как после выхода сборника стихотворений гениального поэта в 1856 году специальным распоряжением правительства о нем запрещено было писать.

Поэтов недемократического лагеря Добролюбов упрекал за недостаточность социального содержания, за игнорирование жгучих вопросов современности в их творчестве.

В поэзии Добролюбова могут быть выделены стихи автобиографические, политические, сатирические.

Ранние стихи его носят по преимуществу характер биографический. Наряду с дневниковыми записями они сохраняют немаловажное значение для нас, помогая установить формирование мировоззрения Добролюбова, процесс превращения религиозного юноши в атеиста, материалиста, демократа.

В стихотворениях Добролюбова биографического характера личные мотивы нередко тесно переплетаются с социальными. Это мы наблюдаем в стихотворениях: «Не в блеске и тепле природы обновленной...», «Не обманут я страстной мечтой...», «Милый друг, я умираю...» и др. В первом стихотворении поэт вспоминает о печальных годах своей юности, о голоде и нужде. Помимо личных переживаний, здесь рассказывается о трагедии маленького человека вообще, раскрывается его ничтожное положение в обществе, его жизнь, полная горя. В стихотворении «Не обманут я страстной

183

мечтой...» личные мотивы также переплетаются с общественными. В стихотворении «Милый друг, я умираю...» поэт не только хочет поведать о своем печальном состоянии, о своей тяжелой болезни, но и рассказать, как он служил родине и как честно и самоотверженно надо служить ей всякому. Чувствуя надвигающуюся смерть, поэт тем не менее спокоен: то, что совершалось им в жизни, было поступками патриота, борца за народное счастье.

 

Н. А. Добролюбов

Н. А. Добролюбов.
Фотография. 1857.

У Добролюбова, как и у других поэтов-шестидесятников, можно отметить ряд общих черт в изображении «падшей» женщины, ставшей на порочный путь под влиянием условий жизни (см. стихотворение «Не диво доброе влеченье...»).

Особенно важным этапом в раннем творчестве Добролюбова являются стихотворения 1855—1856 годов. Произведения 19—20-летнего юноши носят ярко выраженный революционный характер. Они пронизаны боевой устремленностью: их пафос — свержение самодержавия. Две черты в стихах этих лет должны быть отмечены особо: во-первых, революционное понимание событий 1855 года, связанных со смертью Николая I, и, во-вторых, страстная пропаганда крестьянской революции в России. Наибольшее значение в раскрытии данных мотивов имеют стихотворения «На 50-летний юбилей его превосходительства Николая Ивановича Греча», «Дума при гробе Оленина», «Ода на смерть Николая I», «К Розенталю», «Газетная Россия», «Перед дворцом».

Стихотворение «На 50-летний юбилей его превосходительства Николая Ивановича Греча» было написано в 1854 году. Это первое значительное произведение Добролюбова. В нем высмеивается человек, чьи «заслуги... почтены», который «В своих грамматиках без счета Терзал... родной язык» и, «С другим мошенником связавшись, Составил шайку подлецов». Добролюбов выступает против лжепатриотизма, продажных писак, царских идейных прислужников.

По поводу этого стихотворения 18 июня 1855 года Добролюбов писал М. И. Благообразову: «Ты знаешь, что я писал прежде стихи. Знаешь также, что я приверженец новой литературной школы и что подлости старичков, подвизающихся в „Северной Пчеле“, раздражали меня как нельзя более. В начале нынешнего года (т. е. академического) представился мне случай отомстить одному из них, Гречу. Я написал пасквиль на случай его юбилея, и стишки разошлись по городу весьма быстро. Их читали на литературных вечерах, их хвалили профессора наши, не зная еще автора...».1

184

В «Оде на смерть Николая I» Добролюбов клеймит царя «тираном», «немецким отродьем», который «стремился..., чтоб сделать Русь машиной», «возвеличил лишь военный деспотизм». По характеристике Добролюбова, Николай I просвещенье «цензурой оковал»,

Все силы напрягал он для уничтоженья
Стремлений и надежд России молодой.

Поэт-революционер «в день всерадостный его внезапной смерти» призывает «открыть глаза уснувшему народу» и выражает пламенную веру в то, что, «назло царям, к свободе Русь придет».

Основная мысль Добролюбова в «Оде на смерть Николая I» сосредоточена не столько на личности умершего царя, сколько на разоблачении политического строя монархии:

По неизменному природному закону,
События идут обычной чередой:
Один тиран исчез, другой надел корону,
И тяготеет вновь тиранство над страной.

И ни попыткою, ни кликом, ни полсловом
Не обнаружились трусливые сердца,
И будут вновь страдать при сыне бестолковом,
Как тридцать лет страдали от отца.

В стихотворении Добролюбова, в отличие от либералов, возлагавших надежды на нового царя, который, по их мнению, призван улучшить управление страной, провести реформы и т. д., нет и тени иллюзий. В этом произведении он, как и в других на общественно-политические темы, выступает последовательным демократом.

В большом стихотворении «Дума при гробе Оленина»1 Добролюбов клеймит порядки, царящие в самодержавной России. Он говорит о веках рабства русского народа, когда в стране творилось вопиющее беззаконие. В этом стихотворении четко звучат два мотива: мотив отрицания самодержавного строя, власти помещиков-крепостников, всего косного и рутинного на Руси, а наряду с этим — мотив страстного утверждения новой России, могучих дремлющих сил, потенциальных освободительных возможностей народа. В стихотворении выступают, с одной стороны, угнетенный народ, задавленные непосильным трудом простые люди, с другой — жестокие эксплуататоры, помещики, чиновники.

Вдохновенно начинается это стихотворение:

Перед гробницею позорной
Стою я с радостным челом,
Предвидя новый, благотворный
В судьбе России перелом.

О славном будущем мечтаю
Я для страны своей родной,
Но о прошедшем вспоминаю
С негодованьем и тоской.

Страшная картина российской действительности встает за описанием двух противоположных лагерей — тиранов-господ и тружеников. Бесконечной скорбью поэта веет от сознания, что Русь дремлет, что не всколыхнулись еще могучие народные массы, способные преодолеть «темное царство», разрушить мир насилия и произвола.

185

Обращаясь к отчизне, поэт восклицает:

Когда проснешься ты и встанешь,
Чтобы мучителям отмстить?
Проснись, о Русь! Восстань, родная!

Тема революции пронизывает это замечательное стихотворение. Добролюбов твердо верит в русский народ, в его славное будущее:

И раб, тиранством угнетенный,
Вдруг от апатии тупой
Освободясь, прервет свой сонный,
Свой летаргический покой...

Восстанет он, разить готовый
Врагов свободы и добра, —
И для России жизни новой
Придет желанная пора.

Той же теме народной революции посвящено и стихотворение «К Розенталю». Если в «Думе при гробе Оленина» Добролюбов воспевает крестьян, поднявших топор на деспота, то в стихотворении «К Розенталю» поэт прославляет агитатора, стремившегося вызвать крестьянское восстание. Розенталь разбудил «дремлющих рабов», но пострадал за это. Однако жертвы необходимы во имя святого дела народного освобождения; поэт верит, что «вся Русь откликнется» на «призыв» агитатора.

Привет тебе за подвиг благородный,
Привет тебе, несчастный Розенталь!
Поборник истины, друг вольности народной, —
За братии ты восстал, ты понял их печаль,
Узнал страданья их и, мыслию свободной
Прозрев грядущих лет в таинственную даль...

Добролюбов страстно жаждал наступления «настоящего дня», но в то же время трезво учитывал политическую обстановку в России 60-х годов. В коротком, но очень ярком стихотворении, написанном в 1861 году, поэт, будучи уверен в неизбежности революции, тем не менее с горечью и болью восклицает, обращаясь к ней:

О, подожди еще, желанная, святая!
Помедли приходить в наш боязливый круг!
Теперь на твой призыв ответит тишь немая,
И лучшие друзья не приподымут рук.

Добролюбов сознавал: время для революции еще не наступило, борцы еще не в состоянии активно противостоять самодержавному строю. Во имя победы народа поэт взывал к революции помедлить с приходом. Он хотел победоносной борьбы.

В стихотворениях Добролюбова видна горячая любовь поэта к своей родине. Но любит он ее горькою любовью, любовью сквозь слезы. Ведь Россия порабощена, народ находится под пятою «самодержавного барина» и целой армии его прислужников, крепостников, дворян. Отсюда в стихотворении «Не гром войны, не бой кровавый...» (1855) поэт признает, что России нужны:

Не льстивый бард, не громкий лирик,
Не оды сладеньких певцов,
А вдохновенный, злой сатирик,
Поток правдивых, горьких слов...

186

Надо вскрывать язвы действительности, бичевать зло жизни, осуждать жестокие и несправедливые поступки власть имущих.

Многие стихотворения Добролюбова пронизаны двумя мотивами. Это — изображение народных бедствий и показ довольства праздных тунеядцев, тиранов, стоящих у власти и попирающих права трудового люда. Так, в стихотворении «Перед дворцом» поэт изображает больного мальчика, который живет в семье, умирающей от голода. Вместе с тем здесь рисуется дворец, сияющий «беспечной радостью и счастьем», где «безмятежно... царь русский пировал».

В стихотворении «Когда среди зимы холодной..» (1856) повторяется мотив горя простых людей и довольства богатых. Добролюбов рисует какого-то бедняка, который, будучи «лишен средств», «Больной, озябший и голодный», проходил «пышным» городом. Богачей он описывает разъезжающими на «четверках кровных рысаков», пользующимися всеми благами жизни. От имени сбитого лошадьми маленького человека, у которого нет средств к существованию и который за неимением денег тащится пешком через город, Добролюбов гневно восклицает:

О, сколько вырвалось проклятий,
Какая бешеная злость
Во мне кипела против братий,
Которым счастливо жилось

Средь этой роскоши безумной
И для которых — брата стон
Веселым бегом жизни шумной
И звоном денег заглушен.

Заслуживают особого внимания сатирические стихотворения Добролюбова. Они в большинстве своем печатались в «Свистке» (приложение к «Современнику»). Эти стихотворения являлись обычно составной частью его публицистических выступлений. Добролюбов был «вдохновенным, злым сатириком», создавшим прекрасные произведения из жанра политической сатиры, поставленной на службу народной революции.

В выпущенных восьми номерах «Свистка» стихи Добролюбова занимают доминирующее место. Они преисполнены юмора и сатиры, они давали возможность великому демократу обходить цензурные рогатки и метко поражать врагов. Об этом приеме борьбы Добролюбов писал:

И ныне явлюсь я к читателю снова;
Хочу наградить я его за терпенье,
Хочу я принесть ему свежее слово,
Насколько возможно в моем положеньи...
А, впрочем, читатель ко мне благосклонен,
И в сердце моем он прекрасно читает:
Он знает, к какому я роду наклонен,
И лучше ученых мой свист понимает.
Он знает: плясать бы заставил я дубы
И жалких затворников высвистнул к воле,
Когда б на морозе не трескались губы
И свист мой порою не стоил мне боли.1

Добролюбов полагал, что злоупотребления, осуждаемые серьезной литературой, могут быть «добиты смехом». Критик обрушивался в своих сатирах на две категории людей: на «рутинистов», ненавидевших всё новое, и «прогрессистов», кричавших о правде, свободе и чести, но вредящих «делу общественного просвещения не менее людей самых отсталых и невежественных».

187

Добролюбов создал три литературных маски, три новых имени «поэта» — Конрада Лилиеншвагера, Якова Хама и Аполлона Капелькина. Конрад Лилиеншвагер — либерал, самодовольный поэт, из-за совершенных пустяков поднимающий шум в обществе. Добролюбов бичует так называемый гражданский пафос либералов. Он разоблачает представителей «обличительной поэзии» как лжепатриотов, отвлекающих внимание общества критикой незначительных фактов. Они не поднимали вопросов борьбы с. самодержавным строем, не вскрывали со всей полнотой основные пороки действительности. Следовательно, ими замалчивалась необходимость коренного переустройства всего общественного уклада.

 

«Зимняя дорога»

«Зимняя дорога». Автограф Добролюбова. 1852.

Значительнейшая часть «свистковских» стихотворений Добролюбова выходила за подписью Конрада Лилиеншвагера.

Против прекраснодушных и пустых мечтателей о правде и добре, людей отвлеченно рассуждающих о светлых явлениях жизни, Добролюбов выступает в таких стихотворениях, как «Весна», «Лето» из цикла «Мотивы современной русской поэзии». В первой пародии на стихотворение Розенгейма «Весна» он пишет нарочито упрощенно и примитивно, подделываясь под чужой стиль:

Боже! Солнце засияло,
Воды быстро потекли,
Время теплое настало,
И цветочки расцвели!

Добролюбов высмеивает поэта, в душе которого какая-то «идея зреет, Поэтично высока». Критику смешны его рассуждения о «разумном вертограде Правых английских судов», а также высокопарное заявление о «солнце правды и свободы», к которому поэт «возносится». Ведь он не объясняет, в чем же заключается это «солнце правды и свободы», как его

188

познать и как сам поэт будет жить, исходя из высоких принципов, к которым он якобы стремится.

В стихотворении «Лето» изобличаются пустые мечтатели, бесплодно думающие о том, как было бы хорошо, если бы «нравственности зерна», «Духовный хлеб любви, и правды, и добра» вдруг ни с того ни с сего выросли бы в жизни, как колосья в поле.

Чтобы обмануть цензуру, Добролюбов надел маску несуществующего «австрийского» поэта с выразительным именем Якова Хама. По сатирическому замыслу Добролюбова Яков Хам — поэт-монархист, играющий в «австрийской литературе» ту роль, которую в России играли придворные одописцы XVIII века, писавшие главным образом стихи в честь государей-самодержцев. Говоря о событиях зарубежной жизни, Добролюбов давал понять, что всё это относится к монархическому строю в России. Ближайшую связь с публицистикой «Современника» имели «Неаполитанские стихотворения» Якова Хама.

Царит в Италии измена,
И торжествует в ней порок:
Тоскана, Парма и Модена
Безумно ринулись в поток;
И силой вражьего восстанья
Из рук святейшего отца
Отъята бедная Романья, —
Стад папских лучшая овца!..

(«Надежды патриота»).

В «Неаполитанских стихотворениях» Добролюбов обличает высшее общество, показывает, что там подавлялось всяческое проявление свободной мысли и царила жестокая диктатура. Описывая «королевство Двух Сицилий», правление «царственного Франциска», Добролюбов говорит:

Не поддается он лукавым
Речам политики чужой
И твердо правит по уставам
Отцовской мудрости святой:
Карать умеет недовольных
В тиши полиции своей
И в бой нейдет за своевольных
Против законных их властей...

(«Надежды патриота»).

Картины тирании, нарисованные здесь Добролюбовым, можно отнести и к русской самодержавной действительности, когда за пропаганду передовых идей людей подвергали тяжелым наказаниям вплоть до смертной казни.

Со стихотворениями, составившими цикл «Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию», выступил в «Свистке» пародийный поэт Аполлон Капелькин. Добролюбов в этой маске обличал поэтов «чистого искусства» Майкова, Фета, Случевского. Революционный демократ показал далекую от насущных интересов масс поэзию. Чуждый народу либеральный поэт Капелькин признается:

Знаю вас давно я, песни заунывные
Руси необъятной, родины моей!
Но теперь вдруг звуки радостно-призывные
Полные восторга, слышу я с полей!

189

Пусть всё те же песни — долгие, тоскливые,
С той же тяжкой грустью — пахарь наш поет.
Долю его горькую, думы терпеливые
Пусть напев протяжный мне передает.

Но в восторге сердца, под святым влиянием
Гласности, прогресса, современных дум,
Полн благоговенья к светлым начинаниям,
Жадно всюду внемля новой жизни шум,

Не хочу я слышать звуков горькой жалобы,
Тяжкого рыданья и горячих слез...
Сердце бы иссохло, мысль моя упала бы,
Если б я оставил область сладких грез...

(«Существенность и поэзия»).

В связи с характеристикой антилиберальных и «свистковских» стихотворений Добролюбова уместно привести слова В. И. Ленина: «...даже в крепостной России Добролюбов и Чернышевский умели говорить правду то молчанием о манифесте 19 февраля 1861 г., то высмеиванием и шельмованием тогдашних либералов...».1

В. И. Ленин прекрасно знал поэзию Добролюбова.

Одно из стихотворений Добролюбова — «В прусском вагоне», напечатанное в № 8 «Свистка» за 1860 год (за подписью — Конрад Лилиеншвагер), цитируется Лениным (в пересказе) в статье «Первые итоги политической группировки». 31 октября 1905 года Ленин писал: «Революция в России идет так, что оправдывает до сих пор те надежды на ее полную победу, которые внушает сложившаяся теперь внешняя и внутренняя ситуация. И при виде смятения самодержавия, растерянности либералов, при виде бодрой революционной энергии пролетариата, тянущего за собой крестьянство, — хочется верить, что „пойдет наш поезд, как не шел немецкий“».2

Добролюбов твердо верил, что Россия сбросит с себя кандалы подневолья, пробудится, и народ, освобожденный в революционной борьбе, займет достойное место в мире:

Она <Россия> пойдет!.. Она восстанет,
Святым сознанием полна.
И целый мир тревожно взглянет
На вольной славы знамена...

Глазам Европы изумленной
Предстанет русский исполин,
И на Руси освобожденной
Явится русский гражданин.

(«Дума при гробе
          Оленина»).

Сноски

Сноски к стр. 183

1 Н. А. Добролюбов, Полное собрание сочинений, т. VI, Гослитиздат, М., 1939, стр. 743.

Сноски к стр. 184

1 Это стихотворение написано по случаю смерти А. А. Оленина, убитого его дворовыми людьми за жестокое обращение с ними.

Сноски к стр. 186

1 Н. А. Добролюбов, Полное собрание сочинений, т. VI, стр. 183.

Сноски к стр. 189

1 В. И. Ленин, Сочинения, т. 23, стр. 176.

2 В. И. Ленин, Сочинения, т. 9, стр. 372.