Попова Н. И. Иконография А. С. Грибоедова // А. С. Грибоедов: Материалы к биографии: Сборник науч. тр. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. — С. 184—198.

http://feb-web.ru/feb/griboed/critics/fom89/str_184.htm

- 184 -

Н.  И.  Попова

ИКОНОГРАФИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА

В 1929 г., к столетию гибели А. С. Грибоедова, в Москве были организованы две выставки: «А. С. Грибоедов. 1829—1929. Жизнь. Творчество. Театр» (на базе Государственного Театрального музея имени Бахрушина — ЦГТМ) и «А. С. Грибоедов и его время» (в Государственном Историческом музее — ГИМ).

На этих выставках были использованы материалы и документы многих музеев, архивов и частных собраний. Иконография Грибоедова была представлена как его прижизненными портретами, так и позднейшими работами, охватывая период от начала XIX в. до советского времени.

Особенностью выставок было то, что на них экспонировались не только оригиналы, но копии и фотографии тех портретов, которые по тем или иным причинам не могли быть представлены. Это обстоятельство, конечно, не могло не отразиться на художественном уровне выставок, но представляло большой интерес с источниковедческой точки зрения.

- 185 -

Обе выставки были уникальным соединением почти всех известных на то время портретов писателя, которое было зафиксировано в вышедших тогда же, в 1929 г., каталогах. («По выставке в Государственном Театральном музее» — тир. 500 экземпляров, «По выставке в Государственном Историческом музее» — 1000).

Мы сочли необходимым восстановить иконографические разделы каталогов обеих выставок и прокомментировать их, чтобы выявить происшедшие изменения и уточнения в атрибуции портретов и указать их нынешнее местонахождение. Эти материалы войдут в первый раздел нашей статьи, которая строится следующим образом: вначале воспроизводится текст аннотации по каталогам, затем комментарий: описание портрета, изменения в атрибуции, его нынешнее местонахождение и сведения о том, где портрет воспроизведен.

Во втором разделе будут опубликованы иконографические материалы, не экспонировавшиеся на выставках, или вошедшие в научный оборот после 1929 г.*

I

Иконография А. С. Грибоедова по каталогу выставки «А. С. Грибоедов. 1829—1929. Жизнь. Творчество. Театр». ЦГТМ.

1. Ребенок (?) Фототипия.

Имеется в виду фотография с карандашного наброска, изображающая мальчика в 3/4 вправо, в рубашке с расстегнутым воротом, находящаяся в архиве Н. К. Пиксанова в ИРЛИ АН СССР. Переснята с фотографии, помещенной в «Альбоме выставки XII археологического съезда» в Харькове (М., 1903. № 113). Все фотографии из этого альбома в свою очередь были сделаны с фамильных портретов Грибоедовых, в 1903 г. являвшихся собственностью некоего Памфилова. Связь данного портрета с именем Грибоедова представляется недоказанной. Местонахождение оригинала неизвестно.

См.: Цымбал Е. В. «Загадки грибоедовских портретов» // Сов. музей. М., 1985, № 5.

2. Мальчик (?). С портрета, принадлежавшего Д. Г. Гинбургу; видимо, имелась в виду живописная копия, сделанная с портрета. В настоящее время в фондах ЦГТМ не числится.

Фотография с этого портрета находится в архиве Н. К. Пиксанова в ИРЛИ (инв. № 981/35). На ее обороте следующая надпись: «Портрет Грибоедова-отрока (из собрания барона

- 186 -

Д. Г. Гинбурга, куда было приобретено из киевского собрания Идзиковского, к которому попало, по преданию, из смоленского имения Грибоедовых). Оригинал — масло. Н. Пиксанов». На портрете изображен мальчик в полный рост, в фас, с книгой в руке на фоне открытой балюстрады и парка.

Местонахождение оригинала неизвестно.

Впервые опубликован в книге «А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников». М., 1929 (с пометой «С неизданного портрета»).

3. (?) юноша. Масло. Неизв. худ. — Государственный Гомельский музей.

Сведений о портрете нет.

4. Фотография с миниатюры, рис. П. Каратыгина. 1820 г.

Оригинал миниатюры, экспонировавшейся на выставке 1929 г. в виде фотографии, в начале 1940-х гг. был приобретен ГЛМ, где находится и ныне.

Изображение поясное, в профиль, во фраке, с черным шейным платком, с высоким тупеем, хохлом на голове.

На обороте надпись, сделанная рукой сына художника П. П. Каратыгина (1832—1888): «26 августа 1881 г. Благороднейшему почитателю Грибоедова от П. К. Рисовано с натуры в марте 1829 года Петром Андреевичем Каратыгиным». Надпись не только отвергает датировку миниатюры 1820-м г., но ставит под сомнение прижизненность ее написания: Грибоедов погиб в январе 1829 г. По мнению М. Ю. Барановской, портрет мог быть автокопией, сделанной П. А. Каратыгиным в 1829 г. с более раннего портрета, рисованного с натуры (Лит. наследство. Т. 47—48. С. 367—368). На другом портрете Грибоедова, где он изображен сидящим за столом, Каратыгин повторил ту же высокую прическу, с тупеем на голове (см. раздел 1 № 9). Об этом втором портрете М. И. Семевский считал, что он написан Каратыгиным по воспоминаниям (Русская Старина. 1874. Май. С. 171). Не была ли и миниатюра написана П. А. Каратыгиным по воспоминаниям о Грибоедове в марте 1829? Воспроизведена в кн.: Лит. наследство. Т. 47—48. С. 369.

5. Рисунок тушью с портрета, рис. П. Каратыгина. Находится в собрании ЦГТМ.

Изображение поясное, в профиль. Восходит к миниатюрному портрету работы П. А. Каратыгина. Сепия (?) Коричневая акварель (?). На обороте надпись: «Копия Гундырева с рис. Каратыгина. Оригинал в Академии».

6. Цветн. каранд., неизв. худ. Робильяра (?) 1824—1825 гг. Находится в ГПБ. Один из самых интересных прижизненных портретов писателя, вделан в переплет списка «Горя от ума», подаренного Грибоедовым Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю Булгарину». В своих воспоминаниях Булгарин писал об этом портрете: «В 1824 году, в мае, Грибоедов получил позволение отправиться за границу на излечение болезни, но, прибыв в Петербург, остался там и прожил около года. В это время

- 187 -

упросил я его позволить списать с себя портрет собственно для меня. Это единственный портрет его».

Грибоедов изображен в 3/4 влево, с книгой подмышкой, облокотившимся на спинку стула.

Авторство Робильяра или О. Эстеррейха (по гипотезе П. С. Краснова в сб.: А. С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. С. 257—262) оспорено исследованием М. Д. Ромма (ж.: Художник, 1983, № 7. С. 54—55). Автором портрета является М. И. Теребенев (1795—1864), исполнивший целый ряд акварельных и миниатюрных портретов, в том числе друзей Грибоедова: А. И. Одоевского и А. В. Всеволожского. Портрет выполнен гуашью, смешанной с акварелью.

Считается одним из самых достоверных портретов писателя, который явился оригиналом для получившей широкую известность гравюры Н. И. Уткина.

Воспроизведен (в черно-белом варианте) в кн.: Лит. наследство. Т. 47—48. С. 151.

7. Миниатюра на кости, худ. Жигалева. 1826. — Государственный музей революции.

Связь с именем Грибоедова не доказана. В настоящее время миниатюра выведена за пределы грибоедовской иконографии.

Воспроизведена в альбоме «Русские портреты XVIII—XIX столетий». СПб., 1906. Т. 2. № 118.

8. Акварель, худ. Мошкова (?), 1827.

В настоящее время портрет находится в ГЛМ (поступил в 1935 г.)

Грибоедов изображен в 3/4 влево, в халате и белой рубашке, с чубуком. Надпись под портретом: «Грибоедов, списанный за два года до смерти, 32-х лет».

Известно несколько рисунков с изображением Грибоедова, которые академик живописи художник В. И. Мошков сделал в момент подписания Туркманчайского мира (см. раздел 1, №№ 158—160).

Воспроизведен в кн.: Грибоедов А. С. Полн. собр. соч. СПб., 1911. Т. 1.

9. Акварель, худ. Горюнова (?)

В настоящее время портрет находится в собрании ВМП (Ленинград). Портрет поступил в Пушкинский Дом Академии Наук в 1919 г. от В. П. Всеволожского, потомка друга Грибоедова А. В. Всеволожского. Портрет носит эскизный характер. Грибоедов изображен в 3/4 вправо, в шинели с высоким воротником. По сравнению с портретом работы М. Теребенева, написанным в 1825 г., Грибоедов здесь выглядит старше, с заметно поредевшей шевелюрой. Это позволяет отнести дату написания портрета к последнему периоду жизни писателя, времени его приезда в Петербург весной 1828 г., когда и друзья писателя, и сам Грибоедов замечали происшедшую в его облике перемену. «Я там (в Персии), — говорил Грибоедов, по воспоминаниям К. Полевого, — состарился, не только загорел, почернел, почти

- 188 -

лишился волос на голове, но и в душе не чувствую прежней молодости». Принадлежность портрета кисти художника Горюнова не доказана. Сведений о художнике нет. Есть еще два приписываемых ему портрета: Н. В. Гоголя (холст, масло, ИРЛИ) и А. С. Пушкина (холст, масло, ВМП), но оба они выполнены в другой манере, ничего общего не имеющей с манерой художника, писавшего портрет Грибоедова.

Воспроизведен в кн.: Грибоедов А. С. Полн. собр. соч. СПб., 1913. Т. 2.

10. Литография, раскрашенная П. А. Каратыгиным.

В настоящее время находится в собрании ВМП (Ленинград). Литография сделана с прижизненного рисунка, выполненного П. А. Каратыгиным, который считается утраченным. Основания, по которым лист атрибутировался как раскрашенный самим Каратыгиным, остаются невыясненными. На портрете Грибоедов изображен сидящим за столом на фоне театрального занавеса. Детали, которые Каратыгин ввел в композицию, — книги, раскрытые ноты, чернильный прибор, театральный занавес, орденская лента, должны были подчеркнуть многообразие дарований Грибоедова как человека, причастного литературе, театру, музыкально одаренного, да к тому же государственного деятеля. Эти детали давали повод считать, что портрет был написан весной 1825 г., когда на сцене Театральной школы шли репетиции «Горе от ума», в которых принимал участие и Каратыгин. Но изображение на портрете ордена св. Анны 2-й степени, которым Грибоедов был награжден после заключения Туркманчайского мира, заставляет отнести портрет к 1828 г., когда Грибоедов и Каратыгин виделись в Петербурге в последний раз.

Трактовка внешнего облика Грибоедова Каратыгиным отличается от всех других изображений писателя тем, что художник рисовал его с высоким тупеем, хохлом на голове. Но это обстоятельство противоречит воспоминаниям современников о внешнем облике Грибоедова 1828 г.

Заслуживает внимания замечание историка М. И. Семевского, который был дружен с Каратыгиным в 1870-е гг., о том, что этот портрет был написан Каратыгиным по воспоминаниям (см.: Русская Старина. 1874. Май. С. 171).

Воспроизведен в кн.: П. Каратыгин. Записки. М., 1929, Т. 2. С. 165.

11. Литография Мюнстера с рис. Бореля.

Находится в ЦГТМ. Другой лист — в Литературном музее ИРЛИ.

В рост, сидит в кресле, 3/4 влево, рука на столе с книгами. Под портретом факсимиле автографа. Впервые опубликовано в кн.: Грибоедов А. С. Собр. соч. М., 1858/Под ред. Е. Серчевского (с пометой: «С оригинала П. А. Каратыгина. Рис. Борель. Печ. Мюнстер»). «Прилагаемый при этом издании портрет Грибоедова, — замечал в предисловии издатель, — срисован еще при

- 189 -

жизни его П. А. Каратыгиным, с семейством которого он был хорошо знаком. Этот портрет, как уверяют коротко знавшие Грибоедова, ближе знакомит с наружностью его, нежели доныне известный, гравированный академиком Уткиным». В отличие от оригинала Каратыгина П. Ф. Борель освободил композицию от целого ряда деталей: нот, театрального занавеса и орденской ленты. Бореля интересовала психологическая разработка образа Грибоедова, и, взяв за основу каратыгинский рисунок, в портретной характеристике он ориентировался на гравюру Уткина. Лист, хранящийся в ИРЛИ, имеет на картоне следующую надпись рукой известного исследователя П. А. Ефремова: «Изд. 1858 г. Рисован с натуры П. Каратыгиным, но без хохла, который он в 1874 году, почти через 50 лет, присоветовал Крамскому предпослать к оригиналу Уткина, когда Кр-ой писал Грибоедова для Третьякова».

Воспроизведена в кн.: Лит. наследство. Т. 47—48. С. 191.

12. Фотография с наброска А. С. Пушкина на полях одной из его рукописей. Н. А. Пустаханов.

Неясно, какой из портретов Грибоедова имеется в виду. Известно несколько его портретов, нарисованных Пушкиным. Первый (по атрибуции А. Эфроса, оспоренной Т. Г. Цявловской), относится к ноябрю 1823 г. в черновике 2-й главы «Евгения Онегина». Второй — в черновике стихотворения «Предчувствие» 1828 г. Затем в ушаковском альбоме 1829 г. Есть еще один портрет Грибоедова, нарисованный Пушкиным на отдельном листе в 1831 г. Некоторые исследователи определяют портрет Грибоедова среди портретов декабристов, сделанных Пушкиным в 1826 г. (Подробнее об этом см.: Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. М., 1980. С. 299—306).

13. Фотография с группы, масло, худ. Мошкова, 1828 г.

В настоящее время в фондах ЦГТМ фотографии не числится. В фондах ГЛМ находится картина неизвестного художника, изображающая группу лиц, в числе которых предположительно изображен Грибоедов. Картина поступила в 1941 г. от К. Ф. Арнинт под условным названием «Прием у посла». Портретное сходство изображенного лица с Грибоедовым не доказано, как и принадлежность картины кисти В. И. Мошкова. Возможно, экспонировавшаяся на выставке фотография была сделана именно с этой картины.

Сведения о якобы существовавших живописных полотнах художника В. И. Мошкова «Встреча Паскевича с Аббас-Мирзой» и «Подписание Туркманчайского мира» см.: Пушкин и его друзья/Под ред. И. Зильберштейна. М., 1937. С. 32—33. Воспроизведения с двух картин на эти сюжеты были опубликованы в 19—21 т. Литературного наследства как принадлежащие кисти В. Залесского. См.: Лит. наследство. М., 1935. Т. 19—21. С. 153, 175. Судя по манере, обе картины относятся к концу 1830-х гг. В 1935 г. они находились в собрании Гомельского музея. В картотеке ИРЛИ имеются сведения, полученные

- 190 -

от В. Н. Орлова, что картины были написаны для дворца Паскевича. В настоящее время местонахождение их неизвестно. Не является ли картина, полученная Литературным музеем, одной из работ художника Залесского? Кроме того, в Русском отделе Гос. Эрмитажа находится еще одна картина — «Сдача контрибуционных сумм в г. Тебризе», подписанная «М. Залесский. 1835».

С рисунков В. И. Мошкова на сюжет русско-турецкой войны сделал серию известных литографий не только художник К. Беггров (см. раздел II. № 158—160). Они послужили оригиналами для живописных работ художника. М. или В. (?) Залесского, это и явилось причиной того, что имя В. И. Мошкова ошибочно стало соединяться с работами Залесского.

14. Фотография с акварельного портрета, неизв. худ.

Сведений о портрете нет.

15. Миниатюра на кости, неизв. худ.

16. Миниатюра на кости, иеизв. худ.

В тексте Каталога миниатюры не дифференцированы. Одна из них в 1936 г. поступила в ИРЛИ, откуда в ВМП. Сведений о второй не имеется. Можно предположить, что речь идет о миниатюре, опубликованной в Собрании сочинений Грибоедова под ред. В. Н. Орлова (М.; Л., 1940. С. 305), где она ошибочно атрибутирована как миниатюра работы Жигалева. В настоящее время она выведена за пределы грибоедовской иконографии. Следовательно, мы будем рассматривать только ту миниатюру, которая находится в Собрании ВМП в Ленинграде. Миниатюра выполнена на кости акварелью и гуашью. Оригиналом ее, по-видимому, явился портрет Грибоедова, гравированный Уткиным в 1829 г. На миниатюре художник повторил погрудное изображение Грибоедова в 3/4 влево, сохранил тот же костюм: сюртук с высоко завязанным черным шейным платком, из-под которого виден белый воротничок, светлое жабо и жилет с полосатой отделкой. Но облик Грибоедова на миниатюре очень омоложен. Если говорить о манере художника, то она ближе к традиции станковой живописи. В ней нет той тонкости прорисовки, той «взлетности», которая свойственна миниатюрной живописи, что в свою очередь подтверждает вторичность ее происхождения.

Воспроизведена в кн.: А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980 (на шмуцтитуле, в черно-белом варианте) и в альбоме «Пушкин и его время в изобразительном искусстве 1-й половины XIX века». Л., 1985. № 45.

17. Масло, неизв. худ.

Находится в собрании ЦГТМ.

На обороте надпись чернилами: «Александр Сергеевич Грибоедов в бытность его в гусарском полку». На портрете изображен гусарский офицер, в очках, в голубом доломане с серебряными шнурами, с медалью на георгиевской ленте, в накинутой шинели, отделанной мехом. Но Иркутский гусарский

- 191 -

полк, в котором Грибоедов служил в 1812—1815 гг., имел черные доломаны. По атрибуции научн. сотр. Эрмитажа Г. В. Вилинбахова, голубые доломаны были введены в русской армии с 1826 г. Их носили офицеры Белорусского гусарского полка, который принимал участие в турецкой кампании 1828—1829 гг. Медаль за участие в этой кампании, утвержденная в 1829 г., была на георгиевской ленте с изображением креста на поверженном полумесяце. Эта медаль достаточно четко просматривается на портрете. Полученная Грибоедовым в 1828 г. медаль за персидскую войну была на двойной ленте, голубой и черно-желтой, с изображением всевидящего ока. Следовательно, портрет офицера в голубом доломане не является портретом Грибоедова, тем более что в нем нет и портретного сходства с Грибоедовым (кроме очков).

(Воспроизведен в кн.: Грибоедов А. С. Собр. соч./Под ред. В. Н. Орлова. М.; Л., 1940. С. 65).

18. Рисунок тушью, неизв. худ.

В настоящее время в собрании ЦГТМ не числится.

19. Гравюра Н. И. Уткина, 1829 г.

Находится в ЦГТМ и в других хранилищах. Впервые опубликована в первом номере журнала «Сын отечества» и «Северный архив» за 1830 г. в приложении к статье Булгарина «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове» к годовщине смерти писателя. Гравюра Уткина стала самым известным изображением писателя, завоевавшим большую популярность. Грибоедов изображен в 3/4 влево, на фоне облаков. Оригиналом гравюры явился тот акварельный портрет писателя, который был написан весной 1825 г. по заказу Булгарина работы М. Теребенева (см. раздел 1, № 6). Рассказывая историю создания гравюры, Булгарин вспоминал: «В это время (с весны 1824 по весну 1825 г.) я упросил его позволить снять с себя портрет, собственно для меня. Это единственный портрет его. Зная, что доставим удовольствие многим, я и товарищ мой, Н. И. Греч, вознамерились издать оный. Знаменитый наш художник, Н. И. Уткин, исполнил наше желание». Один из исследователей творчества Уткина, Г. А. Принцева, выдвигает другую точку зрения на происхождение гравюры, возводя ее к миниатюре, опубликованной в Собрании сочинений Грибоедова (М.; Л., 1940. С. 305), где она ошибочно названа миниатюрой работы Жигалева. Однако связь этой миниатюры с именем Грибоедова представляется недоказанной.

Воспроизведена н кн.: Лит. наследство. Т. 47—48. С. 217.

20. Гравюра, изд. П. Бекетова.

Находится в собрании Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Автором гравюры был Н. И. Уткин, выпустивший ее в 1843 г. Портрет Грибоедова был помещен в овале с широким полем внизу, предназначавшимся для подписи. Текст подписи носил характер биографической справки: «Александр Сергеевич Грибоедов /Статский советник/ и Полномочный

- 192 -

Министр /при Дворе Персидском/. Из собрания портретов, издаваемых Платоном Бекетовым».

Платон Петрович Бекетов (1761—1836) — двоюродный брат И. И. Дмитриева и Н. М. Карамзина, известный книгоиздатель, продолжавший традиции Н. И. Новикова. В начале 1820-х гг. Бекетов предпринял издание «Собрания портретов россиян знаменитых», куда вошло около 300 гравированных портретов с редких оригиналов. Портрет Грибоедова был издан после смерти Бекетова его наследниками. Это было первое массовое издание портрета писателя, рассчитанное на широкого читателя: лист продавался по цене 35 копеек, объявление о его продаже было напечатано на обложке к «Портретам именитых мужей российской церкви» (М., 1843).

Представляет интерес пробный оттиск этого листа, который находится в собрании ВМП, со следующей надписью чернилами внизу листа: «Александр Сергеевич /Грибоедов/ Статский Советник /и Полномочный Министр/ при Дворе Персидском /род: 1792 г.,/ умерщвл: 1829». На обороте надпись карандашом рукою Б. Л. Модзалевского: «Подпись руки Д. Н. Бантыш-Каменского. Гравюра Уткина. Экземпляр avant lettres (См. у Ровинского № 1). Б. М.» (в пояснении Б. Л. Модзалевского неточность: у Ровинского гравюра идет под № 2).

Текст Бантыш-Каменского, сохранившийся только на пробном оттиске, интересен введением даты рождения и упоминанием о гибели Грибоедова. Однако в «Словарь достопамятных людей русской земли», составленный Бантыш-Каменским и изданный в 1836 и 1847 гг., биографический очерк о Грибоедове не вошел.

Воспроизведена в кн.: Лит. наследство. Т. 47—48. С. 245.

21. Акварельный рис. из альбома старообрядцев.

Находится в собрании ЦГТМ. Изображение напоминает образ на иконе. Писатель стоит в позе святого, с поднятой для благословения правой рукой, левая лежит на обложке книги. Портрет написан жидкой темперой.

Датируется второй половиной XIX в.

22. Гравюра на дереве. — Государственный музей изящных искусств.

Сведений о портрете нет.

23. Гравюра, исп. Гидан. — Государственный музей изящных искусств.

Сведений о портрете нет.

24. Литография Мюнстера с гравюры Уткина.

Находится в собрании ЦГТМ и в фондах ИРЛИ. Изображение поясное, в 3/4 влево. На изображении внизу с камня: «Борель / Съ гравюры Уткина. — Imp. Lith. А. Munster (Editeur). Stpbg». Под изображением «Издание Лит. А. Мюнстера» и печатный гриф «А. Griboedow».

Впервые была опубликована в кн.: Портретная галерея Мюнстера. СПб. 1869. Т. 2, № 25.

- 193 -

25. Литография Н. Зенгера.

Находится в собрании ЦГТМ и в фондах ИРЛИ.

Изображение погрудное, в 3/4 влево. С гравюры Н. И. Уткина.

Внизу: «Н. Зенгер», «А. С. Грибоедов».

26. Гравюра Хельмицкого.

Находится в собрании Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в фондах ИРЛИ. Грибоедов изображен в 3/4 вправо, в очках, с книгой, опирающийся на спинку стула. Изображение в овале и в четырехугольнике. На изображении слева: «И. Хелмицкий». Под изображением гриф: «А. С. Грибоедовъ». Справа: «С акварельного портрета. Гравировал И. И. Хелмицкий». В качестве оригинала художник использовал портрет Грибоедова 1825 г. работы М. Теребенева. Гравюра была опубликована к 100-летию со дня рождения А. С. Грибоедова, см.: Всемирная иллюстрация. 1895. Т. 53. № 2. С. 21.

27. Гравюра Серякова.

Находится в собрании Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Оригиналом гравюры явился портрет Грибоедова работы И. Н. Крамского (холст, масло, 1873 г.). Комментируя публикацию портрета, М. И. Семевский в том же номере «Русской Старины» писал: «Долгом себе поставляем выразить И. Н. Крамскому глубокую признательность за сообщение редакции большой фотографической копии с его мастерского произведения. Копия в уменьшенном виде по формату ,,Русской Старины“ исполнена С. Д. Левицким. Портрет рисован на дереве К. Ф. Брожем, гравировал его академик Л. А. Серяков». Портрет помещен в овале с подписью внутри овала: «Л. Серяков, 1874».

Была опубликована в журнале «Русская Старина» (1874 г. Май).

28. Гравюра с портрета Крамского.

В настоящее время в фондах ЦГТМ не числится.

29. Гравюра Грачева. — Государственный музей изящных искусств.

Находится в собрании Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в фондах ИРЛИ.

Изображение погрудное, в 3/4 влево, в овале. В овале справа гриф: «Грачев». Внизу: «Грибоедовъ. род. 1795 г. + 1829 г.».

Воспроизведен в журналах «Живописное обозрение» (1879. № 4. С. 74), «Луч» (1890 г.).

30. Силуэт работы Н. Симонович-Ефимовой, 1920 г.

Сведений о портрете нет.

31. Силуэт работы В. В. А.

Находится в собрании ЦГТМ. Силуэт выполнен тушью на голубой бумаге с портрета работы Уткина. Изображение оплечное, в профиль. Надпись на обороте: «A. S. Gribojedoff. — V. A. Fecit Moscow, 1929». Вверху: «Дорогому Алексею Александровичу Бахрушину от Всеволода Арендта».

- 194 -

32. Бюст, гипс.

В настоящее время в собрании ЦГТМ не числится.

33. Бюст, бисквит.

Находится в собрании ЦГТМ. Изображение поясное. Автор — скульптор Н. Степанов.

34. Уменьшенная копия фигуры на памятнике в Тегеране работы Беклемешева. Бронза.

На выставку поступила от А. М. Святловской.

Сведений нет.

В фондах ВМП находится модель памятника работы скульптора В. А. Беклемешева (бронзированный гипс), сделанная в 1900 г.

Памятник воспроизведен в кн.: Грибоедов А. С. Полн. собр. соч. СПб., 1911. Т. 1.

Иконография А. С. Грибоедова по каталогу выставки «А. С. Грибоедов и его время» ГИМ *

123. Грибоедов А. С. Позднейшее изображение работы И. Н. Крамского. Холст, масло.

Находится в ГТГ. Написан художником Крамским в 1873 г. по заказу П. М. Третьякова.

Рассказывая историю создания портрета, М. И. Семевский, издатель журнала «Русская Старина», близко знакомый с Крамским, писал: «Пересмотрев и сличив между собой все гравированные портреты Грибоедова, Крамской принужден был остановиться на литографированном портрете, приложенном к изданному Е. Серчевским „Собранию сочинений Грибоедова“ и снятом с акварели, рисованной по памяти артистом П. А. Каратыгиным. Сличив с этой литографией еще миниатюрный портрет на слоновой кости, снятый П. А. Каратыгиным с Грибоедова, художник на основании этих данных превосходно исполненным произведением постарался разрешить задачу трудную — написать первый действительно схожий портрет автора „Горя от ума“. Руководствуясь изустным рассказом П. А. Каратыгина о наружности Грибоедова, Крамской писал как бы „под диктовку“ и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя. Желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет еще на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Грибоедова, и все они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Грибоедова».

Но не все современники художника разделяли восторженное отношение к портрету. «Крамской писал портрет Грибоедова с гравюры Уткина, — замечал П. А. Ефремов, — но испортил оригинал прибавкой высоты хохла над лбом. Это он сделал согласно рассказу П. А. Каратыгина, бывшего тогда при мне у М. И. Семевского».

- 195 -

Портрет воспроизведен в кн.: А. С. Грибоедов в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей средней школы/Под ред. В. Н. Орлова. Л., 1955.

131. Грибоедов А. С. Литогр. Изд. Мюнстера.

Находится в собрании ГИМ. См. раздел 1, № 24.

132. Он же. Гравюра Уткина. 1829.

Находится в собрании ГИМ. См. раздел 1, № 19.

133. Он же. Гравюра П. Константинова. 1857.

Находится в собрании ГИМ и в фондах ИРЛИ.

Поясное, в 3/4 влево, в очках, в сюртуке, в жилете, в белом жабо и черном галстуке. Внизу фон в виде облаков. Под изображением: «Грав. П. Константинов».

134. Грибоедов А. С. и Грибоедова Н. А. (жена писателя) (1812—1857). Фотография с рисунка.

158. Сдача контрибуционных сумм в г. Тавризе. Литография с рис. акад. В. И. Мошкова.

Находится в следующих музейных собраниях: ГИМ, ВМП, ГЛМ. Оригинал написан академиком живописи художником В. И. Мошковым, находившимся в составе русской миссии в 1828 г., в момент переговоров перед заключением Туркманчайского мира. Хранится в ГИМ. В 1830-е гг. по рисункам Мошкова были выполнены литографии. Лист «Сдача контрибуционных сумм в г. Тавризе» литографирован К. П. Беггровым.

Грибоедов изображен в фас, в центре, сидящим за столом.

Воспроизведено в кн.: А. С. Грибоедов в портретах и иллюстрациях.

159. Свидание Паскевича с Аббас-мирзой в Дей-Каргане. 5-й справа Грибоедов. Литография К. Беггрова с картины В. И. Мошкова.

Находится в следующих музейных собраниях: ГИМ, ВМП, ГЛМ.

Воспроизведено в кн.: Лит. наследство. Т. 47—48. С. 221.

160. Заключение мира в Туркманчае 10 февраля 1828 г. Литография с рис. В. И. Мошкова.

Находится в следующих музейных собраниях: ГИМ, ВМП, ГЛМ. Литография выполнена художником К. С. Осокиным. Грибоедов изображен сидящим за столом, на переднем плане первым справа.

Воспроизведена в кн.: Лит. наследство. Т. 47—48. С. 223.

II

Материалы по иконографии А. С. Грибоедова, не попавшие на выставки или появившиеся после 1929 г.

1. А. С. Грибоедов. Бумага, карандаш. Рисунок М. Д. Резваго на списке «Горе от ума», сделанного А. И. Черкасовым. 1825.

- 196 -

Находится в собрании ГЛМ. Грибоедов изображен в профиль, под портретом — свиток нот и на нем очки Грибоедова. Справа монограмма художника (MR, 1825). На первом листе, над заглавием комедии, сохранилась дарственная надпись: «Милостивой государыне Софье Павловне Дарауер сия комедия в вечное и потомственное владение от начавшего копировать ее. Апреля 30 дня 1825 г. С. П. бург, вечер 9 часов». Подпись неразборчиво. Подпись установлена: А. И. Черкасов, член северного и южного обществ.

Воспроизведено в кн.: Гладыш И. А., Динесман Т. Г. Горе от ума. Страницы истории. М., 1971. С. 30.

2. А. С. Грибоедов.

Бум., акварель. В. И. Мошков (?). Авторская копия (?). 1827 (?).

Находится в собрании Краеведческого музея г. Зугдиди (Грузинская ССР).

Изображение поясное, в овале, в 3/4 влево, в халате, в белой рубашке с шейным платком. По манере письма и трактовке образа много общего с портретом работы В. И. Мошкова. Отличия в деталях одежды и костюма (другой халат, шейный платок поверх рубашки, отсутствует курительная трубка). По мнению И. С. Зильберштейна, авторство В. И. Мошкова бесспорно. (Пушкин и его друзья / Под ред. И. С. Зильберштейна. М., 1937. С. 32—33). По легенде, портрет был передан Екатерине Дадиани ее сестрой, Н. А. Грибоедовой на память о Грибоедове. В музей был подарен потомками Дадиани. Портрет не воспроизводился. Впервые о нем сообщ. И. Ениколопов. «Портрет Грибоедова в Зугдидском музее» // Заря Востока. Тбилиси, 1936. 12 ноября.

См.: Огонек (1983. № 3. С. 17), Лит. Грузия (1983. № 3. С. 221).

3. А. С. Грибоедов. Гравюра. Неизв. худ. 1839.

Находится в собрании ВМП. Портрет, выполненный резцом на стали (поясное изображение, в 3/4 влево, в восьмиугольнике), был приложен ко второму миниатюрному изданию «Горе от ума», вышедшему в свет в 1839 г., к 10-летию со дня гибели писателя. Комментируя его публикацию, во вступительной статье к изданию К. Полевой писал: «Желая всеми зависящими от нас средствами познакомить соотечественников наших с незабвенным Грибоедовым, мы прилагаем к изданию нашему портрет его, гравированный на стали в Англии. Надобно заметить, что оригинал нашего портрета был написан за несколько лет до смерти Грибоедова. В 1828 году совсем не был он так полон, и оттого черты лица его казались выразительнее». По замечанию Булгарина, этот гравированный портрет «списан с портрета», находившегося у сестры писателя, М. С. Дурново, сведений о котором до нас не дошло.

4. А. С. Грибоедов. Холст, масло. Художник Поливанов. 1854—1859.

- 197 -

Находится в собрании ВМП. Оригиналом портрета явилась гравюра Уткина. На портрете повторено поясное изображение Грибоедова, в 3/4 влево. В каталоге Литературного музея ИРЛИ, где до 1953 г. находился портрет, сохранился комментарий к нему, составленный Б. Л. Модзалевским: «А. С. Норов, в бытность свою министром, заказал художнику Поливанову написать с небольших гравюр портреты масляными красками в натуру несколько литераторов (Лермонтова, Гоголя, Грибоедова) для украшения приемной залы Министерства. Дата написания портрета определяется годами, когда Норов был министром народного просвещения (1854—1858)».

5. А. С. Грибоедов. Холст, масло. Художник Л. С. Игорев. Вторая половина XIX в.

Находится в Литературном музее ИРЛИ. Изображение поясное, в 3/4 вправо, в очках, с орденом Анны 2-й степени на шее, правая рука на крышке ларца с арабской вязью, на котором рассыпаны золотые монеты. На холсте надпись: «Л. Игоревъ».

Портрет был выполнен художником академиком живописи Л. С. Игоревым (1822—1893), хорошо знакомым с прижизненной иконографией Грибоедова. Трактовка образа Грибоедова относится к последнему периоду его жизни, после успешного заключения Туркманчайского мира: отсюда введение ордена св. Анны 2-й степени и золота на ларце, полученных Грибоедовым наград. Загадочной остается только надпись на ларце арабскими буквами, которая не поддается прочтению. Видимо, художник, не владея языком, срисовал буквы, символизируя связь Грибоедова с Востоком.

Воспроизведен фрагментарно в журнале Огонек (1979. № 7. февраль. С. 15. См. там же: Ковалевская Е. А.).

6. А. С. Грибоедов.

Грав. на дереве. Рис. П. Борель, грав. К. Крыжановский.

Находится в фондах ИРЛИ.

Изображение погрудное, в 3/4 влево, в круге, в четырехугольной рамке. С грав. Н. И. Уткина.

Воспроизведено в журнале Всемирная иллюстрация (1875. Т. 13. № 2).

Под портретом на картоне надпись рукою П. А. Ефремова: «Крамской рисовал портрет Грибоедова для Третьякова с гравюры Уткина, но испортил оригинал прибавкой высокого хохла надо лбом.

Это он сделал согласно рассказу П. А. Каратыгина, бывшего тогда (при мне) у Семевского М. И.».

7. А. С. Грибоедов.

Гравюра.

Находится в фондах ИРЛИ.

Поясное, в 3/4 влево. В очках, в сюртуке, с книгой, облокотившийся на спинку стула. С оригинала работы М. Теребенева.

- 198 -

Под изобр.:«Гравированъ у Ф. А. Брокгауза въ Лейпциге», внизу факсимиле подписи.

Вышел в приложении к Полному собранию сочинений А. С. Грибоедова. Пб., изд. А. Ф. Маркса, 1892 г.

8. А. С. Грибоедов.

Грав. на дереве. В. Матэ.

Находится в Литературном музее ИРЛИ.

Погрудное, в 3/4 влево, в сюртуке, в высоком галстуке, в очках. С ориг. И. Н. Крамского. Справа: «В. Матэ».

9. А. С. Грибоедов.

Бум., кар. Б. Л. Модзалевский. 1892 г.

Находится в фондах ИРЛИ.

Изображение поколен., в 3/4 влево, в очках, в сюртуке, в полосатом жилете, в высоком воротничке, сидит боком на стуле, закинув левую руку за спинку его, с книгой. Восходит к оригиналу М. И. Теребенева. На изобр. чернилами: «30 августа 1892. Б. М.». Под изобр. чернилами: «1795—1829». Карандаш. гриф. «Грибоъдовъ/22».

Сноски

Сноски к стр. 1

* Сведения о портретах А. С. Грибоедова из коллекции Государственного литературного музея подготовлены науч. сотр. З. В. Гротской, из коллекции Центрального Театрального Музея им. Бахрушина — науч. сотр. А. В. Смирновой.

Сноски к стр. 2

* При воспроизведении аннотации Каталога сохраняется та нумерация, по которой числился портрет.