538

ЕСЕ́НИН, Сергей Александрович (1895—1925) — русский советский поэт. Родился в дер. Константинове (ныне Есенино) Рязанской обл. Родители — крестьяне-бедняки. Воспитывался в семье зажиточного деда, старообрядца. Писать стихи Е. начал с 14 лет. Его первый сборник «Радуница» появился в 1916. Е. входил в группу поэтов-имажинистов (см. Имажинизм). В ранних стихах Е. созданы идиллические образы старой сельской Руси, картины родной природы, навеянные крестьянскими песнями А. В. Кольцова; поэт воспевает «добрых молодцев», «родных силачей». В то же время тяжесть крестьянского труда, острота социальных противоречий не нашли отражения в лирике Е. После Великой Октябрьской социалистической революции поэт сумел в нек-рых произведениях выразить чувства победившего народа, его ненависть к врагам, к белогвардейщине (поэма «Небесный барабанщик», 1918), глубокое уважение к героям революции и её вождю В. И. Ленину («Баллада о 26», 1924, «Капитан земли», 1925), чувство гордости за свою обновлённую родину («Русь советская», 1924). В одном из лучших своих произведений — поэме «Анна Снегина» (1925) Е. даёт зарисовки деревни, разбуженной революцией. Однако в поэме «Сорокоуст» (1920) революционное обновление России изображено в виде «железного гостя», к-рый пришёл разрушить «мирную идиллию» старой деревни. Крушение иллюзий о мелкособственническом «мужицком рае», неумение освободиться от реакционно-мещанских представлений породили настроения т. н. «есенинщины» — пессимизма, отчаяния, богемщины (циклы «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», 1924). Е. покончил жизнь самоубийством. Его богемные стихи, подхваченные в годы нэпа неустойчивой, мелкобуржуазной частью молодёжи, вызвали отпор со стороны партийной печати. Против «есенинщины» выступал В. В. Маяковский.

539

В лирике Е., впитавшей многие традиции русской поэтич. культуры, нашла воплощение любовь поэта к своей родине, к русской природе. Тема России проходит через всё творчество Е., лежит в основе его лучших произведений. М. Горький писал в очерке «Сергей Есенин», что его стихи «размашистые, яркие, удивительно сердечные» (Собр. соч., т. 17, 1952, стр. 60). Лирические стихи Е. отличаются ясностью и чистотой формы (цикл «Персидские мотивы», 1924—25), дышат подкупающей искренностью и силой чувства (напр., «Памяти Ширяевца», «Не жалею, не зову, не плачу» и др.).

Соч. Е.: Собрание стихотворений, т. 1—4, 2 изд. М.—Л., 1926—28; Стихотворения, Л., 1940 (Б-ка поэта. Малая серия); Избранное, М., 1946.