- 830 -
СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ1
Ахтерштевень — нижняя кормовая часть судна в виде жесткой балки, на которой замыкаются вертикальный киль, бортовая обшивка и набор судна.
Бак — носовая часть верхней палубы судна от форштевня до фок-мачты; защищает верхнюю палубу от заливания на встречной волне.
Бакштов — конец троса, выпускаемый с кормы судна для крепления шлюпок во время стоянки.
Банка — отдельно возвышающаяся мель ограниченных размеров.
Банник — цилиндрическая щетка для чистки ствола орудия.
Баргоут (бархоут) — надводный пояс наружной обшивки деревянного судна (по ватерлинии), предназначенный для предохранения ее от быстрого изнашивания.
Баркас — корабельная шлюпка (20 и более весел).
Бейдевинд — курс парусного судна относительно ветра, когда угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра составляет менее 90°.
Бензель — нижний косой четырехугольный парус, поднимаемый позади бизань-мачты на гафеле.
Бизань-мачта — кормовая мачта на многомачтовых парусниках (при трех мачтах и более), а также на двухмачтовых судах, если она ниже передней.
Бимс — балка поперечного набора судна, поддерживающая настил палубы. Бимсы сплошных участков палубы опираются концами на шпангоуты, в пролете — на карлингсы и продольные переборки, в районе люков — на бортовые шпангоуты и продольные комингсы люков.
Боканцы — прямые балки, выступающие за борт судна; на парусных судах служат для подвешивания (подъема, спуска на воду) шлюпок.
Бом — часть сложных слов, обозначающая принадлежность рангоута, паруса, их такелажа и снастей к следующему ярусу мачты, к продолжению утлегаря и парусам.
Бот — небольшое парусное или парусно-гребное судно; на парусном военном флоте использовалось в качестве посыльного.
- 831 -
Боцман — унтер-офицерская должность. Боцман следит за чистотой и порядком на судне, исправностью его корпуса, рангоута и такелажа и прочих судовых устройств, а также распределяет работы между матросами и руководит их проведением.
Брам — часть сложных слов, добавляемая к названиям рангоута, такелажа, парусов и снастей и указывающая на их принадлежность к третьему ярусу мачты — брам-стеньге.
Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам-рее и брам-стеньге. По принадлежности к конкретной стеньге различают фор-брамсель, грот-брамсель и крюйс-брамсель.
Брандскугель — зажигательный снаряд судовой гладкоствольной артиллерии; состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным веществом.
Брас — снасть бегучего такелажа, закрепляемая за нок рея и служащая для разворота паруса в горизонтальном направлении. В зависимости от названия рея, на котором закреплен брас, он получает дополнительное наименование (например: фор-марса-брас).
Брекватер — волнолом, каменная преграда.
Бриг — военное двухмачтовое судно с прямыми парусами на обеих мачтах.
Бушприт (бугшприт) — горизонтальный или наклонный рангоутный брус, выступающий впереди форштевня парусного судна и служащий для вынесения вперед носовых парусов (кливеров, стакселей) с целью увеличить общую площадь парусности и улучшить маневренность судна. На больших судах бушприт делается составным: продолжение бушприта — утлегарь, а его продолжение — бом-утлегарь.
Ванты — снасти (пеньковые тросы) стоячего такелажа, укрепляющие мачту (стеньги) с боков. Ванты получают название тех частей рангоута, которые они удерживают (например: фок-ванта, грот-стень-ванта, грот-путенс-ванта, крюйс-стень-ванта).
Ватервейс — водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов судна.
Вельбот — мореходная спасательная шлюпка с острыми обводами носа и кормы. Вельбот не зарыскивает на попутной волне, легко проходит полосу прибоя.
Верея (верейка) — узкая одноместная, двух- или трехместная лодка без мачт и паруса.
Верп — вспомогательный якорь, предназначенный для удержания судна, стоящего на основном якоре, а также для стягивания судна с мели или перемены его места на рейде.
Вулинг (шлаг) — один оборот троса, каната или цепи вокруг рангоутного дерева, кнехта, баллера шпиля.
Выстрел — рангоутное дерево, прикрепленное к борту судна шарнирным соединением и расположенное перпендикулярно к нему. В вываленном положении служит для постановки и крепления шлюпок и катеров во время якорной стоянки. На ходу судна заваливается (убирается) к борту.
Гак — железный крюк.
Галс — курс корабля относительно ветра (если, например, ветер дует в левый борт, то говорят, что судно идет левым галсом, если в правый — то правым).
- 832 -
Гандшпуг — деревянный или металлический рычаг, служащий для перемещения тяжестей, например для поворота станков орудий или изменения угла их возвышения.
Гардемарин — звание, установленное Петром I в 1716 г. для воспитанников старших рот Морской академии при направлении во флот на практику в течение года или более со сдачей экзаменов перед производством в мичманы.
Гафель — наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте, служит для крепления верхней кромки косоугольного паруса и подъема кормовых флагов и сигналов.
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, служащее для крепления нижней кромки косоугольных парусов (триселя, фока, грота или бизани).
Гитов — снасть бегучего такелажа, служащая для быстрого уменьшения рабочей площади паруса при маневрировании (лавировании) судна, гитовы подтягивают шкотовые углы парусов под середину рея.
Гичка — легкая быстроходная гребная шлюпка (от 6 до 8 весел). Использовалась как командирская (адмиральская) шлюпка.
Гондек — палуба с закрытой батареей
Грот — первая часть сложных слов, обозначающая принадлежность рангоута, его креплений и устройств, такелажа, парусов и их снастей к грот-мачте и ее стеньгам на парусном судне.
Грот-мачта — вторая от носа судна мачта на многомачтовом судне, средняя — на трехмачтовом (фрегат «Паллада»), более высокая — на двухмачтовом.
Гюйс — специальный военно-морской флаг (красно-белое полотнище с изображением синего креста) на бушприте, поднимаемый ежедневно одновременно с кормовым флагом во время якорной стоянки.
Дейдвуд — брусья, которыми на деревянном судне заполняют пространство между штевнем и килем, чтобы там не скапливалась вода.
Дифферент — угол продольного наклона судна, вызываемый разностью осадки носа и кормы.
Иол — небольшое парусное двухмачтовое судно; использовалось для сторожевой и разведывательной служб.
Кабельтов — внесистемная единица длины, равная 1/10 морской мили, т. е. 185.2 м.
Каболка — переходная составная часть растительного троса, свитая из волокон пеньки, конопли, агавы или других растений.
Канонерская лодка — парусно-гребное (до 15 пар весел) артиллерийское судно, предназначенное для боевых действий в прибрежных морских районах и на реках. Имела четыре-шесть пушек или две мортиры.
Каперство — действия на море вооруженных частновладельческих судов, получивших разрешение (каперское свидетельство) воюющего государства захватывать и уничтожать торговые суда противника, а также нейтральных стран, перевозящих для последнего грузы. Запрещено Парижским конгрессом в 1856 г.
Катер — небольшое парусное или паровое судно. По своему назначению подразделяются на боевые и катера обеспечения.
Киль — основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости судна, служащая для обеспечения продольной его прочности.
- 833 -
К килю в носовой части крепится форштевень, с боков шпангоуты, в кормовой части ахтерштевень, создавая этим набор судна — его каркас, покрываемый наружной оболочкой — обшивкой. На «Палладе» был деревянный киль — дубовый четырехгранный брус, составленный из нескольких отдельных брусьев, которые соединялись в замок.
Кливер — косой треугольный парус на бушприте.
Клипер — быстроходное морское парусное судно, применявшееся для дозорной, разведывательной, посыльной служб
Кнехт — деталь швартовного устройства в виде парных литых чугунных или стальных клепаных тумб, стоящих на общем фундаменте, который прикреплен к палубе судна.
Кница — треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под утлом балки набора корпуса судна; выполняется из материала корпуса.
Конец — 1) снасть небольшой длины; 2) собственно конец любой судовой снасти.
Корвет — парусный корабль, предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий.
Кранец — приспособление, служащее для амортизации ударов корпуса судна о причал или другое судно при швартовке или буксировке.
Крейсерская служба — совокупность самостоятельных боевых действий судов на морских коммуникациях противника.
Крюйсель (крюсель) — прямой парус, ставящийся над бизанью на крюйсель-рее.
Кубрик — судовое жилое помещение для команды.
Лавировать — идти на парусном судне против ветра переменными курсами, т. е. то левым, то правым галсом.
Леерное устройство — устройство, предупреждающее падение людей за борт или с надстроек на палубу; состоит из растительных или металлических леерных стоек и тросов или прутьев (лееров), протянутых через отверстия в стойках.
Линь — пеньковый трос диаметром до 25 мм; используется для оснастки судов и такелажных работ; линьки применяли для наказания провинившихся матросов.
Лисель — дополнительный парус, поднимаемый с обоих боков прямых парусов (брамселя, марселя, фока) и соответственно называемый брам-лисель, марса-лисель и ундер-лисель. Лисели ставятся при попутных ветрах на лисель-спиртах.
Лисель-спирт — шест, составляющий продолжение рея.
Лисель-фал — судовая снасть. Лисель-фалы служат для постановки лиселей.
Лопарь — ходовой конец троса у талей (или других снастей), т. е. тот конец, за который тянут трос.
Лот — навигационный прибор (трос с металлической гирей на конце) для измерения глубины моря с борта судна.
Лоция — 1) раздел судовождения, изучающий условия плавания в водных бассейнах; 2) навигационное руководство по судовождению, содержащее подробное описание морей и — океанов, их берегов, навигационных опасностей, условий плавания и т. д.
Марс — площадка на мачте в месте соединения ее со стеньгой; служит для наблюдения за работой по управлению парусами.
- 834 -
Марса — слово, прибавляемое к наименованию рангоута, такелажа и парусов, относящихся к марселю (например: марса-фал — снасть для подъема марса-рея; марса-брас — снасть для поворота марса-рея в горизонтальной плоскости и т. п.). Впереди слова ставится приставка, обозначающая мачту (например: фор-марса-брас, грот-марса-шкот и т. д.).
Марса-реи (марс-рей) — второй снизу рей на фок- и грот-мачтах, к которому крепится марсель.
Марсель — прямой парус на мачте, ставящийся на марса-рее.
Мачта — вертикальная деревянная колоннообразная конструкция, возвышающаяся над верхней палубой судна. На парусном судне является основой рангоута и такелажа; служит для постановки парусов. На многомачтовых судах различают фок-, грот- и бизань-мачты. На крупных парусных судах мачты обычно составные; следующие их части скреплены бугелями: нижняя мачта (проходит через палубу и крепится к килю), выше ее — стеньга, далее — бом-брам-стеньга, затем флагшток, который заканчивается клотиком.
Мер — железный прут или туго натянутый пеньковый или стальной трос, продетый через мерные стойки, которые укреплены на бортах. Служит для ограждения открытых мест, а также крепится к реям, для того чтобы привязывать к ним прямые паруса.
Миля морская — единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана.
Мол — сооружение, возводимое в гавани в виде прочной стены, примыкающей одним концом к берегу; служит для причала судов, а главное — для защиты порта от волн со стороны открытого моря.
Найтов — судовая снасть, используемая для закрепления предметов оборудования и снабжения, деталей судовых устройств, а также штучных грузов в трюмах и на палубе.
Нок — внешний конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева (например: нок-рея, нок-гафель).
Обрасопить реи — развернуть реи в горизонтальной плоскости брасами так, чтобы паруса стояли в определенном (назначенном) положении относительно диаметральной плоскости судна или ветра
Обсервация — наблюдение с корабля береговых предметов или небесных светил, на основании которого определяют графически на карте или путем вычислений географические координаты судна.
Оверштаг — поворот парусного судна, движущегося под небольшим углом к встречному ветру, когда оно проходит через направление прямо против ветра и идет далее под небольшим углом к встречному ветру с другой стороны. При повороте оверштаг изменение направления движения производится путем пересечения линии ветра носом, а при повороте фордевинд — кормой.
Парус — кусок ткани (в первой половине XIX в. — парусины) специальной формы и размеров, воспринимающий давление ветра для приведения судна в движение. Паруса делятся на прямые и косые. Прямые устанавливаются поперек судна и крепятся к реям. Косые привязываются к гафелям или ходят по штагам и
- 835 -
леерам вдоль судна. Парусу присваивается наименование в зависимости от формы, расположения, принадлежности к мачте или рею.
Пассат — ветер в тропических широтах, направленный в обоих полушариях от субтропических областей высокого давления, из широт 25—30°, к экватору. В Северном полушарии пассаты у поверхности Земли в общем дуют с северо-востока на юго-запад, в Южном — направлены с юго-востока на северо-запад.
Пеленг — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке от 0 до 30°. В зависимости от принятого меридиана различают пеленги: истинный, магнитный и компасный.
Помпа — судовое название нагнетательного насоса.
Порт (портик, полупортик) — герметически закрывающийся вырез в борту судна. На парусном судне служит для стрельбы из расположенных у бортов орудий.
Потесь — большое весло, служащее для управления плотами, баржами и т. п.
Принайтовить — скрепить найтовыми.
Проа — тип парусного судна, поперечная остойчивость которого обеспечивается за счет поплавка, прикрепленного к основному корпусу поперечными балками. Оснащено треугольным парусом из циновки. Служило средством сообщения на островах Тихого океана.
Путенс (путень) — связи, идущие от мачты из-под марса к боковым кромкам последнего и служащие для крепления к ним стень-вант.
Рангоут (или рангоутные деревья) — деревянные брусья круглого сечения, предназначенные для постановки и растягивания парусов. К рангоуту относятся мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, утлегарь и т. п.
Рей (рея) — круглый брус (рангоутное дерево), подвешиваемый горизонтально за середину к мачте или стеньге судна. Служит для крепления и несения прямых парусов. Реи имеют название по мачтам (фока-реи, грота-реи, фор-марса-реи и т. д.).
Риф — ряд поперечно продетых сквозь парус завязок, с помощью которых уменьшается его площадь (отсюда: рифить паруса, брать рифы).
Ростры — решетчатый или сплошной настил на полубимсах, где складываются запасные части рангоута (стеньги, мачты), а также устанавливаются шлюпки.
Роульс — вращающееся на оси колесико или катушка; применялось для уменьшения трения выбираемого троса.
Румб — направление к точкам видимого горизонта относительно стран света или угол между двумя такими направлениями. В морской навигации окружность видимого горизонта разделяют на 32 румба, так что угол между двумя соседними румбами равен 11°15′.
Руслень — площадка за бортом парусного судна, предназначенная для крепления юферсов и отвода вант. С русленей обычно бросают ручной лот.
- 836 -
Салинг — узел крепления частей судового рангоута (брусьев), являющихся продолжением мачты. Устанавливается на топе стеньги или брам-стеньги и представляет собой раму, состоящую из двух коротких продольных брусков — лонга-салингов, и двух поперечных — красниц.
Сизигии — общее название двух фаз Луны — новолуния и полнолуния, когда наблюдаются затмения Солнца и Луны и большие (сизигийные) приливы.
Склянка — каждый получасовой промежуток времени, отмечаемый на флоте ударами в колокол в следующем порядке: в 0 ч. 30 мин. — один удар, в 1 ч. 00 мин. — два и т. д., в 4 ч. 00 мин. — 8 ударов и снова сначала, т. е. в 4 ч. 30 мин. — один удар и т. д.
Снасть — трос для крепления и передвижения частей рангоута судна, постановки и уборки парусов. Совокупность снастей парусного судна образует такелаж.
Стаксель — косой треугольный парус. Ставится при помощи металлических дужек, укрепленных по кромке паруса на штагах и леерах, по которым они свободно скользят.
Старое волнение — зыбь.
Стационер — судно, постоянно находящееся на стоянке в порту колоний и полуколоний и несущее полицейскую службу.
Стеньга — см. мачта.
Сулой — особый тип волнения в море в виде крутых волн с взбросами (толчея) и водоворотами; возникает в некоторых районах с сильными приливными течениями. В сулое движение частиц воды подобно их движению при кипении. Наиболее часто сулой образуется на стыке противоположных течений, а также при встрече сильного ветра и течения.
Такелаж — общее название всех снастей на судне. Неподвижные снасти, служащие для укрепления рангоута, называются стоячим такелажем (штаги, бакштаги, ванты, фордуны). Подвижные снасти, предназначаемые для подъема, уборки, разворачивания рангоута, постановки и уборки парусов, называются бегучим такелажем (фалы, брасы, топенанты, гика-шкоты).
Тали — судовое грузоподъемное устройство, состоящее из двух групп блоков в обоймах (подвижной и неподвижной) и троса, прикрепленного концом к неподвижной обойме.
Топ — верхний конец рангоутного дерева: мачты, стеньги и т. п.
Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся позади мачты в дополнение к прямым парусам. Нижней шкаториной (особой кромкой паруса) трисель пришнуровывается к гику, верхней — к гафелю, передней — к мачте.
Узел — мера скорости движения судов, соответствующая скорости в одну морскую милю в час (1.852 км/ч). Скорость движения судов парусного флота измерялась по быстроте сматывания лаглиня с вьюшки ручного лага. Лаглинь был разбит на отрезки по 50 футов 8 дюймов (1/120 мили), обозначавшиеся завязанными узлами. Скорость сматывания лаглиня определялась за время ½ мин (1/120 ч). Таким образом, сколько узлов (отрезков) смоталось за ½ минуты, столько морских миль судно прошло в час.
- 837 -
Утлегарь — рангоутное дерево, выступающее с небольшим подъемом к горизонтали на носу парусного судна; продолжение бушприта; предназначен для выноса вперед стоячего такелажа (штагов) и несения добавочных косых парусов (кливеров).
Фал — снасть бегучего такелажа (трос), служащая для подъема реев, гафелей, косых парусов, флагов и подачи сигналов.
Фальшкиль — брус из твердого дерева, прикрепленный к нижней кромке киля судна в диаметральной плоскости для предотвращения повреждений киля или обшивки корпуса при посадке на мель.
Фальшфейер — картонная гильза, наполненная пиротехническим составом, горящим ровным ярким пламенем, чаще всего белого цвета; применяется для сигнализации с судна в темное время суток.
Фиш — одна из снастей на судне, с помощью которой поднимается за лапы адмиралтейский якорь при его креплении на штатном месте.
Фок — самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте парусного судна. Слова «фок» или «фока» прибавляют к названиям рангоута, такелажа и парусов, принадлежащих фок-мачте.
Фок-мачта — передняя мачта на судне с двумя и более мачтами.
Фор — слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, расположенных выше марса фок-мачты (фор-марса); например: фор-марсель — второй снизу прямой парус на фок-мачте, ставящийся между фор-марса-реем и фока-реем; фор-стеньга — рангоутное дерево, являющееся продолжением фок-мачты, и т. д.
Фордевинд — 1) курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра, 2) попутный ветер, 3) способ поворота парусного судна, когда оно меняет галс, пересекая линию ветра кормой.
Форштевень — часть набора корпуса судна в виде прочной балки, установленной по контуру носового образования и являющейся продолжением киля; к форштевню крепятся листы наружной обшивки судна.
Фрегат — трехмачтовое военное судно с одной закрытой батареей и артиллерией на свободных местах верхней палубы (от 30 до 60 пушек; на «Палладе» их было 52). Предназначался главным образом для крейсерской и дальней разведывательной служб.
Цейхвахтер — лицо, отвечающее за сохранность имущества судна.
Цунами — океанские (морские) волны, образующиеся под воздействием землетрясений и вулканических извержений на морском дне или вблизи берегов. Длина волны доходит до 1500 км. Цунами распространяются со скоростью 50—1000 км/ч. Высота волн у берегов достигает 10—50 м. На мелководье высота цунами еще более возрастает.
Шканцы — средняя часть верхней палубы корабля между грот-мачтой (средней) и бизань-мачтой (кормовой). Шканцы считались почетным местом на судне; там зачитывались манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира корабля и командира эскадры.
Шкафут — средняя часть верхней палубы судна между передней (фок) и следующей за ней (грот) мачтами. На больших парусных судах так назывались широкие доски у бортов судна для
- 838 -
перехода людей с палубы бака на шканцы или на квартердек — приподнятую на 0.8—1 м кормовую часть верхней палубы.
Шкот — снасть бегучего такелажа, служащая для управления парусами на ходу судна. С ее помощью растягиваются по рею или гику нижние — шкотовые — углы парусов, либо оттягиваются назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса: стаксель-шкот, грота-шкот и т. д.
Шпангоут — криволинейная поперечная балка набора корпуса судна, обеспечивающая прочность и устойчивость бортов и днища; к шпангоуту крепится наружная обшивка.
Шпиковка (шпиговка) парусов — усиление ткани парусов (нашивными полосами, стоплатами, фальшшвами и т. п.) с целью избежать их деформации при больших нагрузках.
Шпиль — судовой механизм (вертикальный ворот) для подъема и отдачи якорей и подъема тяжестей.
Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачты и стеньги спереди; название штаги получают от того дерева, которое они поддерживают (например: фока-штаг, крюй-стень-штаг и т. п.).
Штевни — особо прочные элементы конструкции судна, которыми заканчивается набор корпуса в носовой и кормовой частях и которые обеспечивают надежное сопряжение обшивки бортов (см. ахтерштевень, форштевень).
Шток — шест специального назначения; например, шток якоря — поперечный стержень в верхней его части.
Шхуна (шкуна) — парусное судно с двумя или более мачтами и преимущественно косыми парусами; в парусных флотах использовалась как посыльное судно.
Ют — кормовая часть верхней палубы судна от бизань-мачты до ахтерштевня. На юте размещались каюты капитана и его помощников.
Юферс (юфер) — блок без шкивов с тремя сквозными отверстиями для прохода снастей и желобком по окружности; применяется для тяги снастей стоячего такелажа.
Ялик (ял) — короткая и широкая судовая шлюпка (от 2 до 8 весел); служит для перевозки легких грузов и работ у борта судна.
N — северный ветер.
NNO — северо-восточный ветер.
О — восточный ветер.
S — южный ветер.
SW — юго-западный ветер.
W — западный ветер.