897

ЕСЕ́НИН, Сергей Александрович [21.IX(3.X).1895, с. Константиново Кузьминской вол. Рязанской губ. (ныне с. Есенино Рыбновского р-на Рязанской обл.), — в ночь с 27 на 28.XII.1925, Ленинград, похоронен в Москве] — рус. сов. поэт. Род. в крест. семье. В 1909 окончил Константиновское земское училище и поступил в учит. школу в Спас-Клепиках. В 1912 после окончания школы Е. едет в Москву, работает здесь в конторе у купца, корректором в типографии, участвует в Суриковском лит.-муз. кружке, учится в Нар. ун-те А. Л. Шанявского. С нач. 1914 в моск. журналах появляются стихи Е. В марте 1915 он переезжает в Петроград. Знакомится с А. Блоком, сразу же оценившим его талант, с С. Городецким, сближается с Н. Клюевым. В 1916 появляется первый сб. стихов Е. «Радуница». Поэт попадает в великосветские салоны, в круг Д. Мережковского, З. Гиппиус. В 1916 Е. призывают на воен. службу. После Февральской революции он уходит из армии, участвует в боевой дружине левых эсеров. Октябрьскую революцию Е. принял радостно, но по-своему, по его выражению — «с крестьянским уклоном». Много ездил — побывал в Мурманске, Архангельске, киргизских степях, на Украине, в Крыму. Сблизился с литераторами из группы «Скифы» — Р. Ивановым-Разумником, А. Белым. С 1919 Е. — участник группы имажинистов (см. Имажинизм), но в дальнейшем постепенно отходит и от «скифов» и от имажинизма. В 1922—23 вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан Е. предпринял длит. заграничное путешествие по Германии, Франции, Бельгии, Италии: четыре месяца пробыл в США. В 1924—25 совершил поездки по Закавказью. В болезненном состоянии покончил жизнь самоубийством.

Уж в ранних стихах Е. проявилось обостренное чувство природы, умение выражать «неизреченную» красоту полей, горячую любовь к крест. Руси. Благостны, идилличны настроения поэта, но сквозит в его стихах и ощущение тревоги, ожидания. В трудных, переломных условиях поэзия Е. эстетически защищала

Иллюстрация:

Дом Есениных в селе Константиново.

898

и утверждала большую человечность и красоту нар. жизни. Поэту неведомы еще новые идеалы, всколыхнувшие широкие массы крестьянства. Сфера его ощущений сужена; вся область социальных отношений остается за порогом его поэзии. Стихи этих лет — во многом тоскливая элегия о том, что уже отжило свой век (сб-ки «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все — в 1918). Революция ознаменовала поворот в творчестве Е. — помогла ему преодолеть патриарх. иллюзии, религиозно-мистич. настроения, народнич. заблуждения. Но он не сразу понял и прочувствовал подлинные пути социалистич. Руси, не сразу и не до конца принял их. В «Товарище» (1917) Е. воспел революц. борьбу рабочих. В «Небесном барабанщике» (1918), «Иорданской голубице» (1918) поэт ясно высказал свои симпатии к новому. В то же время ему казалось, что революция призвана создать утопич. патриарх. «мужицкий рай» — эти взгляды особенно ощутимы в «Инонии» (1918). Ранние поэмы Е. напоены воздухом эпохи, ломающей старое. В них отражены мотивы протеста, богоборчества, ощущение нарождающегося нового. Замысловаты и архаичны образы, ошибочны нек-рые устремления поэта, но стихи его, несомненно, по-своему отражают ломку, происходящую в стране. В позднейших стихах будущее представляется ему как бездумное царство машинной техники, подавляющей все живое. В последующие годы усилились богемные настроения поэта. Цикл «Москва кабацкая» (1921—24) — свидетельство душевного спада, серьезного творч. кризиса. Е. высказывает неверие в силы революции, рисует образы деклассированных, социально опустошенных людей (сб-ки «Москва кабацкая», «Стихи», оба — 1924). Нек-рые стихи этого периода дали повод к появлению термина «есенинщина», обозначающего упадочничество, богемно-пессимистич. отношение к миру, поэтизацию озорства и хулиганства. Передовая критика тех лет стремилась отделить Е. от «есенинщины».

Иллюстрация:

«Собрание стихов и поэм» (1922). Обложка.

1924—25 годы знаменуют собой новый подъем творчества Е. Он проникается идеями коммунистич. строительства, все больше склоняется к реализму (сб-ки «О России и Революции», «Русь советская», оба — 1925). Разрыв Е. со старым миром особенно ярко выразился в попытках воссоздать лирич. средствами образ В. И. Ленина, а также в произв. 1924 — «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Ответ», «Стансы». Е. воспел подвиг бакинских комиссаров в «Балладе о двадцати шести» (1924). В поэме «Анна Снегина» (1925) дал широкую картину революции на селе, создал яркие образы борцов за новую жизнь. Уже в драматич. поэме «Пугачев» (1921) проявилось понимание социальных сил истории, осознание роли и прав трудового крестьянства. Однако в поэме «Анна Снегина» Е. достигает несравненно большей реалистич. глубины, подлинного историзма. Пафосом социального возмездия, верой в победу трудового народа пронизана «Песнь о великом походе» (1924). Особое место в творчестве Е. занимают «Персидские мотивы» (1924—1925) — цикл стихов о большой и вдохновенной

899

Иллюстрация:

Собрание стихотворений (М. —Л., 1926). Обложка Б. Б. Титова.

любви, о душевном просветлении, о нежной любви к родине. И все же до последней минуты поэта не покидают ущербные настроения, смятенность чувств. Он до конца остается противоречивым, двойственным (поэма «Черный человек», 1925, предсмертные стихи).

Худож. проза Е. — повесть «Яр» (1916), рассказ «Бобыль и Дружок» (1917) — самостоят. значения не имеет. Интересен очерк «Железный Миргород» (1923), отразивший впечатления поэта о США. В статье «Ключи Марии» (1918) сказался интерес Е. к мифологии, заметно влияние символизма и имажинизма. Отрывок «Быт и искусство» (1921) из незаконч. кн. «Словесные орнаменты» свидетельствует об эволюции взглядов Е., о его критич. отношении к имажинизму. «Собратьям моим кажется, — писал поэт, — что искусство существует только как искусство. Вне всяких влияний жизни и ее уклада... Собратья мои увлеклись зрительной фигуральностью словесной формы, им кажется, что слова и образ это уже все. Но да простят мне мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком несерьезный...» (Собр. соч., т. 5, 1962, с. 55).

Ранняя дореволюц. поэзия Е. по своим изобразит. средствам близка к народно-песенной традиции. Сквозь романтич. оболочку стиха проступает конкретная основа, образ идет обычно от прямого зрительного ощущения. Хотя и в эту пору у Е. встречаются архаизмы, религ. символика, но они не имеют решающего значения. В дальнейшем под влиянием реакц. лит. тенденций заметно меняется поэтика Е. Образы теряют первоначальную предметность, становясь все более абстрактными, утяжеляется и усложняется символика; непосредств. чувство, лиризм уступают место риторич. пафосу («Инония» и др.). Поэтика имажинизма с его лозунгами «образ как самоцель», «победа образа над смыслом и освобождение слова от содержания» не оказала серьезного влияния на Е., но и не прошла для него бесследно («Кобыльи корабли»). В пору расцвета творчества, в произв. 1924—25, поэзия Е. снова обретает спокойную простоту, ясные реалистич. формы, органич. образы. Появляется интерес к эпич. повествованию и одновременно усиливается лирич. начало. Стих становится особенно емким, наполняется драматизмом, приобретает особую пластичность и песенность, пронзительную интонационную силу. Е. — тонкий лирик, умеющий чутко передавать состояние души, поэзию чувства и природы. Его крупный реалистич. талант,

Иллюстрация:

«Избранные произведения» (Л., 1957). Илл. А. Утина.

900

связанный с нар. жизнью, сквозь все заблуждения и предрассудки, сквозь туман патриархально-крест. иллюзий прорывается к свету, к правде революции. Лучшие произв. Е. входят в золотой фонд сов. поэзии. Мн. из них переведены на языки народов СССР и народов мира.

Соч.: Собр. стихотворений. [Вступ. ст. А. Воронского], т. 1—4, М.—Л., 1926—27; Соч. [Вступ. ст. К. Зелинского], т. 1—2, М., 1955; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. А. Дымшица], Л., 1956; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. С. Гайсарьяна], Л., 1960; Собр. соч. [Вступ. ст. К. Зелинского], т. 1—5, М., 1961—62.

Лит.: Памятка о Сергее Есенине, М., 1926; Розанов И., Есенин о себе и других, М., 1926; Сергей Александрович Есенин. Воспоминания, М.—Л., 1926; Виноградская С., Как жил Есенин, М., 1926; Грузинов И., Есенин разговаривает о лит-ре и иск-ве, М., 1927; Горький М., Сергей Есенин, в его кн.: Воспоминания. Заметки, М., 1933; Маяковский В., Как делать стихи, М., 1927; [Фурманов Д.], С. Есенин. Лит. записи, «Вопр. лит-ры», 1957, № 5; Прокушев Ю., Сергей Есенин, альм. «Лит. Рязань», 1955, № 1; его же, Родина и революция в творчестве Есенина, там же, 1957, № 2; его же, Сергей Есенин, М., 1958; его же. Юность Есенина, М., 1963; Эвентов И., Сергей Есенин, Л., 1957; Щеглов М., Есенин в наши дни, в его кн.: Литературно-критич. статьи, М., 1958; История рус. сов. лит-ры, т. 1, М., 1958; Кулинич А., Сергей Есенин. Критико-биографич. очерк, К., 1959; Перцов В., Сергей Есенин, в его кн.: Писатель и новая действительность, М., 1958; Наумов Е., Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Л., 1960; Эренбург И., Люди, годы, жизнь, «Новый мир», 1961, № 2; Зелинский К., Есенин, в его кн.: На рубеже двух эпох. Лит. встречи, 1917—1920, 2 изд., М., 1962; Паперный З., Роща Золотая (Сергей Есенин), в его кн.: Самое трудное, М., 1963; Юшин П. Ф., Поэзия Сергея Есенина, «Вест. Моск. ун-та. Сер. филол., журналистика», 1963, № 1; Есенина А., Брат мой Сергей Есенин, «Простор», 1963, № 9; Рыленков Н., Становление большого поэта, «Звезда», 1963, № 9.

С. З. Гайсарьян.