240

ЕСЕ́НИН Сергей Александрович [21.9(3.10).1895, с. Константиново Рязан. у. Рязан. губ. — 28.12.1925, Ленинград; похоронен в Москве на Ваганьков. кладб.], поэт. Родился и вырос в крест. семье. Отец, Ал-др Никитич, с 12 лет служил в Москве в лавке, бывая в деревне, даже после женитьбы, только наездами. Ранние годы (1899 — 1904) Е. провел у деда, Ф. А. Титова, и бабки по матери.

Е. вспоминал в 1921: «Дед мой, замечательный человек, был старообрядским начетчиком» (Розанов И., Е. о себе и других, М., 1926, с. 20). Детство Е. протекало беззаботно, не отягощенное крест. трудом. «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи...» (автобиография, 1924, автобиогр. очерки Е. см.: Собр. соч. в 6 тт., т. 5. М., 1979; далее в статье цитаты приводятся по этому изданию). Склонность к поэзии проявилась рано: «Пробуждение творч. дум началось по сознательной памяти до 8 лет», «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки» (автобиография, 1923), в анкете 1924 Е. указывал, что начал писать стихи в 13 лет («Памяти Е.», М., 1926, с. 7).

В 1904 Е. поступил в Константинов. зем. четырехклассное уч-ще; два года учился в третьем классе, но закончил уч-ще в 1909 с отличием. Вслед за тем закончил со званием «учитель школы грамоты» второклассную учительскую школу в с. Спас-Клепики (1909—12), т. к. «родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель» (автобиография, 1924). Осн. предметами были закон Божий и церк.-слав. язык, преподавали также историю, географию и т. д. Ко времени учебы в школе относятся его первые из сохранившихся стихотв. опытов; учитель рус. языка и лит-ры вспоминает, что

241

стихи Е. той поры «были короткими, сначала все на тему о любви» (Хитров Е. М., В Спас-Клепиковской школе. — В кн.: Есенин в восп. современников, т. 1, М., 1986, с. 141). Известны 10 стих. Е. в двух тетрадях, подаренных им Хитрову (опубл. в 1926 и в 50-х гг.), и цикл «Больные думы» (впервые опубл. в 1967). Приезжая летом в Константиново, Е. посещал дом священника Ивана Попова, в к-ром собиралась на каникулы учащаяся молодежь; бывал в соседнем имении молодой образованной помещицы Л. И. Кашиной (прототип Анны Снегиной в одноим. поэме 1925). Был сердечно привязан к своей семье, к младшим сестрам Екатерине (1906—77) и Александре (1911—81), в последующие годы надолго не отрывался от материнского гнезда, по возможности помогая семье материально. А. А. Есенина отмечала сильно развитое у Е. «чувство кровного родства»: «Он любил нас с сестрой, любил своих детей, всюду возил с собой их фотографии. Его всегда тянуло к своей семье, к домашнему очагу, к теплу родного дома» (в кн.: С. Есенин. Восп. родных, М., 1985, с. 92).

В 1911—12 Е. сближается с писателями из Суриков. лит.-муз. кружка. Летом 1911 встречался в Москве с одним из его руководителей — И. А. Белоусовым. В сер. 1913 Е. сообщал своей знакомой М. П. Бальзамовой, что Белоусов находит у него «талант истинный» (т. 6, с. 41). Весной 1912, приехав в Москву «без гроша денег», Е. нек-рое время живет у С. Н. Кошкарова-Заревого, пред. кружка. В кон. 1912 вступает в «члены-соревнователи» кружка, систематически посещает его собрания. Влечение молодого Е. к «суриковцам» закономерно. Его ранние стихи («Больные думы» и др.) глубоко созвучны скорбной и унылой музе И. С. Никитина, И. З. Сурикова, С. Д. Дрожжина. Порой звучат надсоновские мотивы тоски, одиночества и смерти. В некоторых стихотворениях (напр., «Я зажег свой костер») сказывается влияние А. В. Кольцова. Гражд. кредо Е. той поры передает стих. «Поэт»: «Он поэт, поэт народный, / Он поэт родной земли». В целом же ранние произв. Е. подражательны и несовершенны, в них с трудом угадывается будущий поэтич. талант.

К этому времени (1912) принято относить, основываясь на авт. датировке, и ист. поэму Е.  — «Песнь о Евпатии Коловрате...» (впервые напечатана в 1918). Однако по композиции, стилистике, языку эта вещь обнаруживает родство с «малыми» ист. поэмами, созданными в 1914 («Марфа Посадница», «Ус»). Датировки, произведенные позднее самим Е., неоднократно и обоснованно ставились под сомнение (полемику по этому вопросу см.: ВЛ, 1972, № 9).

Поселившись в Москве с авг. 1912, Е. служит в мясной лавке, где работает приказчиком его отец. Отношения с отцом, к-рому были чужды духовные устремления сына, не сложились. Е. меняет работу, через год между ними происходит разрыв.

До февраля 1913 Е. служит в конторе книгоиздательства «Культура», затем — в типографии т-ва И. Д. Сытина (сначала в экспедиции, потом подчитчиком). Работа в типографии и близость с «суриковцами», многие из к-рых были настроены революционно, обострили внимание Е. к обществ. вопросам. В числе 50 рабочих он подписал в марте 1913 письмо к члену 4-й Гос. думы Р. В. Малиновскому «пяти групп сознательных рабочих Замоскворецкого р-на г. Москвы», в к-ром заявлялось о солидарности моск. рабочих с фракцией большевиков в их борьбе против ликвидаторов. В результате этой акции Е. оказался под негласным надзором полиции. Из опубл. к настоящему времени материалов ЦГАОР явствует, что Е. в 1913—14 был связан с социал-демократами, распространял нелегальную лит-ру, участвовал в организации их собраний и т. п. [см.: Белоусов В., С. Есенин. Лит. хроника, ч. 1 — 1895—1920, М., 1969; Шалагинова Л., Е. в рев. Москве (1912—1914). — ВЛ, 1987, № 11). В авг. или сент. 1913 у Е. был произведен обыск (т. 6, с. 42—43). В типографии Сытина Е. познакомился и вступил в гражд. брак с А. Р. Изрядновой, работавшей там корректором. И хотя семья существовала недолго, Изряднова всегда оставалась исключительно преданным Е. другом, была матерью его первенца — Юрия (1914—38, репрессирован).

В письмах Е. 1912—13 отразились его напряженные духовные искания тех лет. С одной стороны, он сохраняет верность идеалу «нар. поэта»: «Хочу писать „Пророка“, в к-ром буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу... Отныне даю тебе клятву, буду следовать своему „Поэту“. Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки» (письмо Е. к другу-земляку Г. А. Панфилову, авг. 1912); «Не думай ты, что я изменил своему народу! Нет!» (письмо к Бальзамовой, сер. 1913). С др. стороны, у Е. усиливаются в эту пору религ. настроения, вызванные размышлениями над евангельскими текстами: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство» — писал Е. в апр. 1913 Панфилову. В др. письме (от 23 апр. 1913), советуя Панфилову «любить и жалеть» людей — «и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников», Е. в то же время заявляет: «Я человек, познавший Истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина». Эти разноречивые устремления молодого Е. отражала, видимо, несохранившаяся драма «Пророк». Кроме того, как видно из письма Е. к Бальзамовой от 1 июня 1913, ряд его произв. в 1913 был написан «под нависшею бурею гнева к деспотизму».

С 1913 Е. посещает занятия на ист.-филос. отд. Нар. ун-та А. Л. Шанявского (примерно до марта 1915). В течение 1913 предпринимает ряд попыток поместить свои стих. в моск. ж-лах. Высказывалось предположение о принадлежности Е. двух стих., напечатанных 30 авг. 1913 в моск. газ. «Наш путь» (Стриевская С., Не Есенин ли это?... — «Лит. Россия», 1966, 14 окт.). Первым опубл. произв. Е. принято считать стих. «Береза», напечатанное в моск. дет. ж. «Мирок» (1914, № 1; псевд. Аристон; см.: Золотницкий Д., Из ранних стихов Е. — «Нева», 1955, № 3; Кошечкин С., «Псевдоним мой „Аристон“». — «Смена», 1976, № 23). Там же, а также в ж. «Проталинка» и «Доброе утро» опубл. в 1914 еще неск. стих. 15 мая 1914 в петрогр. большевист. газ. «Путь правды» было напечатано его стих. «Кузнец». Отд. стих. 1914 («Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры», «Бельгия») были живыми откликами поэта на 1-ю мировую войну; в нек-рых из них Е. пытается передать нар. отношение к «немцам негожим». Видимо, в авг. 1914 Е. «написал небольшую поэму „Галки“, в к-рой отобразил ярко поражение наших войск, бегущих из Пруссии, и плач жен по убитым» (Деев-Хомяковский Г. Д., Правда о Е. — В кн.: Есенин в восп., т. 1, с. 149; текст поэмы не сохр.).

Ситуацией воен. времени навеяны ист. поэмы «Марфа Посадница» и «Ус» (1914, опубл.: «Дело народа», 1917, 9 и 30 апр.). В образах непокорной новгородской посадницы Марфы Борецкой и донского атамана Уса, одного из сподвижников Разина, воспевается бунтарский дух рус. народа, его нравств. сила. На фоне войны как всенар. бедствия вырисовывается

242

в стихах Е. и образ России — «родины кроткой», охваченной великим горем. Нар. заступником выступает «милостник» Микола: странствуя по рус. земле, он молится за «скорбью вытерзанный люд», за его «здравье» и «победы». Стих. «Микола» (БВед, 1915, 25 авг.; 30 авг. — повторно) и нек-рые др. стихи 1914 — 15, включенные затем в сб. «Радуница», отражали обострившиеся в годы войны раздумья Е. о судьбе народа. Для становления Е. как поэта 1914 — знаменательный год: впервые в его произв. зазвучали мотивы и интонации будущего зрелого творчества.

В кон. 1914 Е. — один из организаторов ж-ла «суриковцев» — «Друг народа»; в 1-м номере напечатано его стих. «Узоры» (янв. 1915). В февр. 1915 Е. избран в ред. комиссию Суриков. кружка, принимал деятельное участие в его работе. Конфликт с Кошкаровым-Заревым в февр. 1915 не повлек за собой разрыва с кружком, несмотря на поданное Е. заявление о выходе из числа действит. членов (см. письмо Е. к Дееву-Хомяковскому, февр. 1915).

В марте Е. приехал в Петроград, в день приезда встретился с А. А. Блоком, читал ему свои стихи. Блок записал тогда же: «...стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык...» (Блок. Зап. кн., с. 257, 567), дал Е. рекомендат. письма к С. М. Городецкому и М. П. Мурашову. В Петрограде Е. познакомился с издателем В. С. Миролюбовым и др. литераторами (среди них Р. Ивнев, А. М. Ремизов), читал свои стихи на поэтич. вечерах и в лит. салонах (в т. ч. у Мережковских). «Стихи у меня в Питере прошли успешно, — пишет он Н. А. Клюеву 24 апр. — Из 60 приняли 51. Взяли „Сев. записки“, „Рус. мысль“, „Ежемес. журнал“ и др.». Особенно благожелательным было отношение к Е. со стороны редакции еженед. «Голос жизни» (ред. — Д. В. Философов). Наряду с его стихами здесь была напечатана статья З. Н. Гиппиус «Земля и камень» (1915, № 17; псевд. Роман Аренский) — первый печатный отклик на поэзию Е., где поэт сопоставлялся с Клюевым («хотя стихи их разны»), Кольцовым, А. А. Фетом.

Весной 1915 в Петрограде формируется по инициативе Городецкого и Ремизова лит. группа «Краса»; ее участники стремились к возрождению нац. старины, обращались к мифологии, поэзии, быту рус. деревни. В эту группу, распавшуюся уже осенью 1915, вошел и Е.: предполагалось издать в «Красе» книжку его стихов и собранные им «Рязанские побаски, канавушки и страдания» (оба замысла не осуществились).

Получив отсрочку от воинской службы, Е. провел лето 1915 на родине, а в октябре вернулся в Петроград, где произошло его знакомство и сближение с Клюевым (до этого они состояли в переписке).

Влияние на Е. старшего, уже известного поэта, сразу оценившего самобытность поэтич. таланта Е. и взявшего на себя роль его лит. и духовного наставника, распространялось также на сферу житейскую (поведение, одежда и т. п.). В течение 1915 — 16 оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем: печатаются в одних и тех же изданиях, принимают участие в вечерах «народной» поэзии в Петрограде (вечер «Красы» 25 окт. 1915 в Тенишевском уч-ще) и Москве (вечер в Об-ве свободной эстетики 21 янв. 1916), вместе посещают «салоны» и лит. собрания. Е. и Клюев подчеркнуто культивируют «крестьянский» стиль, неизменно появляются перед публикой в «народном» платье и т. п.

Начинает складываться группа «новокрестьянских» поэтов (С. А. Клычков, П. И. Карпов, А. В. Ширяевец), противопоставляющая себя поэтам «из интеллигенции» и претендующая на особое место в рус. лит-ре. При помощи Клюева и одновременно с его сб. «Мирские думы» Е. удается напечатать у издателя М. В. Аверьянова свой первый сб. «Радуница» (П., 1916), состоящий из разделов «Русь» и «Маковые побаски».

Имена Е. и Клюева были связаны в то время настолько тесно, что большинство рецензентов «Радуницы» сопоставляли обоих поэтов и рассматривали их сборники как художественно родственные, хотя и отмечали подчас различия в их творч. манере. Критика подчеркивала задушевность и естественность есенинской лирики. «...На всем его сборнике лежит прежде всего печать подкупающей юной непосредственности... Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок», — восхищалась З. Д. Бухарова, особо отмечая раздел «Маковые побаски», где «так ярко зарисована жизнь деревни в ее праздниках, труде, обрядности...» (ЛПН, 1916, № 5, стб. 148, 149; подпись ЗБ). «Весенним, но грустным лиризмом веет от „Радуницы“, — писал П. Н. Сакулин. — ...Мила, бесконечно мила поэту-крестьянину деревенская хата... Он превращает в золото поэзии все — и сажу над заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи...» (ВЕ, 1916, № 5, с. 204—05). Одаренность Е. выразилась и в том, как писала С. Я. Парнок, что «природный вкус» поэта справился «с соблазнами культурности» (СевЗ, 1916, № 6, с. 220; подпись Андрей Полянин). Деев-Хомяковский обратил внимание на нар.-песенную основу стихов («Друг народа», 1916, № 1; подпись Г. Хомяковский). Влияние кольцовского стиля увидел в «Маковых побасках» Н. Н. Вентцель, указавший, что Е. и Клюев внесли «нек-рую новую освежающую струю в нашу начинающую уже дряхлеть поэзию» (НВ, илл. прил., 1916, 27 авг., подпись Ю-н). «Весенней и очень молодой книжечкой стихов» назвал «Радуницу» Н. Венгров, констатируя в то же время отсутствие в сб-ке гражд. и социальных мотивов (СМ, 1916, № 2). Критически отозвался о сб-ке обозреватель ростов. газ. «Приазов. край» Б. Олидорт (1916, 11 авг.).

Центр. место в «Радунице» занимает образ крестьянской России — то задумчивой, то удалой, то грустной, то радостной. Открываясь поэту своими реальными, бытовыми сторонами («хилые» хижины, «тощие» поля), родина представала ему и озаренная «радужным» светом — богомольная, странническая, монастырская. Есенинская деревня разнолика и разноголоса: задорные песни «под тальянку» звучат в «Радунице» наряду с духовным стихом «о сладчайшем Исусе», что поют калики перехожие. Несмотря на горькие сетования поэта («Сердце гложет плакучая дума... Ой, не весел ты, край мой родной» — из стих. «Туча кружево в роще связала...», 1915), в книге господствует умильно-благостное настроение, «Спаса кроткого печаль». Сам поэт видит себя в этом мире «захожим богомольцем»; им владеет «голубиный дух от Бога». Стихи «Радуницы» насыщены религиозно-церковной символикой («поля как святцы», «хаты — в ризах образа»), подчас окрашенной в духе народно-языческих верований; само назв. сб-ка восходит к празднику Воскресения мертвых на второй неделе Пасхи. Конечно, это восприятие России как «родины кроткой» сложилось у молодого Е. также не без влияния представлений о религиозной «душе» России, распространенных, в частности, в символистских и околосимволистских кругах. Первый стихотв. сб-к Е. пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью, метафорич. узорчатостью (эти искания в области формы приведут позднее Е. к имажинизму). Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, «местных» слов и выражений, что также составляет одну из особенностей поэтич. стиля Е. 1914—16, характерную и для его прозы. А. А. Измайлов (БВед, 1916, 20 апр.), напр., ставил Е. в вину злоупотребление местными словами в повести о совр. деревне «Яр» (СевЗ, 1916, № 2—5) — самой обширной из прозаич. вещей Е., а рецензент ж. «Семейные вечера» (1917, № 1) причислил автора «Яра» к «этногр.» направлению. В изображении деревни ощутима и традиция народнич. деревенского очерка. Осн. сюжетная

243

линия повести — «социальная» (тяжба крестьян с помещиком и его убийство).

К кон. 1915 относится знакомство Е. с М. Горьким, пытавшимся напечатать в «Летописи» поэму «Марфа Посадница» (запрещена цензурой). В нач. 1916 Е. готовит для Аверьянова сб-к дет. стихов «Зарянка» (впервые опубл. в одноим. сб-ке, М., 1964).

В марте 1916 призван на воен. службу, первоначально — в запасной батальон в Петрограде, затем причислен к Царскосел. полевому воен.-санитарному поезду № 143 им. имп. Александры Фёдоровны (с кон. апр. 1916 до сер. марта 1917). В апр. — июне 1916 дважды выезжал с поездом (в Крым и Киев); был на Юго-Зап. фронте. В июле на концерте для раненых в царско-сел. лазарете читал свои стихи в присутствии императрицы и членов царской семьи. В 1916 стихи Е. появляются в крупнейших периодич. изданиях: газ. «Бирж. вед.», ж. «Весь мир», «Ежемес. журнале» и др. Во 2-й пол. 1916 готовит к печати новый стихотв. сб. «Голубень» (первоначально предполагался к изданию у Аверьянова), одновременно работает над пьесой «Крестьянский пир» (рукопись утрачена).

Иллюстрация:

Слева направо: С. М. Городецкий, Н. А. Клюев, А. М. Ремизов, С. А. Есенин. Рис. А. Д. Топикова. 1915.

В новых стихах Е. 1915—16 уже немало подлинных лирич. шедевров; таковы, напр., его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона — «Не бродить, не мять в кустах багряных» (1916; опубл.: «Земля и воля», 1917, 21 сент.). В целом же в лирике Е. этой поры преобладает тема молитвенной, страннической Руси («Тебе одной плету венок» — ЛПН, 1915, № 12; «Запели тесаные дроги» — Б Вед, 1916, 17 апр., и др.), отмеченная в 1915—16 влиянием блоковских стихов о России и клюевского «избяного» мифа. Однако все отчетливей в его лирике проступают приметы другой — каторжной Руси, по к-рой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» — «Ежемес. журнал», 1916, № 9—10; «Синее небо, цветная дуга», 1916, опубл. в кн.: «Скифы», сб. 1, П., 1917). Лирич. герой Е. — то «нежный отрок», «смиренный инок», — то «грешник», «бродяга и вор», разбойник с кистенем и т. п. («Наша вера не погасла», 1915, опубл.: «Дело народа», 1917, 28 марта; «Разбойник», 1915, опубл. в альм.: «Свирель», [кн.] 3, П., 1917; «Устал я жить в родном краю» — СевЗ, 1916, № 9). Та же противоречивая двойственность определяет собой и образ «нежного хулигана» в стихах Е. периода «Москвы кабацкой» (1924).

В 1916 в Царском Селе Е. сближается с Р. В. Ивановым-Разумником, идеям к-рого (о грядущей «духовной революции» и др.) тогда сочувствовали Блок и А. Белый. «Почвеннические» настроения побуждали Иванова-Разумника к сближению с новокрестьянскими писателями, объединившимися под его эгидой в 1917—18 на страницах сб. «Скифы» и нек-рых левоэсеровских изданий («Знамя труда», «Воля народа» и др.). В февр. 1917 у Иванова-Разумника Е. знакомится с А. Белым, оказавшим на него «громадное личное влияние» (Розанов И., Мое знакомство с Е. — В кн.: Памяти Е., с. 47). «Белый дал мне много в смысле формы», — вспоминал Е. («О себе», 1925, т. 5, с. 230, см. также: Швецова Л., Е. и А. Белый. — ИзвОЛЯ, 1985, № 6). В течение 1917 Е. сближается с левыми эсерами: «Работал с эсерами не как партийный, а как поэт» (автобиография 1923 — т. 5, с. 224). Весной 1917 в редакции газ. «Дело народа» Е. познакомился с секретарем-машинисткой З. Н. Райх (1897—1939), и летом во время совместного путешествия к Белому морю они обвенчались в Вологде. В браке было двое детей: Татьяна (р. 1918) и Константин (1920—86). В 1920 семья распалась, впоследствии Зин. Ник. стала изв. актрисой, женой В. Э. Мейерхольда. События 1917 вызвали резкий перелом в творчестве Е.; поэту казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них воспевает «буйственную Русь» и славит «красное лето», в к-ром ему слышится «волховский звон и Буслаев разгул» («Отчарь»). Однако в понятия «революция» и «свобода» Е., как и др. новокрестьянские поэты, вкладывал прежде всего религ.-нравств. смысл. Почти все его произв. 1917—19 [«Товарищ» («Дело народа», 1917, 26 мая), «Певущий зов» (там же, 1917, 28 июня), «Отчарь» (там же, 1917, 10 сент.), «Октоих» («Знамя труда», 1918, 7 апр.), «Пришествие» (там же, 1918, 24 февр.), «Преображение» (там же, 1918,

244

13 апр.), «Инония» («Наш путь», 1918, № 2), «Иорданская голубица» («Известия», лит. прил. I, 1918, 22 авг.) и др.] носят богоборческий характер. «Тайный спор» с Богом, к-рый вел поэт и раньше, выливается в открытый бунт.

Иллюстрация:

С. А. Есенин, Н. А. Клюев. Фото 1916.

Дерзко разговаривает поэт с Христом и Саваофом («Инония»). Бунтарско-религ. восприятие революции всего яснее проступает в поэме «Товарищ»: Иисус бьется и погибает наравне с рабочими «за волю, за равенство, за труд», вместе с др. жертвами революции ею погребают на Марсовом поле. Это переосмысление (Иисус — товарищ) явно перекликается с финалом блоковской поэмы «Двенадцать». Полностью обновляя свою «мифологию», Е. восстает против всех канонизированных имен, отвергает все традиц. христ. представления и предрекает явление новых святых и праведников — «град Инонию, где живет божество живых». Причем новое «божество» принимало у него облик «коровьего» или «кобыльего» крест. Спаса (ср. в «Инонии»: «Новый на кобыле едет к миру Спас»), а «град Инония» напоминал в целом тот утопич. мужицкий рай, к-рый проповедовал Клюев. Пламя новой России, утверждал Е., рождалось «в мужицких яслях» («Певущий зов»).

С середины 1917 резко обостряются взаимоотношения Е. с Клюевым, что было вызвано как идейными, так и личными причинами. По словам Городецкого, «история их отношений... — тема целой книги» («Е. в восп. ...», т. 1, с. 180). Взаимные упреки и претензии не стирали глубинной связи их мировоззрения, его общих нар., крестьянских, корней и признания друг друга поэтич. величинами. Е. называл Клюева учителем, а в заметке 1925 «О себе» писал: «...Блок и Клюев научили меня лиричности».

Весной 1918 Е. вместе с женой переехал из Петрограда в Москву. В мае 1918 в петрогр. изд-ве «Рев. социализм» выходит в свет «Голубень» — второй сб-к Е., вобравший в себя произв. 1916—17 (рец.: Ник. Р-ий — «Раннее утро», 1918, 27 июня; А. Дерман — «Понедельник „Нар. Слова“», 1918, 8 июля, и др.). В Москве Е. сотрудничает в газ. «Голос трудового крестьянства»; изд-во «Моск. Трудовая Артель Художников Слова» один за другим выпускает его сб-ки: «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Радуница» (2-е изд., доп. стихами 1915—17, 1918), «Голубень» (2-е изд., 1920), здесь же вышла кн. «Ключи Марии» (1919; на т. л. — 1920), к-рую он, по свидетельству Городецкого, «любил и считал для себя важной» («Е. в восп....», т. 1, с. 183). В этом трактате Е. сформулировал свой взгляд на иск-во, его суть и цели, его связь с эстетикой и духовной сущностью рус. нар. творчества (толкование символов рус. «орнаменталистики» Е. отчасти заимствовал у Клюева). Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в кон. 1918 — нач. 1919 (вместе с Е. в группу вошли А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев). В творчестве Е. происходит ощутимый поворот.

Наиболее значит. произв. Е., принесшие ему славу одного из лучших рус. поэтов, созданы в 1920-е гг. Е. все более приближался к пониманию того, что близкая его сердцу деревня — это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует и его поэма «Сорокоуст» (1920; опубл. полн. в сб.: «Имажинисты», М., 1921). Сб-ки «Трерядница» (М., 1920), «Исповедь хулигана» ([б. м.], 1921), «Стихи скандалиста» (Б., 1923), «Москва кабацкая» (Л., 1924), «Русь Советская» (Баку, 1925), «Страна Советская» (Тифлис, 1925), «Персидские мотивы» (М., [1925]) отражали, наряду со стремлением осмыслить процессы, совершавшиеся на его глазах, состояние острого душевного разлада, растущее с годами чувство тоски и обреченности, приблизившее его к самоубийству (за последнее время появились новые — малоубедительные! — версии смерти Е.).

Др. произв.: «У Белой воды» (повесть; впервые — БВед, 1916, 21 авг.), «Ярославны плачут» (статья; «Жен. жизнь», 1915, № 4), «Исус-младенец» (стих.; «Ежемес. журнал», 1916, № 12; отд. изд. — П., [1918]).

Изд.: Собр. стихотворений, т. 1—4, М. — Л., 1926—27 (вступ. ст. А. Воронского); Собр соч., т. 1—5, М., 1961—62; Собр. соч., т. 1—5, М., 1966—68 (оба — вступ. ст. К. Зелинского); Собр. соч., т. 1—6, М., 1977—80 (вступ ст. Ю. Л. Прокушева).

Биогр. мат-лы. Воспоминания: С. А. Есенин. Воспоминания, М. — Л., 1926; Лит. Ростов — памяти Е. Сб. статей, восп. и стих., Р. н/Д., 1926; Виноградская С., Как жил Е., М., 1926; Есенин. Жизнь. Личность. Творчество, М., 1926; Горький, XVII; Мариенгоф А., Роман без вранья, Л., 1927; Грузинов Ив., Е. разговаривает о лит-ре и иск-ве, М., 1927; Наседкин В., Последний год Е. (Из восп.), М., 1927; Эрлих В., Право на песнь, Л., 1930; Рождественский В., С. Есенин. — «Звезда», 1946. № 1 (см. также его кн.: Страницы жизни, 2-е изд., М., 1974); Вержбицкий Н., Встречи с Е., Тб., 1961: Вдовин В. А., Е. на воен. службе. — ФН, 1964, № 1; его же. Два автографа Е. — ВЛ, 1968, № 4; его же, Мат-лы к биографии Е. — ВЛ, 1970, № 7, Шнейдер И., Встречи с Е. Воспоминания, 3-е изд., М., 1974; Восп. о Е., Сб., [М.. 1965] (под ред. Ю. Л. Прокушева); Прокушев Ю., С. Есенин. (Поиски, находки), М., 1968; Заборова Р. Б., Из арх. разысканий о Е. — РЛ, 1970. № 2; Ломан А. П., Земсков В. Ф., Дарств. надписи Е. — РЛ, 1970, № 3; Мануйлов В., О С. Есенине. — «Звезда», 1972, № 2; Ройзман М., Все, что помню о Е., [М., 1973]; Неопубл. письма Г. А. Бениславской [к В. И. Эрлиху], 1924—1926 гг. — В кн.: Белые ночи, Л., 1973 (публ. Н. Панченко); Базанов В. В., Мат-лы к биографии Е. — В кн.: Е. и современность, М., 1975; Есенина А. А., Родное и близкое, 2-е изд., М., 1979; Либединский Ю., Мои встречи с Е. — В его кн.: Избр. произв., т. 2, М., 1980; Е. в переписке современников. — ВЛ, 1980, № 12 (публ. В. Вдовина); «Счастливые дни золотой юности...». (Восп. М. В. Бабенчикова о Е.). — В сб.: ВсП, 2-е изд., в. 4, М., 1987 (публ. С. В. Зыковой), Жизнь Е. Рассказывают современники, М., 1988; Константиновский авсень. (Интервью с А. Д. Панфиловым). — Панфилов А. Д., Есенькины — Ясенины — Сергей Есенин. — «Сов. библиография», 1990, № 1; Дитц В. Ф., Е. в Петрограде — Ленинграде, Л., 1990; Шумихин С., Неизв. автографы. С. Есенин. — «Наше наследие», 1990, № 3; Хлысталов Э., Тайна гостиницы «Англетер». История одного частного расследования. — «Москва», 1989, № 7; его же, Неизвестный Е. — Там же, 1990, № 8; Меликсетян А., На смерть поэта! — «Моск. комсомолец», 1990, 15 авг.

Лит.: Иванов-Разумник Р. В., Поэты и революция. — «Скифы», сб. 2, П., 1918; Львов-Рогачевский В., Поэзия новой России. Поэты полей и гор. окраин, М., 1919; Авраамов А., Воплощение Есенин — Мариенгоф, М., 1921; Коган П. С., Лит. силуэты. С. Есенин. — «Красная новь», 1922, № 3; Троцкий

245

Л., С. Есенин. — В его кн.: Лит-ра и революция, М., 1923; Сиповский В. В., Поэзия народа. Пролет. и крест. лирика наших дней. П., 1923; Воронский А. К., С. Есенин. Лит. портрет. — Об отошедшем. — Из восп. о Е. — В его кн.: Иск-во видеть мир. М., 1987, с. 163—99 (статьи 1924 — 26 гг.); Толстой А., Памяти Е. — «Нов. веч. газ.», 1925, 30 дек.; Лелевич Г., С. Есенин. Его творч. путь. Гомель, 1926; Мирский Д. П., Есенин. — «Воля России», Прага, 1926, № 6—7; Ходасевич В., Есенин. — В его кн.: Некрополь, Париж, 1976; Анненков Ю., Вокруг Е. — «Опыты», Н.-Й., 1954, кн. 3; Забежинский Г., О творчестве и личности Е. — «Мосты», Мюнхен, 1960, № 4; Прокушев Ю., Юность Е., М., 1963; Вдовин В. А., Нек-рые замечания о вступлении Е. в лит-ру. — ФН, 1965, № 2; его же, Е. и лит. группа «Краса». — ФН, 1968, № 5; Е. и рус. поэзия. Сб. статей, Л., 1967; Наумов Е., С. Есенин. Личность. Творчество. Эпоха, Л., 1969; [2-е изд.], Л., 1973; Коржан В. В., Е. и нар. поэзия, Л., 1969; Жаворонков А. З., Е. и рус. писатели XIX—XX вв. — «Уч. зап. Кировского гос. пед. ин-та», 1971, в. 49; Марченко А. М., Поэтич. мир Е., М., 1972; 2-е изд., М.. 1989; Уманская Е., Е. и лит. движение. (1915—1923 гг.), М., 1972 (Дис.); Киреева А., А. Блок и Е. (К проблеме лит. преемственности). — В кн.: Проблемы идейно-худож. ценностей, Саратов, 1975: С. Есенин. Проблемы творчества. Сб. статей, [в. 1]—2, М., 1978—85; С. А. Есенин. Эволюция творчества. Мастерство. [Сб. статей], Рязань, 1979; Базанов В. Г., Разрушение легенды. — РЛ, 1980, № 3, его же, Е. и крестьян. Россия, Л., 1982; Харчевников В. И., Е. и нар. тема в поэзии нач. XX в. — РЛ, 1981, № 2; С. А. Есенин. Творч. индивидуальность. Худож. мир, Рязань, 1982 (библ. с. 191—209); С. А. Есенин. Поэзия. Творч. связи. Межвузов, сб. науч. трудовб Рязань, 1984; Гиривенко А. Н., К истории восприятия поэзии Е. в Англии и США. — «Филол. науки», 1985, № 6; В мире Е. Сб. статей, М., 1986; Е. в Грузии. «Товарищи по чувствам, по перу...», [Сб.], Тб., 1986; Творчество Е. и совр. есениноведение. Межвузов, сб. науч. трудов, Рязань, 1987; Graff F. de, Serge Ésénine (1895—1925). Sa via et son œuvre, Leyden, 1933; Laffite S., Serge Essenine, [P., 1959]; Auras C., Sergeij Esenin. Bilder- und Symbolwelt, Münch., 1965; Mc Vay G., S. A. Esenin in England and North America. A review article. — In: «Russian Literature Triquarterly», 1974, № 8; Idem, Esenin. A life, Ann Arbor, 1976. ♦ Карпов Е. Л., С. А. Есенин. Библ. справочник, 2-е изд., М., 1972 (с краткими аннотациями); Е. и Грузия. Рекомендат. ук. лит-ры, Тб., 1985; Рус. сов. поэты, т. 8; Розенфельд Б. И., Е. и музыка. [Справочник], М., 1988.

Архивы: ЦГАЛИ, ф. 190; ИМЛИ, ф. 32; ГБЛ, ф. 393; ГПБ, ф. 276; ГЛМ, ф. 4 (архив Е. и С. А. Есениной-Толстой).                  

К. М. Азадовский.