- 121 -
1911
Январь, не позже 9. Есенин приезжает из Константинова в Спас-Клепики для продолжения учебы во второклассной учительской школе.
Граница события устанавливается по соответствующим правилам для учительских школ (см., напр.: не ранее 21 дек. 1910).
Январь, после 9 — Февраль. Есенин продолжает учебу в школе. После занятий и по выходным дням участвует вместе с другими учениками в зимних забавах, катается на коньках и лыжах.
«За школьной усадьбой протекала маленькая речка Совка, и наши ученики зимой устраивали на ней каток. Есенин любил кататься. Как только кончались уроки, он направлялся на каток и там оставался до ночи, пропускал обед, чай — все забывал».
Е. М. Хитров — Восп., 1, 141.
Как вспомнит позднее Г. Л. Черняев, «возле города тогда была березовая роща. Сюда мы часто ходили читать и мечтать. <...> Бывало, на коньках по льду уходили километров на 20, вплоть до Евлева. Зимой <Есенин> часто катался на лыжах».
Прокушев-63, 71.
Январь, 24. Есенин пишет стихотворение «Как я вспомню теперь...».
Есенин, VII (2), 10, 34.
См. Приложение.
Январь, 25. Есениным написано стихотворение «Восход солнца».
Есенин, IV, 17; Есенин, VII (2), 38.
Январь, после 25. Закончив заполнять одну из тетрадей текстами своих стихотворений (см.: 2, 4, 8 дек. 1910; 24 и 25 янв. 1911), Есенин отдает ее для критической оценки своему другу Г. А. Панфилову.
Просматривая есенинские стихи, Панфилов поправляет в них отдельные строки, а некоторые свои замечания и оценки записывает рядом с автографами друга-поэта.
Есенин, VII (2), 59.
Например, о «Наступлении весны» Панфилов пишет: «Недостаточно обработаны последние строки. Остальное всё хорошо»; об «Осени» замечает: «Хорошо. Главная сила заключается в простоте и ясности выражения». Очень высока оценка им «Зимы»: «Это стихотворение порядочного, должно быть, поэта. Слог близко приближается к Пушкинскому».
Есенин, VII (2), 59.
Ознакомившись с пометами Панфилова, Есенин пишет на последней странице тетради (под автографом стихотворения «Восход солнца»), обращаясь к другу: «Я замечаю в тебе оттенки критика и думаю, что не ошибаюсь. Да, поэзия может с ранних лет проявляться. Но критика дело иное. Хотя в тебе и почти незаметно критика, но чтобы узнать в тебе его
- 122 -
<окончание записи не сохранилось>», — и оставляет тетрадь у Панфилова.
Есенин, VII (2), 58.
Тексты остальных стихотворений, записанных Есениным в эту тетрадь, до сих пор недоступны исследователям (Есенин, VII (2), 59).
Февраль, 18—19. Есенин вместе с другими учащимися второклассной учительской школы принимает участие в богослужениях в связи с 50-летием освобождения крестьян от крепостной зависимости.
События определяются и датируются на основе определения Святейшего Синода от 8 янв. 1911 г. за № 68, которое во многом позволяет определить как содержание праздничных мероприятий, так и те книги, которые были получены Спас-Клепиковской второклассной школой в связи с этим юбилеем:
«Святейший Синод, согласно заключению Училищного при оном Совета, определяет: 1) поручить епархиальным училищным советам и уездным отделениям сделать распоряжение о том, чтобы учащие и учащиеся церковных школ присутствовали 19-го февраля при богослужении, вечернем — накануне и утреннем — в день празднования; 2) чтобы для учащихся были устроены в этот день чтения по имеющей быть разосланной Училищным Советом при Святейшем Синоде во все школы брошюре: „К пятидесятилетию освобождения крестьян от крепостной зависимости“, где окажется возможным, с туманными картинами; <...> 4) поручить Издательской Комиссии приобрести в число собственных изданий Училищного Совета составленное архимандритом Макарием (Гневушевым) рукописное сочинение под заглавием: „Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости“, и, затем, отпечатать это сочинение <...> и по отпечатании разослать оное в количестве 9.500 экземпляров, в виде бесплатного приложения к журналу „Народное Образование“».
ЦВ, 1911, № 3, с. 9.
Март, 16. Рождение у Татьяны Федоровны и Александра Никитича Есениных дочери — сестры Есенина.
См. след. запись.
Март, 17. Сестру Есенина нарекают Александрой.
ГАРО, архив ЗАГСа.
См. Приложение.
Март, 18. Умирает от кровоизлияния в мозг константиновский помещик И. П. Кулаков. Перед смертью его исповедует и приобщает священник Иоанн Смирнов.
ГАРО, архив ЗАГСа.
«На опушке леса, на крутом песчаном берегу старицы, отделяющей луга от леса, стоял еще небольшой хутор, также принадлежавший Кулакову. Этот хутор назывался Яр. Он послужил названием повести Сергея.
После смерти Кулакова принадлежавший ему хутор Яр и леса, протянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, достались в наследство его сыну, а имение на селе и заливные луга — дочери Л. И. Кашиной».
А. А. Есенина — Восп., 1, 58—59.
- 123 -
«Кулаков, — говорила Прасковья Акимовна Минакова, — записал за Борисом Ивановичем <сыном> лес, а за Лидией Ивановной луга. <...>».
Панфилов, 2, 140.
Черты И. П. Кулакова отразились в образе помещика Бориса Петровича в повести Есенина «Яр» (см. также: Есенин, V, 361; Гаврилов И. Н. Обоснования к созданию Есенинского мемориального комплекса на территории Рязанской области // С. А. Есенин: Эволюция творчества, мастерство. Рязань, 1979, ч. 2, с. 143).
Март, 21. Похороны Ивана Петровича Кулакова — «потомственного почетного гражданина и разных орденов кавалера».
Погребен на кладбище села Константинова в ограде церкви согласно разрешению Епископа Рязанского и Зарайского Никодима. Совершал погребение священник Иоанн Смирнов с диаконом Трофимом Успенским и псаломщиком Александром Цветковым.
ГАРО, архив ЗАГСа.
Март, до 31. Есенин пишет стихотворения «Ночь» («Тихо дремлет река...»), «К покойнику», «Другу», «Сосна и река».
Граница событий определяется по местонахождению списков этих стихотворений, сделанных Г. А. Панфиловым в его тетради: принято во внимание, что у произведений других авторов, списки которых идут непосредственно за списками перечисленных стихов Есенина, проставлены даты первой декады апреля 1911 г. (частное собрание, г. Москва).
В эту же тетрадь Г. А. Панфиловым вписаны стихотворения «Мечтания» и «Пускай хулят, бранят Россию...». Можно предположить, что их автором является Есенин.
Есенин, VII (2), 36—37.
Апрель, 1. Начало пасхальных каникул в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе.
На каникулы Есенин приезжает в Константиново.
Апрель, не позже 20. По окончании каникул возвращается в Спас-Клепики для продолжения учебы.
Май, после 26 — Июнь, до 15. Есенин успешно выдерживает переводные испытания и заканчивает второе отделение второклассной учительской школы.
В течение года Есенин занимался: законом Божиим и общей церковной историей — по 4 часа еженедельно (занятия по этим предметам вел священник), церковным пением — по 4 часа, русским языком (этот предмет вел Е. М. Хитров) — по 5 часов, церковно-славянским языком — по 1 часу, отечественной историей церковной и гражданской — по 3 часа, географией с сообщением сведений о предметах и явлениях природы — по 3 часа, арифметикой, геометрическим черчением и рисованием — по 4 часа. Возможно, проводились и другие занятия.
ЦВ, 1902, № 50, 14 дек., офиц. отд., с. 381.
Фотографируется вместе с Г. Панфиловым среди учащихся третьего (выпускного) отделения Спас-Клепиковской школы.
Есенин, VII (3), [116], фото № 2, 206.
См. Приложение.
- 124 -
Май, конец (?). Есенин отправляет письмо К. П. Воронцову.
Он, в частности, пишет: «Скоро уже июнь, а я все еще томлюсь в этой тюрьме <т. е. школе> и не дождусь, когда распустят».
Есенин, VII (3), 27.
Остальной текст письма неизвестен.
Июнь, не ранее 15. Есенин выезжает на летние каникулы в Константиново.
Граница события определяется соответствующими правилами для типа школ, в одной из которых учился Есенин (см., напр.: не ранее 15 июня 1910).
Июнь, около 20 (?). Г. А. Панфилов отправляет из Спас-Клепиков письмо Есенину (не сохранилось).
Поздравляет друга (по-видимому, с успешной сдачей переводных экзаменов). Рассказывает о событиях, связанных с их общими знакомыми и соучениками по школе Епифановым, Тирановым, Калабуховым, Яковлевым (в частности, об «их гулянье»).
Есенин, VI, 7.
Сведения о письме и его содержании извлечены из ответного письма Есенина (см.: после 20 июня).
Июнь, не позже 20. Есенин правит написанное им ранее стихотворение «Душою юного поэта...».
«<...> в стих<отворении> «Душою юного поэта...» последнюю строфу заменил так:
Ты на молитву мне ответь,
В которой я тебя прошу.
Я буду песни тебе петь,
Тебя в стихах провозглашу».Есенин, VI, 8.
Судя по данному отрывку из письма Есенина Панфилову, тот был знаком с первым вариантом стихотворения, т. е. оно было написано в Спас-Клепиках во время учебы Есенина во второклассной учительской школе. В письме же другу Есенин дает только то четверостишие, в текст которого внес изменения.
Полный текст стихотворения неизвестен.
Граница события указывается с учетом след. записи.
См. также: Есенин, VII (3), 15.
Июнь, после 20. Письмо Есенина Г. А. Панфилову — первое из известных в настоящее время писем поэта.
«Дорогой друг! — пишет Есенин. — Спешу уведомить тебя, что письмо я твое получил, за которое благодарю...». Выразив сожаление, что им не удалось поговорить перед его отъездом в Константиново, продолжает: «...но что делать. Я поспешил скорее убраться из этого ада <т. е. общежития учащихся Спас-Клепиковской школы>, потому что я боялся за свою башку». Дает нелестные характеристики некоторым соученикам по школе — Епифанову, Тиранову, Калабухову, Яковлеву. Делится новостями: «У нас <на р. Оке возле с. Кузьминское> делают шлюза, наехало множество инженеров, наши мужики и ребята работают. <...> Уже почти сделали половину...». Сетует: «Книг у меня мало есть, они все прочитаны
- 125 -
и больше нет. У Митьки <Д. Е. Демидова, земляка и сверстника Есенина> я которые взял, осталось читать только книг восемь». Просит адресата: «Дай мне, пожалуйста, адрес от какой-либо газеты и посоветуй, куда посылать стихи. Я уже их списал. Некоторые уничтожил <в т. ч. «Наступление весны» — см.: 1 дек. 1910>, некоторые <в т. ч. «Душою юного поэта» — см.: не позже 20 июня 1911> переправил. <...> Друг, посоветуй куда. Я моментально отошлю. Пырикову <речь идет об однокласснике Панфилова, знакомом Есенину> передай поклон от меня. <...> Остаюсь любящий тебя друг Есенин».
Есенин, VI, 7—8.
Граница датировки устанавливается с учетом сведений из следующего письма Есенина другу (см.: 7 июля 1911).
На это письмо Панфилов не ответил (см.: 7 июля 1911).
Июнь, конец. Есенин приезжает в Москву, где находится неделю.
Сведения о событии см. след. запись.
Июль, не позже 6. Есенин возвращается в родное село. Обращает на себя внимание как вегетарианец и последователь Л. Н. Толстого.
«Я был в Москве одну неделю, — напишет он Г. А. Панфилову, — потом уехал. Мне в Москве хотелось и побыть больше, да домашние обстоятельства не позволили. Купил себе книг штук 25. 10 книг отдал Митьке, 5 Клавдию. Я очень рад, что он взял. Остальные взяли гимназистки у нас здесь в селе. И у меня нет ничего».
Есенин, VI, 8.
«В 1911 и 1912-м году он проявлял себя как рьяный вегетарианец и толстовец. <...> Его общественные убеждения до 1913 года заключали в себе значительную дозу толстовства с его преклонением перед образом русского крестьянина».
Сардановский, л. 3.
Ср. также: «Будучи мальчиком вполне красивым, говорил мне, что наружности он не придает значения (в то время он был под полным впечатлением идей Л. Н. Толстого). Несколько позже признался, что наружность для человека вещь немаловажная».
Там же, л. 8.
Июль, 7. Есенин отправляет письмо Г. А. Панфилову.
Укоряет адресата: «...ты говорил, что будем иметь переписку, а потом вдруг на мое письмо не отвечаешь». Сообщает текущие новости: «У нас все уехали на сенокос. Я дома. Читать нечего, играю в крокет. Немного сделал делов по домашности». Извещает о своем недельном пребывании в Москве.
Есенин, VI, 8—9. См. также предыд. запись.
Июль, после 7 — Август, конец и (или) Декабрь, после 22 — 1912, январь, до 7. В эти периоды Есенин, возможно, пишет Г. А. Панфилову (письма не сохранились).
Есенин, VII (3), 28.
Рамки событий указываются предположительно с учетом того времени, когда Есенин выезжал из Спас-Клепиков, где постоянно жил адресат, в родное село Константиново на каникулы.
См. также: после 17 марта — до 4 апр. 1912 и (или) после 15 июня — вторая декада июля 1912.
- 126 -
Июль, конец (?) — август (?). Есенин пишет и отправляет своему земляку Н. А. Гришину письмо в стихах («Я слыхал про вас премного...»).
Стихотворение записано А. Д. Панфиловым со слов В. С. Гришиной, урожденной Ефремовой, землячки Есенина. Она рассказывала:
«Шестнадцати лет <...> вышла я замуж в деревню Иванчино из Константинова. Муж, Гришин Николай Акимович, меня брал по любви. Но прошло немного времени, муж изменился, пристрастился к картам, выпивкам, стал уходить из дома, оставлять меня одну. Я сильно переживала. Однажды вечером <...> приходит девочка, приносит письмо <...>. Адресовано Николаю Гришину <...>. Письмо было написано стихами. Я много его читала, запомнила:
Я слыхал про вас премного,
Ужаснулся от того,
Вы жену забыли скоро,
Да, я знаю кой-чего!Вы совсем ее забыли,
Перестав ее любить.
А какой вы прежде были,
Перестаньте так-то жить!Вы, играя в карты страшно,
Проиграетесь ужасно,
И костюм, жилет прекрасный
Полетят тогда в кабак.Подписано было так: „Нинесе“».
Позже Варвара Степановна узнала от своей сестры, что «это Сережа Есенин письмо прислал. Он приезжал на каникулы из Спас-Клепиков и спросил меня про твое житье. Я ему все рассказала, и он тут же, при мне, написал твоему мужу».
«А я все думала, — продолжала Варвара Степановна, — Есенин писал, почему же он тогда „Нинесе“ расписался? Только потом догадалась: „Нинесе“-то ведь это „Есенин“ наоборот.
После письма муж остепенился на какое-то время <...>, а потом за старое принялся, и в 1915 году мы с ним разошлись».
Панфилов А. Нинесе. Поиски. Исследования. Находки. М., 1990, с. 126; Есенин, IV, 488.
Август, конец. Есенин выезжает из Константинова в Спас-Клепики.
Сентябрь, 1. Начинает учебу в последнем отделении второклассной учительской школы.
Граница события определяется соответствующими правилами для типа школ, в одной из которых учился Есенин (см., напр.: 1 сент. 1909).
Сентябрь — 1912, май, до 26. Есенин учится на третьем отделении Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. Наибольший интерес по-прежнему проявляет к русской литературе.
По словам М. Н. Молчанова, поступившего в школу именно в 1911 г., занятия шли «до 2 часов. В 9 часов утра чай, с 9-30 уроки, в 11 большая перемена. завтрак 11-30, уроки до 14, обед, до 16 отдых, с 16 собирались в классах, чтобы выполнить домашнее задание, в 20 ужин, до 22 свободное время».
М. Н. Молчанов — ГМЗЕ. В свободном изложении см.: Чистяков Н. Королева у плетня. <Орехово-Зуево>, 1996, с. 80.
- 127 -
«На стенах в классах висели таблицы орфографические и арифметические. <...>
Были таблицы на римские цифры, церковные обозначения цифр — буквами, таблицы на склонения, спряжения. В коридорах и классах висели иконы, картины, портреты.
Девочки учились в том же здании, в каменном, внизу. Называлась школа „женская образцовая“. <...>
Изучали размеры стиха, двусложные, трехсложные. Помню, разбирали стихотворение Некрасова „Размышления у парадного подъезда“, анализировали слог поэтический.
Знали церковнославянское склонение, спряжение.
Писали обычными деревянными ручками с перьями, чернильницы были — непроливайки».
П. И. Проскуряков — ГМЗЕ; сокращенные в рукописи слова приведены полностью.
Согласно «Правилам для второклассной школы», «наряду с приготовлением уроков, учащимся задаются сочинения на известные сроки. Совет школы определяет, по каким предметам, на какие сроки и в каком количестве в течение учебного года должны быть даны сочинения».
ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303.
См. в Приложении фрагменты ученических сочинений Г. Панфилова «Отличие сказки от былины» и «Передача теплоты посредством лучей».
Как вспоминал Е. М. Хитров, в школе «было в обычае сначала задавать ученикам для прочтения те или иные литературные произведения, а потом прочитывать те же произведения самому в классе. Так я делал и с большими произведениями, вроде „Евгения Онегина“, „Бориса Годунова“ и пр. Читал я в течение нескольких часов и всегда почти все произведение целиком. Ребята очень любили такое чтение и часто просили меня об этом. Но думаю, не было такого жадного слушателя у меня, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят глаза и потянутся слезы в печальных местах, первый расхохочется при смешном. Сам я в особенности любил Пушкина. Пушкиным больше всего занимался с учениками, читал его, разбирал и рекомендовал как лучшего учителя в литературе, Есенин полюбил Пушкина».
Прокушев-63, 71.
«Приходил он к нам <Хитровым> домой порой даже без спроса, благо наша семья жила в школьном здании. Приносил стихи, читал их отцу».
А. Е. Хитров — Прокушев-63, 78.
«Один раз мы, беседуя о литературе, решили провести вечер в школе с постановкой небольшой пьески. Это дело устроить взялся Есенин. Он попросил Хитрова разрешить нам этот вечер и дать возможность к нему подготовиться. Вечер прошел весело».
А. Н. Чернов — Прокушев-63, 72.
«По вечерам ученики собирались обычно в одной из комнат интерната. Завязывались беседы о прочитанных книгах, обсуждались стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, а потом кто-либо читал свои стихи. Чаще всего это бывал Есенин.
Порой между учениками вспыхивали жаркие споры. При этом наиболее активных спорщиков называли именами писателей и критиков: Есенина — Пушкин, Смирнова — Белинский, Тиранова — Чернышевский».
Я. А. Трепалин — Прокушев-63, 66.
«Сережа Есенин <...> был излишне самолюбив, а последнее его приводило иногда к ругани с товарищами. За ругань и проказы его в школе прозвали „Пастушком“.
- 128 -
Так осенью в 1911 году в один из праздничных дней Есенин опоздал на ужин, сильно проголодался и поспорил с товарищами, что он в состоянии съесть пять булок. Когда ему принесли булки, он смог съесть лишь полторы булки. Чтобы утрясти пищу и больше съесть, Есенин бегал вокруг школы около часа и съел еще полбулки. После чего товарищи только посмеялись над ним, не взяв с него проспоренных денег».
Знышев В. В. Воспоминания о Сергее Есенине. Рукопись. ГМЗЕ.
Есенин проходит практику в Спас-Клепиковской образцовой школе.
«Когда я учился в начальной школе, ежедневно, под руководством Хитрова Е. М., Гусева В. А. приходили в классы к нам выпускники, среди них был Есенин.
Приходил поп Агрономов Павел Иванович.
Читали молитву, потом два урока вели у нас выпускники.
У них была практика.
Также ежедневно один из выпускников (по очереди) оставался в начальных классах до конца уроков».
П. И. Проскуряков — ГМЗЕ.
Есенин более серьезно, чем прежде, относится к своим поэтическим произведениям. Больше пишет. Чаще показывает стихи учителям и учащимся Спас-Клепиковской второклассной учительской школы.
«Наиболее сознательно Есенин начал писать стихи в 1911—1912 годах — в последний год пребывания в школе. Стихи он писал коротенькие, легко и быстро.
Об увлечении Есенина поэзией знали учителя и учащиеся, но серьезного значения этому не придавали. <...> А во время ругани школьники обращались к нему с такой иронией:
А ну, Сережка пастушок,
Напиши-ка нам стишок.<...> Все свои стихотворения Есенин сперва читал товарищам, а потом шел к учителю Хитрову, который любил Есенина и всегда ему помогал, когда последний обращался к нему.
Наиболее серьезные стихотворения, прежде чем идти к Хитрову, Есенин читал не только нам, но и другим учителям, чтобы узнать их мнение».
Знышев В. В. Воспоминания о Сергее Есенине. Рукопись. ГМЗЕ.
«За время учебы Сережа Есенин много читал литературы, писал стихи. Смотришь, бывало, все сидят в классе вечером и усиленно готовят уроки, буквально их зубрят, а Сережа где-либо в уголочке класса сидит, грызет свой карандаш и строчку за строчкой сочиняет задуманные стихи».
А. Аксенов — Хроника, 1, 32.
«Я помню, у Есенина мы были на побегушках, как младшие, это последний год его обучения.
<...> Бывало, зимой катаемся на коньках, на речке за школой, Есенин учит девчат кататься на коньках, визг, писк, одним словом, веселая возня.
А потом все, что было, он излагал в стихотворной форме. Позовет нас, малышей, даст карточки нам (как почтовые открытки) со своими стихами и пошлет отдать девочкам.
Мы спрашиваем: „Ответ нужно принести?“ — а он: „Не нужно“, — и рассмеется.
Мы относили, а из верности, может быть, Есенину обязательно спрашивали ответ у девчат, ждали, когда они прочтут.
- 129 -
А они прочитают и начнут ахать и охать, говорят меж собой: „Кашник, а как здорово пишет“.
Его называли „кашником“, т. к. питался он в столовой, да других ребят также звали.
Закадычными друзьями у него были Панфилов Григорий и Черняев Григорий. Все время они были вместе. <...>
На любое дело он весь отдавался, никогда не таился ни от проказы, ни от наказания».
П. И. Проскуряков — ГМЗЕ.
Есенин регулярно бывает на квартире Г. А. Панфилова, где собираются юноши, интересующиеся отечественной словесностью.
«Помню, Есенин учился хорошо, все ему давалось легко, не как многим из нас, сидевшим более на зубрежке. Поэтому он был на хорошем счету, в связи с чем ему представлялись некоторые льготы. Так, его из общежития отпускали к Грише Панфилову, у которого он даже иногда ночевал. <...> Отец и сын Панфиловы были большие книголюбы, в доме у них всегда собиралась молодежь — товарищи Гриши, в том числе и я. Дом этот находится и сейчас <в 1957 г.> на улице Пролетарской под номером 34. Здесь мы много читали Горького, Чехова, Никитина, Лермонтова... В этом доме Есениным было много задумано и написано стихотворений того времени, особенно под конец его учебы в школе».
Г. Л. Черняев — Хроника, 1, 30—31.
«Наш <ученический> кружок у Панфилова образовался почти стихийно. Вначале мы собирались, чтобы сообща развлечься, поговорить о школьных делах, поспорить о книгах, потом, когда ближе узнали друг друга, мы в наших беседах и спорах стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни. Читали и обсуждали роман Л. Толстого „Воскресение“, его трактат „В чем моя вера?“ и другие книги писателя. Мечтали побывать в Ясной Поляне (поездка не состоялась из-за денежных затруднений). Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина. <...> Помню, как мы спорили о Горьком и его книгах. С особым интересом воспринимались нами ранние рассказы писателя. Захватывал нас их романтический дух, горьковская вера в человека. Мы были знакомы со стихами Есенина. Он читал их в кружке».
Г. Л. Черняев — Прокушев-63, 85.
Ноябрь, не позднее 16. Есенин пишет стихотворение «Звёзды».
«Первое произведение, которое меня поразило у Есенина, было стихотворение „Звёзды“. Помню, я как-то смутился, будто чего-то испугался. Несколько раз вместе с ним прочел стихотворение. Мне стало совестно, что я недостаточно много обращал внимания на Есенина. Сказал ему, что стихотворение это мне очень понравилось, что его можно даже напечатать».
Е. М. Хитров — Восп., 1, 142.
См. также след. запись.
См. Приложение.
Ноябрь, 17. Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу посещает (в рамках очередной инспекционной поездки по Рязанской епархии) И. Д. Рудинский.
Он знакомится со стихами Есенина, удостаивает юношу публичной похвалы и дает ему некоторые советы по стихосложению.
Есенин, IV, 339.
«...к нам в школу приехал со своей обычной ревизией епархиальный наблюдатель Рудинский. Я <Е. М. Хитров> показал ему стихотворение Есенина
- 130 -
<„Звёзды“>. Рудинский в классе, при всех, расхвалил поэта и дал ему несколько советов. В результате этого у Есенина появилось новое стихотворение „И. Д. Рудинскому“».
Е. М. Хитров — Восп., 1, 142.
Формулярный список И. Д. Рудинского см. Приложение.
Ноябрь, после 17. Есенин пишет стихотворение «И. Д. Рудинскому».
Скорее всего, ему предшествовал сохранившийся незаконченный отрывок «И. Д. Рудинскому по поводу посещения им нашей школы 17-го ноября 1911 г.».
Есенин, IV, 9—10, 270, 339—340, 471.
См. также предыд. запись.
Декабрь, 20. Скончалась от «сильной и продолжительной болезни» бабушка Есенина — «села Константинова Рязанского уезда Федора Андреева Титова жена законная Наталья Евтихиева».
ГАРО, архив ЗАГСа.
Декабрь, 21 (?). На рождественские каникулы Есенин приезжает из Спас-Клепиков в Константиново.
Время начала каникул определяется на основе п. 46 «Правил для второклассной школы» (ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303).
Декабрь, 22. Н. Е. Титова похоронена на приходском кладбище. Возможно, в похоронах участвует ее внук Сергей.
Обряд погребения совершен священником Иоанном Смирновым, диаконом Трофимом Успенским и псаломщиком Николаем Орлиным.
ГАРО, архив ЗАГСа.
1911. Этим годом Есенин датирует стихотворения «Под венком лесной ромашки...», «Тёмна ноченька, не спится...», «Хороша была Танюша, краше не было в селе...» осенью 1925 г., сделав соответствующие пометы в наборном экземпляре своего собрания стихотворений.
Собр. ст., 1.
1911—1912, до 15 июня. Есенин пишет стихотворения «Воспоминание» («За окном, у ворот...»), «Моя жизнь», «Что прошло — не вернуть...», «Песня старика разбойника».
Есенин, IV, 11—13, 20, 337.
Верхняя граница событий уточнена в соответствии с воспоминаниями Е. М. Хитрова, который получил автографы этих стихотворений Есенина от автора незадолго до окончания им Спас-Клепиковской второклассной учительской школы (см.: до 15 июня 1912).
Есенин пишет стихотворение «Зачем зовешь т. р. м.» (неизвестно) и посвящает его А. А. Сардановской.
Есенин, VI, 13; Есенин, VII (3), 15.
Верхняя граница события уточняется в соответствии со сроком окончания Есениным учительской школы (см. также: после 15 июня 1912).
1911—1912, до 8 июля. Есениным написаны стихотворения «Нет сил ни петь и ни рыдать...», «Я ль виноват, что я поэт...», «Думы»,
- 131 -
«Звуки печали», «Слёзы», «Не видать за туманною далью...», «Пребывание в школе», «Далекая веселая песня», «Мои мечты», «Брату Человеку», «Я зажег свой костер...», «Деревенская избенка», «Отойди от окна», «Весенний вечер», «И надо мной звезда горит...».
Есенин, IV, 344; Скороходов, 186—187.
Все эти стихотворения Есенин включит в свой первый рукописный стихотворный сборник «Больные думы» (см.: до 8 июля 1912).
1911—1912. К этому времени Есенин отнесет в 1920-е годы начало своего сознательного поэтического творчества.
«Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в „Радунице“».
Есенин, VII (2), 9.
Однако стихи рубежа 1910—1911 гг., составившие тетрадь, отданную автором Г. Панфилову на рецензию (см., напр.: после 25 янв. 1911), свидетельствуют, что Есенин начал свое «сознательное творчество» еще в 1910 году.