553

13. Гончаров — Монахову

<С.-Петербург. 24 июля 1876>

Позвольте, милый друг Ипполит Иванович, оставить прилагаемый при этом маленький несессер на столе Вашей трапезы — для Вашего ежедневного употребления!.

Отказать в этом мне нельзя — смело говорю — как по малозначительности этого сувенира, так и по моему намерению. Надо иметь очень дурное сердце или злой ум, чтобы искать здесь глупо-самолюбивого желания умалить силу Вашего дружеского и неоценимого для меня одолжения.

Вы не придаете последнему никакой цены — и пожалуй скоро и забудете. А вот именно этого мне и не хочется.

Пусть же у Вас в глазах остается этот ничтожный, но прочный след, или лучше следок моей трехмесячной, покойной и приятной бивуачной жизни у Вас — и напоминает Вам не меня, а мою благодарность, и собственную, добрую и милую черту Вашего хорошего сердца.

Всегда Ваш

Ив. Гончаров

24 июля 1876

554

1 “Гончаров сделал мне презент, — писал Монахов родителям в августе 1876 г., — и при таком письме, что отказаться нельзя. Он подарил мне ложку, нож, вилку и чарку великолепной работы. Он ужасно обрадовался мне” (копия Е. А. Ляцкого. — ИРЛИ. Ф. 163. Оп. 1. Ед. хр. 297. Л. 36; автограф неизвестен). По свидетельству Ляцкого, этот подарок после смерти Монахова хранился у его родственников в Киеве (Там же. Л. 35); в настоящее время его местонахождение неизвестно.