357

ПРИМЕЧАНИЯ

358

359

ОБРАЗЫ «ГОРЯ ОТ УМА» В СОЧИНЕНИЯХ В. И. ЛЕНИНА

Печатается по «Указателю», составленному А. Г. Цейтлиным («Литературное наследство», № 47 — 48, изд. Академии наук СССР, М., 1946, стр. 268 — 276), с внесением ряда сокращений и изменений.

Ссылки даны по 4-му изданию Сочинений В. И. Ленина.

А. А. Бестужев-Марлинский

ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ И НОВУЮ СЛОВЕСНОСТЬ В РОССИИ

(Отрывок)

Печатается по первой публикации в альманахе «Полярная звезда» на 1823 г., изд. А. Бестужевым и К. Рылеевым, СПб., ценз. разрешение 30 ноября 1822 г., стр. 34.

Комедия «Молодые супруги» — первое известное драматическое произведение Грибоедова. Написана она, вероятно, в 1814 г., напечатана в 1815 г. и в том же году 29 сентября впервые представлена на сцене петербургского театра. Комедия является свободной переделкой популярного произведения французского драматурга Крезе де Лессера «Le Secret du ménage» («Семейная тайна»), 1809 г.

ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ СЛОВЕСНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ 1824

И НАЧАЛЕ 1825 ГОДОВ

(Отрывок)

Печатается по первой публикации в альманахе «Полярная звезда» на 1825 г., изд. А. Бестужевым и К. Рылеевым, СПб., ценз. разрешение 20 марта 1825 г., стр. 16 — 18.

Князь Шаховской, А. А. (1777 — 1846) — драматург, режиссер, театральный деятель, игравший видную роль в русской театральной жизни 10 — 20-х гг. XIX в.

360

«Ты и вы. Послание Волтера или шестьдесят лет антракта. Анекдотическая комедия в двух действиях, с интермедией, представляющей Сент-Жерменскую ярмарку, взятая из жизни Волтера». Представлена на сцене петербургского Большого театра 23 января 1824 г. в бенефис М. И. Валберховой.

«Школа стариков» — пьеса К. Делавиня (1793 — 1843), французского поэта и драматурга-классициста.

Кокошкин, Ф. Ф. (1773 — 1838) — драматург, сторонник классицизма; в 20-е годы заведовал репертуарной частью московских театров.

Семенова, Е. С. (1786 — 1843) — трагическая актриса, занимавшая ведущее положение на петербургской сцене.

Каратыгин, В. А. (1802 — 1853) — выдающийся трагический актер, первый исполнитель роли Чацкого на петербургской сцене.

Федоров, Б. М. (1794 — 1875) — поэт, драматург, журналист реакционного направления.

«Громилов» — «Ротмистр Громилов. Оригинальная комедия в одном действии в стихах. Сочинение Бориса Федорова». СПб., 1824.

Дмитриев, М. А. (1796 — 1866) — поэт и критик реакционного направления, приверженец классицизма.

«Торжество муз», пролог г. М. Дмитриева был показан на сцене московского Большого театра в день его открытия 6 января 1825 г. (См. отзыв в «Московском телеграфе» Н. Полевого, 1825 г., № 11, стр. 171.)

О.М.Сомов

МОИ МЫСЛИ О ЗАМЕЧАНИЯХ Г. МИХ. ДМИТРИЕВА

НА КОМЕДИЮ «ГОРЕ ОТ УМА» И О ХАРАКТЕРЕ ЧАЦКОГО

Печатается по тексту журнала «Сын отечества», ч. 101, СПб., 1825, № X, стр. 177 — 195.

Является ответом на статью М. А. Дмитриева, напечатанную в реакционном «Вестнике Европы», 1825 г., № 6, стр. 109 — 123.

Одна из последних басен Крылова — басня «Прихожанин» (впервые напечатана в «Северных цветах на 1825 год»). Последняя строка приведена неточно, следует: «Ведь я не здешнего прихода».

Пирон, Алексис (1689 — 1773) — французский поэт и драматург.

Дух Перболос — персонаж III части трилогии А. А. Шаховского «Фин» («Русская Талия», 1825).

Отрывки, помещенные в «Русской Талии» — 7 — 10 явления I действия

361

и III действие «Горя от ума», опубликованные в альманахе «Русская Талия» на 1825 г.

«Абдериты» — «Абдеритяне» — роман немецкого писателя Виланда (1733 — 1813). Роман вышел в 1776 г.

«Мизантроп» (1666) — комедия Ж.-Б. Мольера. Герой комедии Альцест — правдолюбец, обличитель пороков общества, поборник справедливости (в некоторых старых русских переводах он назван Крутоном; см. напр., перевод Ф. Кокошкина, 1816 г.).

Фонтенель (1657 — 1757) — французский писатель-просветитель.

Экло́га — один из жанров античной поэзии, представляющий собою диалоги между пастухами, пастушками и вообще сельскими жителями.

Аркадский пастушок — идиллический образ беспечного жителя блаженной пастушеской страны Аркадии (от названия области в древней Греции).

В. Ф. Одоевский

ЗАМЕЧАНИЯ НА СУЖДЕНИЯ МИХ. ДМИТРИЕВА О КОМЕДИИ

«ГОРЕ ОТ УМА»

Печатается по тексту журнала «Московский телеграф», 1825 г., ч. III, № X, приложение «Антикритика», стр. 1 — 12. Подпись У. У. Является ответом на статью М. А. Дмитриева, напечатанную в «Вестнике Европы», 1825 г., № 6, стр. 109 — 123.

Юст Веридиков — псевдоним М. А. Дмитриева, под которым он печатался в «Вестнике Европы».

...все возможные «Прологи» — намек на сочиненный М. Дмитриевым Пролог на открытие московского Большого театра — «Торжество муз», 1825 г.

...критика г. Тредьяковского на Ломоносова... — В. К. Тредиаковский вел активную литературную борьбу с М. В. Ломоносовым в статьях 1750-х гг.

Не знаю, кто-то в «Сыне отечества» сказал, что до Грибоедова мы не имели в комедии разговорного слога... — Имеется в виду статья О. М. Сомова о «Горе от ума».

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «МНЕМОЗИНЕ» САМИХ ИЗДАТЕЛЕЙ

(Отрывок)

Печатается по тексту альманаха «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером», часть IV, М., 1825, стр. 232. Ценз. разрешение — 13 октября 1824 г. Имя автора указано только в оглавлении.

362

Настоящий отрывок является примечанием к следующим словам: «Сперва наше издание слегка расшевелило маленькое самолюбие маленьких людей, почитающих себя великими; впоследствии времени, объявив войну почти всем русским журналам, почти всем старым предрассудкам...». Направлено примечание против реакционной критики «Вестника Европы».

В. К. Кюхельбекер

ДНЕВНИК. 1833 г.

(Отрывки)

Печатается по изданию — Дневник В. К. Кюхельбекера. Материалы к истории русской литературной и общественной жизни 10 — 40 годов XIX века. Предисловие Ю. Н. Тынянова. Редакция, введение и примечания В. Н. Орлова и С. И. Хмельницкого. «Прибой», 1929, стр. 90 — 93, 124.

В 1833 г. Кюхельбекер находился в Свеаборгской крепости. Заметки о «Горе от ума», как и другие многочисленные высказывания по вопросам литературы, содержащиеся в Дневнике, были вызваны перечитыванием старых журналов.

Нападки М. Дмитриева и его клевретов на «Горе от ума» — статьи М. А. Дмитриева и А. И. Писарева в «Вестнике Европы», 1825, №№ 6 и 10.

...Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне...Кюхельбекер имеет в виду те зимние месяцы 1821 — 1822 гг., когда он и Грибоедов вместе служили в Тифлисе и особенно сблизились друг с другом. В это время создавались первое и второе действия «Горя от ума».

Белугин — псевдоним А. И. Писарева (1803 — 1828), водевилиста и сатирика реакционного направления, выступившего на страницах «Вестника Европы» в 1825 г. в поддержку М. Дмитриева с нападками на «Горе от ума» и защищавших комедию критиков. Псевдоним его явно пародировал фамилию Сомова.

Хмельницкий, Н. И. (1791 — 1845) — драматург и переводчик.

«Своя семья» — комедия «Своя семья, или Замужняя невеста», написанная А. А. Шаховским, А. С. Грибоедовым и Н. И. Хмельницким ; издана в 1818 г. и 24 января того же года представлена на сцене петербургского Малого театра. Грибоедовым написаны первые пять сцен второго действия, опубликованные в журнале «Сын отечества», 1817, № 48.

363

А. С. Пушкин

ПИСЬМО К А. А. БЕСТУЖЕВУ. КОНЕЦ ЯНВАРЯ 1825 г.

(Отрывок)

Печатается по тексту Полного собрания сочинений Пушкина, т. 13, изд. Академии наук СССР, М., 1937, стр. 138 — 139.

Слушал Чацкого.Пушкин познакомился с «Горем от ума» 11 января 1825 г. в Михайловском. В этот день к ссыльному поэту приехал его ближайший друг, видный декабрист И. И. Пущин, и привез с собою список комедии Грибоедова, один из тех, которые широко распространялись уже в то время среди передовой русской молодежи. Пущин впоследствии так вспоминал об этом: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этой тогда рукописной комедией, до того ему вовсе почти незнакомой. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух; ...жаль, что не припомню теперь метких его замечаний, которые, впрочем, потом частию явились в печати» (И. И. Пущин. Записки о Пушкине, Письма. Гослитиздат, 1956, стр. 82). Пущин пробыл в Михайловском одни сутки и, уезжая, увез с собою список «Горя от ума» — этим и объясняются слова Пушкина: «Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться».

С предположением, высказанным М. В. Нечкиной («Грибоедов и декабристы», изд. 2-е, изд. АН СССР, М., 1951, стр. 425), что Пущин оставил рукопись у Пушкина, но поэт передал ее соседям в Тригорское, согласиться невозможно. Если бы Пушкин и передал привезенный Пущиным список «Горе от ума» в Тригорское, то при близости расстояния (2 — 2,5 километра) и почти ежедневных посещениях он всегда мог бы воспользоваться им и, конечно, перечитал бы не раз.

ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА 1829 ГОДА

Глава вторая

(Отрывок)

Печатается по тексту Полного собрания сочинений Пушкина, т. 8, изд. Академии наук СССР, М., 1937, стр. 460 — 462. Впервые опубликовано в журнале «Современник», т. 1, 1836 г.

Пушкин совершил поездку в Тифлис, а затем вместе с действующей армией в Арзрум в мае — сентябре 1829 г. На протяжении всего пути поэт вел записки, которые легли в основу его «Путешествия в Арзрум», окончательно завершенного в 1835 г.

Это было тело убитого Грибоедова... — Грибоедов, назначенный в 1828 г. русским министром-резидентом в Персии, был убит в Тегеране

364

30 января 1829 г. во время разгрома русского посольства толпою фанатиков, подстрекаемой реакционерами и иностранными агентами.

Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге перед отъездом его в Персию. — Грибоедов выехал из Петербурга 6 июня 1828 г. Во время его непродолжительного пребывания в столице в 1828 г. (март — июнь) он неоднократно встречался и особенно сблизился с Пушкиным.

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году.Пушкин и Грибоедов в середине июня 1817 г. одновременно были зачислены на службу в Коллегию иностранных дел. В это время они познакомились и часто встречались в литературных и театральных кругах, хотя близости между ними еще не существовало.

Декарт, Рене (1596 — 1650) — выдающийся французский философ и ученый.

Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками...Пушкин имеет в виду причастность Грибоедова к дуэли его светского приятеля А. П. Завадовского с кавалергардским офицером В. В. Шереметевым, состоявшейся 12 ноября 1817 г. и окончившейся смертью Шереметева.

Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь.Пушкин здесь не совсем точен — отъезд Грибоедова из Петербурга на Кавказ был вынужденным. В Грузии и Персии Грибоедов пробыл с осени 1818 до весны 1823 года, служа сначала секретарем русской миссии в Персии, а затем чиновником по дипломатической части при главнокомандующем в Грузии генерале А. П. Ермолове. В это время были написаны Грибоедовым первое и второе действия «Горя от ума». На родину поэт вернулся в марте 1823 г., получив длительный отпуск, и более двух лет провел в Москве и Петербурге, полностью закончив в это время свою комедию. Снова Грибоедов выехал в Грузию после 20 мая 1825 г.

Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... — В августе 1828 года Грибоедов женился на Нине Александровне Чавчавадзе, дочери своего сослуживца, видного грузинского поэта и общественного деятеля.

В.А.Ушаков

МОСКОВСКИЙ БАЛ, ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ ИЗ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

(Бенефис г-жи Н. Репиной)

Печатается по тексту журнала «Московский телеграф», 1830, № XI, стр. 383 — 393, № XII, стр. 508 — 516.

Третье действие «Горя от ума» было представлено на сцене

365

московского Большого театра в бенефис Н. Репиной в ноябре 1830 г.

Репина, Н. В. (1809 — 1867) — драматическая актриса, выступавшая на московской сцене с конца 1820-х гг.

...шипения «Вестника Европы»... — Имеются в виду статьи М. Дмитриева и А. Писарева 1825 г.

...первая мысль о сочинении комедии «Горе от ума» породилась в Грибоедове во время пребывания его в Грузии... — по другим данным, «Горе от ума» было задумано Грибоедовым еще в 1816 г. в Петербурге (см. Воспоминания С. Н. Бегичева).

...одним из первоклассных наших поэтов... — Речь идет об А. С. Пушкине.

Вебер (1786 — 1826) — немецкий композитор.

Степанов, П. Г. (1806 — 1869) — московский актер-комик.

ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЯ КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА

«ГОРЕ ОТ УМА»

(Отрывок)

Печатается по тексту журнала «Московский телеграф» 1831, № V, стр. 129 — 133.

Третье и четвертое действия «Горя от ума» были представлены на сцене московского Большого театра 25 февраля 1831 г.

«Горе от ума» встретили ожесточенные противники... — Речь идет снова о статьях М. Дмитриева и А. Писарева в «Вестнике Европы», 1825 г.

Сабуров, А. М. (1800 — 1831) — московский актер.

Орлов, И. В. — московский актер.

Транжирин — центральный персонаж комедии А. А. Шаховского «Чванство Транжирина или следствие полубарских затей».

Актер, представлявший Платона Михайловича — Третьяков.

Реньяр (ок. 1656 — 1709) — французский драматург.

Огонь Весты в Риме — вечно горящий огонь в храме богини Весты в древнем Риме.

Н. И. Надеждин

«ГОРЕ ОТ УМА», КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ

А. ГРИБОЕДОВА

Печатается по тексту журнала «Телескоп», 1831, № 20, стр. 586 — 600, где опубликована без подписи.

Поводом для появления статьи послужила первая постановка «Горя от ума» целиком на сцене московского Большого театра

366

27 ноября 1831 г. (в Петербурге комедия впервые была представлена полностью несколько раньше, 26 января 1831 г.).

Ленский, Д. Т. (1805 — 1860) — актер московских театров и водевилист.

Львова-Синецкая, М. Д. (1795 — 1875 — московская драматическая актриса.

Живокини, В. И. (1807 — 1874) — актер московских театров.

Сабурова, А. Г. (1795 — 1867) — московская драматическая актриса.

Никифоров, Н. М. (1796 — 1880) — московский драматический актер.

И. В. Киреевский

«ГОРЕ ОТ УМА» — НА МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ

Печатается по тексту журнала «Европеец», 1832, № 1, стр. 135 — 141.

Как и статья Н. И. Надеждина, данная статья вызвана первой постановкой «Горя от ума» целиком на сцене московского Большого театра в ноябре 1831 г.

Смотри-ка, Мишенька: что это там за рожа? — не совсем точная цитата из басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» (1815). У Крылова: «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа?»

К. А. Полевой

«ГОРЕ ОТ УМА», КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ,

СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА

Печатается по тексту журнала «Московский телеграф», 1833, № XVIII, стр. 245 — 254.

Статья вызвана появлением первого полного подцензурного издания «Горя от ума» (цензурное разрешение 21 августа 1833 г.).

Изобретение Гуттенбергово. — И. Гутенбергом (ок. 1400 — 1468) был изобретен европейский способ книгопечатания.

...нашлись и такие люди, которые беспощадно порицали дивное произведение Грибоедова. — Имеются в виду в первую очередь критики «Вестника Европы» М. А. Дмитриев и А. И. Писарев.

Мы много раз имели случаи говорить о «Горе от ума» и пространно и кратко. — Отзывы о комедии Грибоедова содержатся

367

во многих номерах «Московского телеграфа», начиная с 1825 г.

Бомарше (1732 — 1799) — французский драматург и публицист, автор комедии «Женитьба Фигаро» (1784).

Лесаж (1668 — 1747) — французский сатирик и романист, автор романа «Жиль Блаз де Сантильяна» (1715 — 1735).

Гарпагон — центральный персонаж комедии Мольера «Скупой» (1668).

О ЖИЗНИ И СОЧИНЕНИЯХ А. С. ГРИБОЕДОВА

(В сокращении)

Напечатано в качестве вступительной статьи ко второму изданию «Горя от ума», СПб., 1839, откуда и перепечатывается.

Первые опыты его...Полевой говорит о комедиях «Молодые супруги» (1815), «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), «Притворная неверность» (1818).

...вырвался он из вихря света, покинул все обольщения столицы... — Обстоятельства отъезда Грибоедова из Петербурга на Кавказ в 1818 г. изложены неверно; см. об этом в примечаниях к отрывку из «Путешествия в Арзрум» А. С. Пушкина (стр. 364).

Гораций (65 — 8 до н. э.) — римский поэт.

Буало-Депрео (1636 — 1711). — французский поэт и критик, автор «Поэтического искусства» — манифеста французского классицизма.

Аристофан (ок. 450 — ок. 380 до н. э.) — греческий драматург, автор комедий.

Арган (Оргон) — персонаж комедии Мольера «Тартюф» (1664 — 1669).

...Везде встречаемые лицы. Необходимые глупцы... — стихи из XXIV строфы восьмой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

О. И. Сенковский

«ГОРЕ ОТ УМА», КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ,

СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА

Печатается по первой публикации в журнале «Библиотека для чтения», 1834 г., том первый, отдел VI. Литературная летопись, стр. 43 — 44.

Кальдерон (1600 — 1681) — испанский поэт и драматург.

368

П. А. Вяземский

ФОН-ВИЗИН

(Отрывок)

Печатается по первому отдельному изданию: «Фон-Визин, сочинение князя Петра Вяземского, СПб., 1848», стр. 220 — 225.

Первоначально — в «Современнике», 1837, т. V, № 1.

Сеид (Сейид) — в странах Ближнего и Среднего Востока почетный титул мусульманина, претендующего на происхождение от Магомета; в переносном смысле — благородный человек, защитник справедливости.

Зоил (IV в. до н. э.) — греческий грамматик и ритор, подвергавший мелочной критике творчество Гомера; в переносном смысле — злобный, придирчивый критик.

Филинт — действующее лицо комедии Мольера «Мизантроп» (друг Альцеста).

«Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен» — вольная передача слов Пушкина из его письма А. А. Бестужеву от конца января 1825 г. (см. стр. 40 — 41).

Н. В. Гоголь

В ЧЕМ ЖЕ, НАКОНЕЦ, СУЩЕСТВО РУССКОЙ ПОЭЗИИ

И В ЧЕМ ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений Н. В. Гоголя, т. VIII, изд. Академии наук СССР, 1952, стр. 395 — 401; 402 — 403. Написана статья в 1845 — 1846 гг. Впервые опубликована в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», 1846, под № 31.

Капнист, В. В. (1757 — 1823)) — драматург и поэт.

Долгорукий, И. М., кн. (1764 — 1823); — поэт, писавший сатиры на поэтов-сентименталистов.

Горчаков, Д. П. (1758 — 1824)) — поэт, член «Беседы любителей русского слова».

Воейков, А. Ф. (1778 — 1839) — журналист реакционного направления и сатирик; его сатира-памфлет «Дом сумасшедших» (1814) распространялась в списках и пользовалась большой популярностью.

Озеров, В. А. (1769 — 1816)] — драматург, автор трагедий «Эдип в Афинах», «Фингал», «Дмитрий Донской» и др.

Княжнин, Я. Б. (1742 — 1791) — драматург, автор трагедий («Вадим Новгородский» и др.), комедий, комических опер.

369

Загоскин, М. Н. (1789 — 1852) — драматург и исторический романист.

Аристофан осмеял Сократа в комедии «Облака».

В. Г. Белинский

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕЧТАНИЯ

ЭЛЕГИЯ В ПРОЗЕ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. I, изд. Академии наук СССР, 1953, стр. 78 — 82. Статья написана в 1833 — 1834 гг. Впервые опубликована в приложении к журналу «Телескоп» — газете «Молва», 1834 г.

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его... — Это знаменитое высказывание Белинского вполне выражает восторженное отношение великого критика к театральному искусству и драматургии. Белинский впервые познакомился с театром и полюбил его, еще будучи учеником Пензенской гимназии. Среди первых любимых книг Белинского-гимназиста были драматические произведения Фонвизина, Пушкина, Шекспира, Шиллера. В гимназические же годы, очевидно, познакомился он впервые и с комедией А. С. Грибоедова «Горе от ума», распространявшейся в списках. Позднее Белинский был постоянным посетителем театров в Москве и Петербурге, поддерживал дружеские отношения с М. С. Щепкиным и другими выдающимися актерами своего времени. Первое написанное им крупное произведение — драма «Дмитрий Калинин»; восьмью годами позже, в 1838 г., им была написана для бенефиса М. С. Щепкина вторая драма — «Пятидесятилетний дядюшка, или странная болезнь». Добрая треть всех литературно-критических статей и рецензий Белинского посвящена вопросам драматургии и театра. Взгляды критика на протяжении его творческого пути, как известно, менялись, но как в начале своей деятельности, так и в последующие годы он неизменно очень высоко ценил общественно-воспитательную роль театра, неутомимо боролся с засорением театрального репертуара бессодержательными переводными водевилями, нелепыми мелодрамами, лжепатриотическими трагедиями, с условностью и неестественностью в игре актеров, за «свой народный русский театр». В этой борьбе он опирался на лучшие достижения прогрессивной реалистической русской драматургии, и в первую очередь на творения Фонвизина, Грибоедова, Пушкина,

370

Гоголя, которые считал замечательным достижением прогрессивного искусства. Линию развития русской драматургии Белинский правильно вел от «Недоросля» через «Горе от ума» к «Борису Годунову», «Ревизору». В этих произведениях справедливо видел он начало самобытного русского театра, театра жизненной правды и высокой идейности.

Маркиз Поза — герой драмы Ф. Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский» (1787), благородная личность, воплощение высоких гражданских идеалов.

Макс и Текла — персонажи исторической трилогии Ф. Шиллера «Валленштейн» (1797 — 1799), идеальные герои, «прекрасные души», «возвышенные характеры».

Вернер 3. (1768 — 1823) — немецкий поэт и драматург мистико-романтического направления, в свое время весьма популярный.

Комедия, по моему мнению, есть такая же драма...Белинский подчеркивает здесь свой решительный отказ от принципов эстетики классицизма, от строгого жанрового разграничения произведений искусства.

...Один из наших примечательнейших писателейВ. Ф. Одоевский (1803 — 1869). Имеется в виду его повесть «Княжна Мими», первоначально напечатанная в «Библиотеке для чтения», 1834 г., т. VII.

О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ Г. ГОГОЛЯ

(«АРАБЕСКИ» И «МИРГОРОД»)

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. I, 1953, изд. Академии наук СССР, стр. 295 — 296, 299. Статья написана в 1835 г. Впервые опубликована в журнале «Телескоп», 1835 г., т. 26 (№№ 7 и 8).

Княжна Мими — героиня одноименной повести В. Ф. Одоевского.

«О ЖИЗНИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СИРА ВАЛЬТЕРА СКОТТА,

СОЧИНЕНИЕ АЛЛАНА КАННИНГАМА...»

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. I, 1953, изд. Академии наук СССР, стр. 343 — 344. Рецензия написана в 1835 г. Впервые опубликована в приложении к журналу «Телескоп» — газете «Молва», 1835 г., № 43.

371

«ГОРЕ ОТ УМА», КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ.

СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА

Второе издание. С.-П — бург. 1839

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. III, 1953, изд. Академии наук СССР, стр. 420 — 486. Статья написана осенью 1839 г. О ней Белинский упоминает в письмах к А. А. Краевскому 5 июля, 19 и 21 августа 1839 г. 19 августа он писал: «Что касается до статьи о «Горе от ума» — в голове она у меня вся готова, но вот беда — нигде не могу найти книги...» (Полн. собр. соч., т. XI, стр. 369 — 370). Впервые опубликована в журнале «Отечественные записки», 1840 г., т. VIII, № 1.

Было время, когда теория искусства представлялась с математической точностию.Белинский имеет в виду «теорию искусства» классицистов XVII — XVIII вв., главным образом французских, против которой решительно выступает с позиций гегелевской эстетики.

Бахман (1785 — 1855) — немецкий философ-идеалист шеллингианского направления. Его «Всеобщее начертание теории искусств» было переведено на русский язык близким университетским товарищем Белинского, впоследствии известным педагогом М. Б. Чистяковым, и вышло в 1832 г.

Баттё (1713 — 1780) — французский эстетик.

«Лицей», или «Ликей», Лагарпа... — Имеется в виду «Ликей, или Круг словесности, древней и новой, соч. г. Ла Гарпа...», пять частей, СПб., 1810 — 1814.

Кребильон (1674 — 1762) — французский драматург.

Дюсис (1733 — 1816) — французский драматург-классицист. Переводил Шекспира, стараясь «облагородить» и «очистить» его; по словам Белинского, «делал из великих драм Шекспира уродливые классические трагедии».

Мерзляков, А. Ф. (1778 — 1830) — критик и поэт, профессор Московского университета.

...творец... «Синава» и... «Дмитрия Самозванца» — А. П. Сумароков.

«Деды, помню вас и я!..» — строка из стихотворения Д. В. Давыдова «Песня старого гусара».

«Мы не греки и не римляне» — стих Н. М. Карамзина из «богатырской сказки» «Илья Муромец».

Канова, А. (1757 — 1822) — итальянский скульптор.

Аддисон, Д. (1672 — 1719) — английский писатель.

Попе (Поп) А. (1688 — 1744) — английский поэт.

Альфиери, В. (1749 — 1803) — итальянский драматург.

372

Давно ли один журналист... отступился от «Каменного гостя» Пушкина...Белинский имеет в виду Н. А. Полевого.

Ламартин, А. (1791 — 1869) — французский историк, политический деятель и поэт реакционно-романтического направления.

«Аббаддонна» — роман Н. Полевого; положительность и индюстриальность — выражение, употреблявшееся Полевым.

Мур, Т. (1779 — 1852) — английский поэт-романтик.

Уордсворт (Вордсворт), В. (1770 — 1850) — английский поэт-романтик.

Эленгшлегер, А. (1779 — 1850) — датский поэт.

Тегнер, М. (1782 — 1846)) — шведский поэт.

Сцилла и Харибда — в греческой мифологии два чудовища, жившие на прибрежных скалах узкого морского пролива и губившие всех проплывавших мимо мореходов. В переносном смысле выражение «между Сциллой и Харибдой» означает: находиться между двух опасностей.

Рётшер, Г.-Т. (1803 — 1871) — немецкий эстетик, теоретик драматического искусства.

Коцебу, Август (1761 — 1819)) — плодовитый немецкий драматург реакционного направления.

Гомеров Тирсис (Терсит) — действующее лицо «Илиады»; отличался внешним безобразием.

Брамбеус — псевдоним писателя, редактора и сотрудника «Библиотеки для чтения» О. И. Сенковского (1800 — 1858). Вместе с Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем Сенковский составлял реакционный триумвират в русской литературе 30 — 50-х гг. XIX в.

Смирдин, А. Ф. (1795 — 1857) — книготорговец и издатель; издавал «Библиотеку для чтения».

«Сумбека» — балет французского композитора Блаша.

«Юрий Милославский» — исторический роман М. Н. Загоскина (1829), пользовался в свое время большой популярностью.

«Фенелла» — опера французского композитора Обера (1782 — 1871).

«О ты, что в горести напрасно на бога ропщешь, человек» — начало оды М. В. Ломоносова «Выбранная из Иова» (1750).

«Ябеда» — комедия-сатира В. В. Капниста (1798), наиболее яркое и общественно-значительное произведение в этом жанре в период между «Недорослем» и «Горе от ума».

И вдруг в одном петербургском журнале... — Имеются в виду «Литературные прибавления к Русскому инвалиду», издававшиеся в 1835 г. А. Ф. Воейковым.

«Недовольные» — комедия М. Н. Загоскина (1836 г.)

373

Но вот недавно, по случаю выхода в свет второго издания «Горе от ума», в другом петербургском журнале... — Имеется в виду рецензия Н. Полевого в журнале «Сын Отечества», 1839 г., т. IX, отд. IV, стр. 36 — 38.

Анахарсис — скифский мудрец, прибывший в VI в. до н.э. в Грецию.

Жан-Поль Рихтер (1763 — 1825) — немецкий писатель сентиментально-романтического направления.

Автор предисловияК. А. Полевой.

ПИСЬМО К В. П. БОТКИНУ. 10 — 11 ДЕКАБРЯ 1840 г.

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, 1956 г., т. XI, изд. Академии наук СССР, стр. 575 — 576.

...в гадкой статье о Менцеле. — Статья Белинского «Менцель, критик Гете», отразившая, как и статья о «Горе от ума», примиренческие настроения критика 1839 года, была опубликована в «Отечественных записках», 1840 г., т. XIII, № 1. Называя статью «гадкой», Белинский подчеркивает свой решительный отход от содержащихся в ней, как и в статье о «Горе от ума», идей примирения.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ НА РОДЫ И ВИДЫ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. V, 1954, изд. Академии наук СССР, стр. 60 — 62. Статья написана в 1840 — 1841 гг. Впервые опубликована в журнале «Отечественные записки», 1841 г., т. XV, № 3.

Статья предназначалась для задуманной, но не осуществленной Белинским «Критической истории русской литературы». Она характеризует эстетические позиции критика в начале 40-х гг. Здесь Белинский уже во многом по-иному оценивает «Горе от ума», чем в статье о 2-м издании комедии 1839 г. О статье «Разделение поэзии на роды и виды» Белинский упоминает в письме В. П. Боткину от 1 марта 1841 г.: «В 3 № «Отечественных записок» ты найдешь мою статью...» Критически отзываясь о статье в целом, Белинский в то же время пишет: «Если я не дам теории поэзии, то убью старые, убью наповал наши риторики, пиитики и эстетики, — а это разве шутка?» Белинский сообщает также, что, к его великой досаде, цензор Никитенко «вымарал два лучшие места» — одно о трагедии, второе о «Горе от ума»: «...я было сказал, что расейская

374

действительность гнусна и что комедия Грибоедова была оплеухою по ее роже» (Белинский, Полн. собр. соч., т. XII, изд. АН СССР, 1956, стр. 25).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В 1841 ГОДУ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. V, изд. Академии наук СССР, 1954, стр. 562 — 563. Статья написана в 1841 г. Впервые напечатана в «Отечественных записках», 1842 г., № 1.

Написав несколько посредственных опытов в драматическом роде по французской мерке... — Следует заметить, что хотя ранние драматические опыты Грибоедова не являются чем-либо выдающимся, особенно в сравнении с «Горем от ума», они представляют несомненный общественно-литературный интерес. Прежде всего это относится к сценам, написанным Грибоедовым для комедии «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818), и созданной совместно с П. А. Катениным его комедии «Студент» (1817), которые как бы подготовляли «Горе от ума».

Батюшков... хуже, чем умер...К. Н. Батюшков с 1822 г. в течение 33 лет был болен тяжелым психическим расстройством и ничего не писал.

...иль вся наша жизнь не что, как сон пустой... — стихи из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Цитата приведена по первой публикации 1837 г., чем объясняются некоторые расхождения с принятой ныне редакцией.

МЫСЛИ И ЗАМЕТКИ О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. IX, 1955, изд. Академии наук СССР, стр. 451 — 452. Статья написана в 1845 г. Впервые опубликована в «Петербургском сборнике», изданном Н. А. Некрасовым в 1846 г.

Трагедии Сумарокова... — А. П. Сумароков написал 9 трагедий: «Хорев», «Синав и Трувор», «Ярополк и Димиза», «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец» и др.

Трагедии и комедии Княжнина... — Я. Б. Княжниным было написано 8 трагедий («Дидона», «Вадим Новгородский», «Росслав» и др.) и 4 комедии («Хвастун», «Чудаки» и др.).

Основьяненко — Квитка-Основьяненко, Г. Ф. (1778 — 1843) — автор популярных в 20 — 30-е гг. рассказов, повестей и комедий на

375

русском и украинском языках. Из русских комедий Основьяненко наибольший интерес представляют «Дворянские выборы» (1828) и «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе» (1830), критически изображающие быт провинциальных дворян и чиновников.

Аблесимов, А. А. (1748 — 1783) — автор известной комической оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват» (1779).

СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

Статья восьмая

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений В. Г. Белинского, т. VII, изд. Академии наук СССР, 1955, стр. 439 — 443. Восьмая из одиннадцати статей Белинского о Пушкине написана в 1844 г. Впервые опубликована в журнале «Отечественные записки», 1844 г., т. XXXVII, № 12.

«Истинная национальность (говорит Гоголь)...» — цитата из статьи Н. В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине» (Сб. «Арабески», часть первая, 1835).

«Модная жена» Дмитриева — шуточная поэма-сказка, написанная в 1815 г.; Дмитриев, И. И. (1760 — 1837) — поэт и баснописец.

Ахилл, Аяксы, Одиссей — герои древнегреческого эпоса.

Хемницер, И. И. (1745 — 1784) — баснописец.

С кого они портреты пишут? — цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель».

А. И. Герцен

ЗАПИСКИ ОДНОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

(Отрывок)

Печатается по Собранию сочинений А. И. Герцена в 30 томах, т. 1, изд. Академии наук СССР, М., 1954, стр. 268 — 269. Первоначально напечатано в журнале «Отечественные записки», последняя книга 1840 г. и первая книга 1841 г.

«Путешествие Коробейникова к святым местам» — Коробейников, Трифон. Путешествие в Иерусалим, Египет и к Синайской горе в 1583 г. Первое издание вышло в 1783 г.

Шаликов, П. И., кн. (1768 — 1852) — журналист, прозаик и поэт сентиментального направления. «Плоды чувствований» — «Плод свободных чувствований», ч. 1 — 3, М., 1798 — 1801.

Первая глава «Онегина» вышла в 1825 г.

376

Цитата из «Горя от ума» приведена неточно. Герцен хочет сказать, что николаевская реакция отрицательно влияла на развитие русской литературы.

НОВАЯ ФАЗА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(Отрывок)

Печатается по изданию — А. И. Герцен. Избранные сочинения, Гослитиздат, М., 1937, стр. 418 — 422.

Оригинал — по-французски. Впервые опубликовано в «La Cloche», №№ 44 и 45 за 1864 г.

ПИСЬМА К БУДУЩЕМУ ДРУГУ

Письмо четвертое

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений и писем А. И. Герцена под редакцией М. К. Лемке, т. XVII, ГИЗ, Пб., 1922, стр. 97. Впервые опубликовано в «Колоколе» за 1864 г.

ЕЩЕ РАЗ БАЗАРОВ

Письмо первое

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений и писем А.И.Герцена под редакцией М. К. Лемке, т. XXI, ГИЗ, П. — М., 1923, стр. 231. Впервые опубликовано в «Полярной звезде» на 1869 г., кн. VIII.

Н. П. Огарев

ПРЕДИСЛОВИЕ <К СБОРНИКУ: «РУССКАЯ ПОТАЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»>

(Отрывок)

Впервые напечатано в сборнике «Русская потаенная литература XIX столетия», Лондон, 1861, ч. 1, откуда и перепечатывается.

Критика как-то решила, что Чацкий не живое лицо, а ходячая сатира... — Имеется в виду, прежде всего, статья В. Г. Белинского 1839 г. (см. стр. 111 — 190).

...зачем Чацкий, умный человек, говорит всякую задушевную мысль при Фамусовых и Скалозубах? Пушкину это казалось не естественным. — См. письмо А. С. Пушкина А. А. Бестужеву от конца января 1825 г. (стр. 40 — 41).

...то же раболепие недавно отозвалось при посещении Дюма старшего и Молинари... — Речь идет о посещении России А. Дюма

377

(отцом) летом 1858 г., когда великосветские и официально-литературные круги Петербурга устроили торжественный помпезный прием иностранному писателю. Дюма рассказал об этом в своих записках (Impressions de Voyage en Russie), вышедших в Париже в 1859 г. См. также Воспоминания Д. В. Григоровича, А. Я. Панаевой и др.

Н. Г. Чернышевский

О «БРИГАДИРЕ» ФОНВИЗИНА

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений в 15 томах, т. II, Гослитиздат, М., 1949, стр. 798. Работа предполагалась в качестве диссертации на степень кандидата. Настоящая первая редакция относится к весне 1850 г. Впервые опубликована в Полн. собр. соч. Н. Г. Чернышевского, т. X, ч. II, 1906, стр. 1 — 20.

ОЧЕРКИ ГОГОЛЕВСКОГО ПЕРИОДА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(Отрывки)

Печатается по Полному собранию сочинений в 15 томах, т. III, Гослитиздат, М., 1947, стр. 17 — 19 и 239 — 240.

Впервые напечатано в «Современнике», 1855, № 12; 1856, №№ 1, 2, 4, 7, 9 — 12.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН, ЕГО ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений в 15 томах, т. III, Гослитиздат, М., 1947, стр. 316 (примечание).

Впервые напечатано в «Современнике», 1856 г., № 2.

Н. А. Добролюбов

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЦЕНЗУРЕ В РОССИИ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений в шести томах, т. IV, ГИХЛ, М., 1936, стр. 453 (приложения).

Впервые статья была помещена в рукописной газете «Слухи», издававшейся студентами Петербургского главного педагогического института в 1855 г.

378

О ПЛАВТЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РИМСКОЙ ЖИЗНИ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений в шести томах, т. I, ГИХЛ, М., 1934, стр. 546 (приложения).

Ранее не печаталась. Написана в студенческие годы, вероятно, в 1855 — 1856.

Плавт (ок. 254 — 184 до н. э.) — римский драматург-комедиограф; до нас дошло 20 комедий Плавта.

Херасков, А. М. (1735 — 1807) — поэт и драматург, автор поэмы «Россияда» (1779 г.).

Теренций (ок. 195 — 159 до н. э.) — римский драматург.

О СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ НАРОДНОСТИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений в шести томах, т. I, ГИХЛ, М., 1934, стр. 243.

Впервые статья напечатана в журнале «Современник», 1858, кн. II.

Ювенал (род. в 60-х гг. — ум. после 127) — римский поэт — сатирик.

«ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ, ИЛИ НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА,

ЧЕЛОВЕК — МЕСТО», КОМЕДИЯ В ДВУХ КАРТИНАХ, СОЧ. Н. ЛЬВОВА

(Отрывок)

Печатается по Полному собранию сочинений в 6 томах, т. I ГИХЛ, М., 1934, стр. 392.

Впервые рецензия напечатана в журнале «Современник», 1858, кн. VII.

Д. И. Писарев

ПУШКИН И БЕЛИНСКИЙ

(Отрывки)

Печатается по изданию: Д. И. Писарев. Сочинения в 4 томах, т. 3, Гослитиздат, М., 1956, стр. 337, 360, 362, 364.

Впервые статья напечатана в журнале «Русское слово», 1865, кн. 4 и 6.

379

А. А. Григорьев

ПО ПОВОДУ НОВОГО ИЗДАНИЯ СТАРОЙ ВЕЩИ

«Горе от ума», СПб., 1862.

Печатается по первой публикации в журнале «Время», 1862 г., № 8, стр. 35 — 50. Поводом для написания статьи послужил выход в 1862 г. «Горя от ума» в издании Н. Тиблена, с рисунками М. Башилова.

Грибоедова комедия или драма — писал Белинский в «Литературных мечтаниях»... — См. стр. 108 настоящего издания.

Впоследствии великий критик, поддавшись новым и сильным увлечениям, изменил во многом этому взгляду... — Речь идет о статье В. Г. Белинского 1839 г. (см. стр. 111 — 190 настоящего издания), где оценка «Горя от ума» резко отличается от той, которая содержится в «Литературных мечтаниях» и др. ранних статьях.

По его <Пушкина> мнению, Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен... — См. высказывания Пушкина в письме А. А. Бестужеву от конца января 1825 г. (стр. 40 — 41 настоящего издания) и в письме П. А. Вяземскому (Полн. собр. соч., т. 13, изд. АН СССР, 1937, стр. 137).

Кит Китыч (Тит Титыч) Брусков — персонаж из пьесы А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье» (1855).

«Племянница» — роман Евгении Тур (литературный псевдоним графини Салиас де Турнемир (1851).

«Большой свет» — повесть графа В. А. Соллогуба (1840).

Художник Пискарев — центральный персонаж повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Мерич — персонаж пьесы А. Н. Островского «Бедная невеста» (1851).

Фонвизинские княгиня Халдина и Сорванцов — персонажи произведения Д. И. Фонвизина «Разговор у княгини Халдиной» (1788 г.).

Багровы — герои книг С. Т. Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858).

Некрасовская княгиня. — Имеется в виду стихотворение Н. А. Некрасова «Княгиня» (1856).

Пушкинский Чарский — центральный персонаж повести А. С. Пушкина «Египетские ночи» (1835).

«Юность» — повесть Л. Н. Толстого (1856).

Повести г. Павлова, Н. Ф. (1805 — 1864) — «Три повести», 1835 г. («Аукцион», «Именины», «Ятаган») и «Новые повести», 1839 г. («Маскарад», «Миллион», «Демон»).

380

Яфет, Хам — по библейскому мифу, сыновья Ноя, от которых после потопа пошел весь человеческий род.

«Бог помочь вам, друзья мои!» — первая строка из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября 1827 г.».

«...смутить веселье их...» — цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен...» (1840).

Мирабо (1749 — 1791) — деятель французской буржуазной революции конца XVIII в., один из руководителей крупной буржуазии и либерального дворянства.

Пьяница Любим (Торцов), Митя, Любовь Гордеевна — персонажи комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853).

И. А. Гончаров

«МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ»

(КРИТИЧЕСКИЙ ЭТЮД)

«Горе от ума» Грибоедова. — Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.

Печатается по изданию: И. А. Гончаров. Собрание сочинений, т. 8, Гослитиздат, М., 1955. Статья вызвана постановкой «Горя от ума» 10 ноября 1871 г. на сцене Александринского театра в Петербурге, в бенефис артиста И. И. Монахова, исполнявшего роль Чацкого. Написана в конце 1871 — начале 1872 г. Впервые опубликована в журнале «Вестник Европы», 1872, № 3.

Монахов, И. И. (1841 — 1877) — артист Александринского театра. Гончаров поддерживал дружеские отношения с Монаховым и высоко ценил его дарование.

Щепкин, М. С. — играл в «Горе от ума» роль Фамусова.

Мочалов, П. С. — играл в «Горе от ума» роль Чацкого.

Ленский, Д. Т. — играл в «Горе от ума» роль Молчалина.

Орлов, И. В. — играл в «Горе от ума» роль Скалозуба.

Сабуров, А. М. — играл в «Горе от ума» роль Репетилова.

...она <комедия> писалась между 1815 и 1820 годами. — Гончаров ошибается: «Горе от ума» было написано Грибоедовым между 1821 и 1824 годами; к 1816 г. предположительно относится только первоначальный замысел.

...Пушкин отказал ему вовсе в уме. — Имеются в виду высказывания Пушкина в письме к А. А. Бестужеву от конца января 1825 г. (см. наст. изд., стр.40 — 41) и в письме к П. А. Вяземскому от 28 января 1825 г. (Пушкин, Полн. собр. соч., т. 13, изд. АН СССР, 1937, стр. 137).

...перед тупым Максимом Максимычем... — Такая оценка образа

381

Максима Максимыча («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова) ошибочна.

Новейшие натуралисты — Дарвин и его последователи.

...бьются в поединках, как Горации и Куриации... — Гончаров имеет в виду древнеримскую легенду о поединке трех братьев Горациев с тремя братьями Куриациями, в котором победили первые.

КаратыгиныКаратыгин, В. А. (1802 — 1853) — см. стр. 360 и Каратыгин, П. А. (1805 — 1879) — комический актер петербургского театра, исполнитель в «Горе от ума» роли Загорецкого, автор многочисленных водевилей.

Самойлов, В. В. (1813 — 1887) — актер петербургского Александринского театра. Играл в «Горе от ума» роли Молчалина и князя Тугоуховского.

Садовский, П. М. (1818 — 1872) — артист московского Малого театра. Играл в «Горе от ума» роли Фамусова и Скалозуба.

«Смерть Иоанна Грозного» — историческая драма А. К. Толстого (1865).

«Василиса Мелентьева» — историческая пьеса А. Н. Островского (1868).

«Шуйский» — Гончаров имеет в виду историческую пьесу А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1867).

Сосницкий, И. И. (1794 — 1871) — артист петербургского Александринского театра; играл в «Горе от ума» роли Загорецкого и Репетилова.

Мартынов, А. Е. (1816 — 1860) — артист петербургского Александринского театра; играл в «Горе от ума» роль Загорецкого.

Максимов, А. М. (1813 — 1861) — артист петербургского Александринского театра; играл в «Горе от ума» роль Чацкого.

Вл. Ив. Немирович-Данченко

«ГОРЕ ОТ УМА» В ПОСТАНОВКЕ МОСКОВСКОГО

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА

(В сокращении)

Печатается по отдельному изданию, ГИЗ, М. — П., 1923, стр. 11 — 118. В первоначальной редакции статья была напечатана в «Вестнике Европы», 1910, №№ 5 — 7.

Цитаты из «Горя от ума» приведены в статье по разным изданиям и не всегда вполне точно.

Мольеровская субретка — традиционный образ служанки в комедиях Мольера.

382

«Модная лавка» — комедия И. А. Крылова (1806).

Гарусов, И. Д., издал в 1875 г. «Горе от ума» с многочисленными комментариями. Текст издания Гарусова компилятивный, не является научно достоверным.

Флеров (С. Васильев) напечатал ряд статей об образах Молчалина, Софьи, Лизы, Фамусова, Чацкого. Большинство из них собраны в издании: «С. Васильев. Драматические характеры. Опыты разбора отдельных ролей как пособие при их исполнении. Комедия «Горе от ума». Четыре выпуска, М., 1889 — 1891».

Ленский, А. П. (1847 — 1908) — актер московского Малого театра и театральный деятель.

Южин, А. И. (1857 — 1927) — актер московского Малого театра, драматург и театральный деятель.

Веселовский, Алексей Н. (1843 — 1918) — исследователь литературы, автор критико-биографического очерка о Грибоедове, работы «Альцест и Чацкий».

...в издании Башилова... — Имеется в виду издание Н. Тиблена, СПб., 1862, с иллюстрациями М. Башилова.

Киселевский, И. П. (1839 — 1898) — актер петербургского Александринского театра.

Давыдов, В. Н. (1849 — 1925) — актер петербургского Александринского театра.

Многие исполнители Чацкого произносят: «И где не воскресят клиенты-иностранцы...» — Именно такая редакция этого стиха правильна и верно выражает мысль Грибоедова. Предлагаемая замена слова «воскресят» словом «истребят» ошибочна.

Музейная рукопись — первоначальная редакция «Горя от ума», подаренная Грибоедовым С. Н. Бегичеву. Хранится в Гос. Историческом музее в Москве. Впервые издана в 1903 г.

А. А. Блок

О ДРАМЕ

(Отрывок)

Печатается по Собранию сочинений А. А. Блока, т. 10, изд. Писателей в Ленинграде, стр. 95.

Первоначально статья напечатана в журнале «Золотое руно», 1907, № 6.

...среди грибоедовских пьесок... — Имеются в виду ранние драматические опыты Грибоедова: «Молодые супруги», «Притворная неверность» и др.

...увидал «Горе от ума» во сне.Ф. В. Булгарин в своих воспоминаниях

383

рассказывает о том, что план «Горя от ума» Грибоедов увидел во сне, будучи в Персии в 1821 г.; об этом сне упоминает и сам Грибоедов в черновом письме к неизвестному (предположительно — к А. А. Шаховскому) из Тавриза от 17 ноября 1820 г. Но совершенно очевидно, что не этим сном объясняется появление «Горя от ума», а сам сон является результатом зревшего в сознании писателя замысла его комедии.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СКУДОСТИ НАШЕГО РЕПЕРТУАРА

(Отрывок)

Печатается по Собранию сочинений А. А. Блока, т. 12, изд. Писателей в Ленинграде, стр. 116 — 118.

Статья написана для Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса в 1918 г.

Первоначально напечатана в газете «Жизнь искусства», 1919, №№ 180, 181 — 182.

М. Горький

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(Отрывок)

Написано в 1908 — 1909 гг. Впервые напечатано в издании: М. Горький. История русской литературы, Гослитиздат, М., 1939, стр. 25. По этому изданию и печатается.

О ТОМ, КАК Я УЧИЛСЯ ПИСАТЬ

(Отрывок)

Печатается по Собранию сочинений М. Горького в 30 томах, т. 24, Гослитиздат, М., 1953, стр. 468 — 469 и 470 — 471. Впервые напечатано отдельным изданием (М., ГИЗ, 1928).

ЦЕЛИ НАШЕГО ЖУРНАЛА

(Отрывок)

Печатается по Собранию сочинений М. Горького в 30 томах, т. 25, Гослитиздат, 1953, стр. 105 — 106. Впервые напечатано в газете «Известия» 10 апреля 1931 г.

О ПЬЕСАХ

(Отрывок)

Печатается по Собранию сочинений М. Горького в 30 томах, т. 26, Гослитиздат, М., 1953, стр. 411 — 412 и 416. Впервые напечатано в альманахе «Год шестнадцатый», книга 1, 1933 г.

384

А. В. Луначарский

А. С. ГРИБОЕДОВ

(Стенограмма речи на торжественном заседании, посвященном столетию со дня

смерти А. С. Грибоедова. 11 февраля 1929 г.)

Печатается по изданию: А. В. Луначарский. Классики русской литературы (избранные статьи). Гослитиздат, М., 1957, стр. 159 — 174. Впервые напечатано в журнале «Русский язык в советской школе», 1929, кн. 1, стр. 26 — 36.

...сам Грибоедов с большой скорбью, с большой желчью отвергал звание веселого писателя, а тем болеезвание веселого человека. — См. письмо к С. Н. Бегичеву от 9 сентября 1825 г.

...с каким непередаваемым ужасом он восклицал: «Какая страна! Кем она населена! Какая нелепая у нее история!» — См. письмо к С. Н. Бегичеву от 4 января 1825 г.

Разве Пушкин не восклицал: «Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!» — Не совсем точная цитата из письма А. С. Пушкина к жене от 18 мая 1836 г. У Пушкина: «...черт догадал меня родиться в России с душой и талантом».

А Чаадаев, написавший самую умную книгу в тогдашней литературе, разве не был провозглашен безумцем?П. Я. Чаадаев был официально объявлен душевнобольным после опубликования «Философического письма» в журнале «Телескоп» в 1836 г.

Белинский не верил в возможность крестьянской революции... — Это утверждение ошибочно. Деятельность Белинского нельзя отрывать от борьбы крепостного крестьянства против своих угнетателей. Ошибочна и оценка взглядов Н. Г. Чернышевского. Чернышевский был последовательным революционным демократом, верил в торжество народной революции и призывал к ней. Роман «Пролог» написан Чернышевским в Сибири, в 1865 — 1868 гг.

Немезида — в греческой мифологии богиня мести; в переносном смысле возмездие.

Сардырь — государь.

Грибоедов неоднократно указывал на то, что он был призван к другому поприщу... — См., например, письмо к Ф. В. Булгарину от 16 апреля 1827 г.

...стрела смеха, подобная стреле пушкинского Аполлона... — Имеется в виду эпиграмма А. С. Пушкина «Лук звенит, стрела трепещет...», 1827 г.

Пушкин чувствовал фальшь в Чацком. — Имеется в виду оценка образа Чацкого, данная Пушкиным в письме к А. А. Бестужеву

385

от конца января 1825 г. (см. стр. 40 — 41 настоящего издания).

...в духе Амура и Психеи — т. е. в духе абстрактных поэтических образов, воплощающих идею вечной любви и человечности, в русской литературе Амур и Психея — герои поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька» (70-е гг. XVIII века).

...передоновского типа бесенок... — Имеется в виду центральный персонаж романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» учитель Передонов, злобный мещанин, пустослов и пакостник.

В одном из своих писем он пишет: «У меня все портреты, я не унижаюсь до карикатур». — См. письмо к П. А. Катенину от первой половины января — 14 февраля 1825 г.

Я очень рад, что Мейерхольд — живой талант нашего времени — попытался и в «Ревизоре» и в «Горе от ума» начать работу, вскрывающую за смехом ужас и гнев... — В. Э. Мейерхольд предпринял постановку «Горя от ума» в руководимом им театре в 1928 г.

Л. М. Леонов

СУДЬБА ПОЭТА

Доклад, прочитанный на торжественном заседании в Большом театре Союза

ССР в Москве по случаю 150-летия со дня рождения А. С. Грибоедова

15 января 1945 г.

Печатается по Собранию сочинений Леонида Леонова в пяти томах, т. 5, Гослитиздат, М., 1954, стр. 322 — 336, с небольшими сокращениями и исправлениями, внесенными в текст автором специально для настоящего издания.

От бестелесной символики дантовских терцин... — Имеется в виду «Божественная комедия» Данте (1265 — 1321), написанная терцинами — особой формой стиха.

Гельмгольц, Г. (1821 — 1894) — немецкий естествоиспытатель.

Вирхов, Р. (1821 — 1902). — немецкий физиолог.

...Грибоедова уже закопали на горе Давида, над городом, который он так любил... — Грибоедов похоронен в Тифлисе, в Монастыре св. Давида на горе Мтацминда.

И сам Белинский дрогнул... — имеется в виду статья Белинского 1839 года.

...от вольтеровского Танкреда. — Танкред — герой одноименной трагедии Вольтера (1760).

...грессетовского Клеона. — Клеон — герой комедии Грессе «Злой человек» (1745). Грессе (1709 — 1777) — французский поэт и драматург.

386

...данкуровского — черт знает кого!.. — Данкур (1661 — 1725) — французский драматург и актер.

Вот он возвращается осенью 1819 года из Тавриза... — Грибоедов после путешествия по Персии в 1819 г. выехал из Тавриза 4 сентября и прибыл в Тифлис 2 октября.

...сам архимандрит Фотий, обязанный Пушкину своей посмертной славой...А. С. Пушкину приписывается эпиграмма на архимандрита Фотия: «Полу-фанатик, полу-плут...»

Как пример целеустремленности автора стоит напомнить первую же заметку из петровской эпохи... — Заметки Грибоедова о Петре I относятся к 1818 г.; впервые опубликованы в «Русском слове», 1859 г., № 5.

Критические статьи Грибоедова. — Наиболее значительная из критических статей Грибоедова — «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» (1816).

Музыкальные сочинения Грибоедова. — Из музыкальных сочинений Грибоедова до нас дошли два вальса.

Государственные проекты Грибоедова. — Грибоедову принадлежит проект учреждения Российской Закавказской компании.

Муравьев-Карский, Н. Н. (1794 — 1866) — офицер Кавказского корпуса, впоследствии наместник Кавказа; был знаком с Грибоедовым с 1818 г.; автор «Записок».

В год его смерти наш великолепный гравер Уткин сделал по рисунку Ривароля портрет Грибоедова. — Н. И. Уткин в 1829 г. исполнил известный гравированный портрет Грибоедова с оригинала И. Робильяра, 1824 — 1825 гг.

...раскрашенный впоследствии Крамским борелевский рисунок. — Портрет Грибоедова, выполненный в 1873 г. И. Крамским, восходит к литографии П. Бореля по рисунку П. Каратыгина, 1828 г.

«Грузинская ночь». — Работа Грибоедова над трагедией «Грузинская ночь» относится к 1826 — 1827 гг. Сохранившиеся фрагменты опубликованы в 1859 г. в «Русском слове», № 5.

Покорный времени и вкусу... — первые строки стихотворения Грибоедова, относящегося к 1826 г. и связанного с его арестом по делу декабристов.

«Мы ленивы и нелюбопытны». — Этой фразой заканчивается отрывок «Путешествия в Арзрум» А. С. Пушкина, посвященный Грибоедову (см. стр. 43 настоящего издания).

Пушкин писал жене: «Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом». — См. примеч. к статье А. В. Луначарского (стр. 384).

387

Мида́с (между VIII и VII вв. до н. э.) — царь Древней Фригии (Малая Азия). Как утверждает легенда, обладал способностью превращать в золото все, к чему прикасался.

Кастальский источник — источник на южном склоне Парнаса. В древней Греции считался источником поэтического вдохновения; выражение «кастальский источник» употребляется как символ вдохновения.

Ленин привел блистательную герценовскую характеристику декабристов. Это «...богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног...» — См. статью В. И. Ленина «Памяти Герцена», Соч., изд. 4-е, т. 18, стр. 9.

...не дошли до нас документы, рисующие степень участия Грибоедова в заговоре. — Вопрос о степени участия Грибоедова в движении декабристов детально рассмотрен в монографии М. В. Нечкиной «Грибоедов и декабристы», изд. 2-е, изд. АН СССР, М., 1951.

...не смерть же Шереметева на дуэли так повлияла на него... — См. примечания к отрывку из «Путешествия в Арзрум» А. С. Пушкина (стр. 364).

Вот фразы из его писем того периода: «Мне невесело, скучно, отвратительно, несносно!.. ожидают от меня, чего я, может быть, не в силах исполнить... Пора умереть! Не знаю, отчего это так долго тянется... Подай совет, чем мне избавить себя от сумасшествия или пистолета...» — См. письма Грибоедова С. Н. Бегичеву от 9 и 12 сентября 1825 г.

«Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими!..» — фраза из произведения А. С. Грибоедова «Загородная поездка» (1826).

...вторая поездка в Персию, в которой писатель трагически предвидел свой конец, была особой ссылкой... — Имеется в виду поездка 1828 г.

...как униженно и напрасно молит он Паскевича об опальных друзьях... — См. письмо Грибоедова И. Ф. Паскевичу от 3 декабря 1828 г. из Тавриза.

«Потружусь за царя, чтобы было чем детей кормить»... — фраза из письма Грибоедова Ф. В. Булгарину от 24 июля 1828 г.

И вот он стоит под венцом с Ниной, дочерью знаменитого грузинского писателя Чавчавадзе. — Грибоедов венчался с Н. А. Чавчавадзе 22 августа 1828 г. в Тифлисе.

«Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге...» — цитата из «Путешествия в Арзрум» А. С. Пушкина. Описание встречи Пушкина с телом Грибоедова 11 июня 1829 г.