- 68 -
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ТОМУ
Первый том Летописи жизни и творчества С. А. Есенина охватывает период от рождения поэта до конца 1916 года — годы детства, юности, начала творчества и первых литературных успехов Сергея Александровича Есенина.
Научное изучение раннего творчества Есенина, его биографии начинается с середины 1950-х годов. Публикуются неизвестные произведения поэта, исследовательские работы. Одним из первых авторов, начавших в то время писать о Есенине, был К. Л. Зелинский.
Раннему творчеству Есенина посвящены работы Ю. Л. Прокушева: «Сергей Есенин (Литературные заметки и публикация новых материалов)» (альм. «Литературная Рязань», кн. 1, Рязань, 1955), «Новое о Сергее Есенине» (альм. «День поэзии», М., 1956), «Юношеские годы Сергея Есенина» (журн. «Огонек», 1957, № 2), «Родина и революция в творчестве Есенина» (альм. «Литературная Рязань», кн. 2, Рязань, 1957), «Сергей Есенин (Литературные заметки о юности и дооктябрьском творчестве поэта)» (сб. «С добрым утром», М., 1958). В книге «Юность Есенина» (М., 1963) Ю. Л. Прокушевым впервые были выделены и охарактеризованы константиновский, спас-клепиковский и московский периоды жизни и деятельности поэта.
Важные свидетельства о ранних годах Есенина приводятся в воспоминаниях его сестер — Екатерины Александровны и Александры Александровны. Публикацию материалов, связанных с жизнью и творчеством Есенина, продолжили их дочери — племянницы поэта Татьяна Петровна Флор-Есенина, Наталья Васильевна Есенина, Светлана Петровна Есенина.
Ряд статей, посвященных биографии и раннему творчеству поэта, написан В. А. Вдовиным: «Сергей Есенин на военной службе» (журн. «Филологические науки», 1964, № 1), «Некоторые замечания о вступлении Сергея Есенина в литературу» (журн. «Филологические науки», 1965, № 2), «Об отношении Есенина к первой мировой войне» (журн. «Вестник Московского университета. Сер. 10. Филология», 1966. № 4), «Есенин и литературная группа „Краса“» (журн. «Филологические науки», 1968, № 5), «Материалы к биографии Есенина» (ВЛ, 1970, № 7), «Есенин и литературное общество „Современная Россия“: (Неизвестные страницы биографии поэта)» (журн. «Советские архивы», 1971, № 6). Значительное внимание раннему периоду творчества поэта уделено в книгах П. Ф. Юшина «Поэзия Сергея Есенина 1910—1923 годов» (М., 1966), А. М. Марченко «Поэтический мир Есенина» (М., 1972; 2-е изд. — 1989). Интересные материалы содержатся в работах В. Г. Базанова, В. В. Базанова, Э. Б. Мекша, А. И. Михайлова, И. И. Степанченко, в кандидатских диссертациях Л. Л. Бельской «Раннее творчество Сергея Есенина (стихи 1910—1916 годов)» (Алма-Ата, 1967), Е. Г. Уманской «Сергей Есенин и литературное
- 69 -
движение (1915—1923 гг.)» (М., 1972), В. В. Устименко «Проблема творческого метода поэзии С. А. Есенина 1910—1918 гг.» (М., 1986), М. В. Скороходова «Раннее творчество С. А. Есенина в историко-культурном контексте („Радуница“ 1916 г. и маленькие поэмы 1917—1918 гг.)» (М., 1995). Ценные сведения содержатся в книгах Т. К. Савченко «Сергей Есенин и его окружение» (М., 1990), А. Д. Панфилова «Константиновский меридиан» (М., 1992), Н. Г. Юсова «Прижизненные издания Есенина» (М., 1994), О. Е. Вороновой, Н. Д. Чистякова, статьях и публикациях Л. М. Шалагиновой, Ю. Б. Юшкина, С. И. Субботина, О. Л. Аникиной, В. А. Дроздкова, М. В. Скороходова, ряда других авторов.
Значительный материал, расширивший наше представление о начале творческого пути Есенина, вошел в тома Полного собрания сочинений Сергея Есенина, подготовленного в Институте мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук (М., 1995—2001).
Ранние годы жизни поэта в силу скудности сохранившихся документальных свидетельств и достаточной временной удаленности от начала интенсивного сбора биографических сведений о Есенине известны нам недостаточно детально. Тем ценнее документальные материалы Государственного архива Рязанской области, Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в Константинове, отдела рукописей Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН, частных собраний, впервые вводимые в научный оборот в настоящем томе.
Практически все воспоминания, посвященные ранним годам жизни Есенина в Константинове, не датированы мемуаристами. Вместе с тем они зачастую являются единственными источниками, позволяющими воспроизвести ту атмосферу, в которой рос Сергей Есенин. Многие из этих документов не опубликованы или печатались в малодоступных районных и областных газетах. В связи с этим они широко приводятся в Летописи. Те из них, которые относятся к периоду с 1897 по 1909 год, отнесены к тому или иному году с достаточной степенью условности, обоснование их датировки, как правило, опускается. Отчасти это связано и с тем, что многие события, о которых рассказывают мемуаристы, ежегодно повторялись (масленица, Великий пост, Пасха и др.), поэтому они не упоминаются под каждым годом, а имеющиеся факты, если они не содержат четкой датировки, систематизируются и даются под одной датой. Это позволяет избежать неоправданных повторов и излишней дробности в подаче материала.
На основе выписей из метрических книг церкви Казанской иконы Божией Матери села Константиново приводятся даты рождения и крестин Есенина, его сестер и братьев, в том числе умерших во младенчестве, ближайших родственников, сообщаются сведения о крестных, а также о кончине и погребении родных поэта. Кроме того, эти выписи позволяют во многом уточнить биографические данные о друзьях юности поэта — некоторые из них многие десятилетия спустя написали воспоминания о своем земляке.
Есенинские автобиографии, воспоминания его родных и знакомых позволили отметить начало первых поэтических опытов Есенина, приблизительно установить время, проведенное будущим поэтом в доме родителей
- 70 -
его отца — в семье Аграфены Панкратьевны Есениной, и матери — в семье Титовых, первых паломничеств, совершенных им вместе с родными и односельчанами в Николо-Радовицкий и Свято-Иоанно-Богословский монастыри.
С 1904 года Есенин учится в Константиновском земском четырехгодичном народном училище. Для Сергея, будущего поэта, важным стало знакомство с русской и зарубежной литературой и историей, Священным Писанием, церковным пением. В круг чтения Есенина в этот период входят многие произведения отечественной словесности. Кроме того, Есенин мог пользоваться и достаточно богатой библиотекой сельского священника отца Иоанна (Смирнова), в доме которого он был частым гостем.
Период учебы Есенина в Константиновском земском училище совпал со временем революционных событий 1905—1907 годов в России, и константиновские крестьяне, а также учителя школы не были от этого в стороне. В 1906 году за вольнодумство был арестован один из учителей, а другой вынужден был уйти из училища. Есенин был в курсе всех этих событий — и в томе конспективно приводятся отдельные сведения, связанные с революционными событиями в России и с жизнью села Константинова.
Один из наиболее важных периодов детства Есенина, связанный с годами его учебы в Константиновском земском училище, впервые охарактеризован достаточно широко, с привлечением разнообразных источников. К этим годам относятся и первые попытки Есенина писать стихи. К сожалению, до нас не дошло ни одного стихотворения того времени, однако известно, что их замыслы были навеяны природой Константинова.
Следующий значительный этап становления есенинского таланта приходится на годы учебы в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. В томе кратко характеризуются особенности второклассных школ в системе церковного образования, обосновываются хронологические рамки периода учебы, праздников, каникул учащихся второклассной школы. На основе архивных и мемуарных источников рассказывается об учителях Есенина в Спас-Клепиках. Заметную роль в его жизни сыграл учитель словесности Е. М. Хитров, одним из первых оценивший ранние стихотворные опыты начинающего поэта. Для нас небезынтересна жизнь Спас-Клепиков — этого небольшого торгового села, особенно в те годы, которые провел там поэт. Об этом сохранились лишь отдельные свидетельства, конспективно цитируемые в томе.
Первые сохранившиеся стихотворения и письма Есенина показывают, что волновало в те годы начинающего поэта, каков был круг его чтения, каковы были литературные интересы и пристрастия. Без подробного знакомства с эпистолярием Есенина мы вряд ли сумеем понять тот заметный перелом, наступивший в его творчестве в последующие годы, когда от ученических, часто подражательных стихов, повторяющих мотивы, характерные для «поэтов из народа», он перешел к самостоятельному, глубоко индивидуальному творчеству, создав произведения, вошедшие позднее в его книги «Радуница» и «Голубень».
- 71 -
В годы учебы в Спас-Клепиках Есенин нашел настоящего друга, с которым его связывали не только общие интересы, но и общее понимание разных сторон жизни, — Григория Андреевича Панфилова. Часто бывая в семье Панфиловых, живших в Спас-Клепиках, гуляя с Григорием по окрестностям, споря и порой не соглашаясь, Есенин показывал другу свои стихи. Вскоре после окончания второклассной школы Есенин познакомился с выпускницей Рязанского епархиального училища Марией Парменовной Бальзамовой. Его письма к девушке дают яркое представление об этапах духовного и творческого роста начинающего поэта. Материалы, связанные с именами этих близких друзей Есенина, подробно охарактеризованы в данном томе.
Уже в годы учебы в Спас-Клепиках Есенин неоднократно посещает губернский город Рязань (да и сам день рождения поэта совпал — день в день — с ярким, красочным празднованием 800-летия города). А из Рязани Есенин стремился в Москву, где долгие годы работал его отец, во время кратких приездов в Константиново рассказывавший сыну об этом древнем городе.
В Москве, куда Есенин перебрался летом 1912 года, его ждала новая жизнь, к которой он всерьез готовил себя, мечтая серьезно заняться литературным творчеством. Книготорговое товарищество «Культура», типография И. Д. Сытина, Суриковский литературно-музыкальный кружок, Московский Городской народный университет имени А. Л. Шанявского, новые товарищи, участие в социал-демократическом движении, филёрская слежка за юношей, конспирация — жизнь Есенина в эти годы была необычайно насыщенна. Возможность посещения лекций критиков и историков литературы Ю. И. Айхенвальда и П. Н. Сакулина в народном университете, общение с литераторами, их критические отзывы и добрые напутствия, — все это стимулировало желание Есенина стать профессиональным поэтом.
Первый приезд Есенина в Петроград весной 1915 года — это неполные два месяца, которые ознаменовались множеством разнообразных знакомств, выступлений, встреч, памятными надписями на подаренных юному поэту книгах, уверениями С. М. Городецкого, что уже летом или осенью того же года может выйти первая книга стихов Есенина, а то и не одна. Как сообщал Есенин в письме Н. А. Клюеву, редакции приняли 51 его стихотворение. В это время появляются первые печатные отклики на есенинское поэтическое творчество.
Проведя лето на родине, осенью 1915 года Есенин возвращается в Петроград. После личного знакомства с Н. А. Клюевым начинаются совместные выступления двух «сказителей из народа». Поэты имели немалый успех у публики, хотя подчас интерес ее вызывался необычным нарядом выступающих, их манерой чтения, а не самими стихами.
В конце января 1916 года выходит первый стихотворный сборник Есенина «Радуница». Его состав и композиция продемонстрировали, что автор «Радуницы» — вполне сформировавшийся настоящий поэт. Книга вызвала целый ряд откликов в столичной и провинциальной печати — о ней писали, в частности, такие известные критики, как П. Н. Сакулин и З. Д. Бухарова.
- 72 -
В апреле 1916 года Есенина призывают в армию. В настоящем томе впервые дан систематический свод различных (в т. ч. неизвестных ранее) документальных свидетельств о подробностях, сопутствовавших призыву поэта на военную службу, и о ее прохождении Есениным.
Он дважды выезжает в составе Царскосельского полевого военно-санитарного поезда № 143 к линии фронта, но большую часть времени его служба проходит в непосредственной близости от Петрограда — в Царском Селе. Но и в это время самым важным для Есенина по-прежнему остается творчество, и при каждой возможности он вырывается в столицу, посещает редакции журналов и газет. Да и в Царском Селе был свой круг общения, возможность читать и творить.
При подготовке тома проведена значительная поисковая и исследовательская работа. Составителями учтены архивные материалы и сведения, содержащиеся в различных периодических изданиях, в том числе провинциальных, а также выявлены, систематизированы и при необходимости прокомментированы воспоминания современников Есенина. Особое внимание уделено истории села Константинова — родины поэта; села Спас-Клепики, где прошли годы учебы во второклассной учительской школе; церкви Казанской иконы Божией Матери; близлежащих монастырей, в которых неоднократно бывал в детстве Есенин. Все эти исторические сведения нашли отражение как в основной части тома, так и в Приложении к нему.
***
В процессе подготовки «Летописи...», так же, как ранее при издании академического Полного собрания сочинений Сергея Есенина, в результате всесторонней исследовательской и поисковой работы в государственных и личных архивах был выявлен, открыт новый, ранее неизвестный и не опубликованный до настоящего времени чрезвычайно важный, прежде всего документальный материал, освещающий более углубленно и объективно многие стороны жизни, творчества поэта, его эпохи.
Среди этих архивных источников — новые данные о родословной поэта, его семье, родителях, школьных годах Есенина, его учителях и наставниках, их послужные списки, программы занятий с учениками в Константиновском земском училище и второклассной Спас-Клепиковской школе, самых первых стихах Есенина, их автографы, относящиеся к 1910 году. Кроме этого, приведены новые данные и важные сведения о константиновском священнике Смирнове — отце Иоанне, константиновском помещике Кулакове, школьных товарищах юного поэта.
Новые документальные сведения и материалы касаются Московского Городского народного университета имени А. Л. Шанявского, занятий Есенина на первом и втором курсах этого своеобразного высшего учебного заведения России. Дополнительные архивные материалы касаются участия молодого Есенина в революционном движении рабочих-печатников в пору работы в типографии Сытина, выступлений со стихами в журнале «Млечный Путь» и других московских периодических изданиях. Целый ряд новых важных архивно-документальных материалов связан с петроградским периодом — важнейшей вехой в творческой жизни и судьбе
- 73 -
поэта. Они касаются встречи Есенина с Блоком, Городецким, Мурашёвым, Клюевым и другими петроградскими литераторами, участия поэта в литературно-художественных обществах «Страда» и «Краса», выступлений Есенина в журналах и первой книге «Радуница». Особый интерес представляют неизвестные ранее сведения о воинской службе поэта в 1916—1917 гг.
Эти новые материалы наряду с ранее известными и опубликованными исследователями творчества Есенина в разные годы составили объективную научную базу «Летописи...», надежный научно-исследовательский фундамент ее первого тома.
Не менее значительны новые документальные материалы и архивные разыскания авторов — составителей последующих томов «Летописи...». Они касаются наиболее примечательных событий и фактов в жизни, творчестве поэта, его непосредственном участии в литературно-общественной жизни 20-х годов. Естественно, все они находят свое отражение и широко представлены в «Летописи...».
Вместе с тем жанр летописи требует предельного лаконизма, композиционной завершенности повествования, как всей «Летописи...», так и каждой летописной статьи: он не позволяет представить в основном корпусе «Летописи...» новые важнейшие документальные материалы, ограничиваясь в большинстве случаев цитированием или приведением конкретных сведений и фактов.
Это несомненно и объективно, в той или иной степени, обедняет содержание, полноту «Летописи...», ее научный уровень.
Имея в виду все вышесказанное, по предложению Главного редактора Летописи Ю. Л. Прокушева было решено ввести в состав каждого тома самостоятельный раздел «Приложение». В его состав вошли полностью те важнейшие новые документальные материалы, цитаты из которых фигурируют в основном тексте «Летописи...». В «Приложение» включены фото- и ксерокопии наиболее характерных материалов, связанных с конкретными летописными статьями: автографы ряда стихотворений, писем, дарственных надписей, журнальных публикаций произведений Есенина, обложки его книг, ряд документов, касающихся биографии поэта.
Кроме этого, приложение знакомит с портретами поэта, его родных и близких, друзей детства и юности, поэтов, писателей, издателей, с которыми встречался Есенин, фотографии памятных мест, связанных с жизнью поэта, включая его родные «рязанские раздолья».
Все материалы «Приложения» даются согласно хронологии в соответствии с порядком приведения материалов из них в основном корпусе «Летописи...»
В «Приложении» использованы архивные документы и фотоматериалы, любезно предоставленные для «Летописи...» Государственным музеем-заповедником С. А. Есенина в Константинове, Рукописным отделом ИМЛИ, Государственным Литературным музеем, РГАЛИ, РНБ, а также Н. В. Есениной, Ю. Л. Прокушевым, Ю. А. Паркаевым, Н. Г. Юсовым, Ю. Б. Юшкиным из их личных собраний и архивов.
Структура, содержание, композиция «Приложения» разработаны Ю. Л. Прокушевым.
- 74 -
***
Разделы тома (по годам и периодам) составили и прокомментировали: М. В. Скороходов при участии О. Л. Аникиной, Л. А. Архиповой, Н. Н. Бердяновой (1895 — июнь 1912); Е. А. Самоделова, Л. М. Шалагинова, Ю. Б. Юшкин при участии В. А. Дроздкова и С. И. Субботина (июль 1912 — февраль 1915); С. И. Субботин при участии Н. Г. Юсова (март 1915—1916).
«Приложение» составили и подготовили к печати Ю. Л. Прокушев и Ю. Б. Юшкин при участии М. В. Скороходова.
Составители тома выражают благодарность К. П. Воронцову, А. В. Девятайкиной, З. М. Дикун, Т. Я. Зотовой, В. И. Панкратовой (ГМЗЕ), М. А. Айвазяну, А. Ю. Галушкину, А. Н. Захарову, Е. Ю. Литвин, Н. И. Шубниковой-Гусевой (ИМЛИ), А. А. Федюхину (ГАРФ), а также О. Е. Вороновой, Л. Ф. Карохину, О. К. Переверзеву, Н. М. Солобай и Н. Д. Чистякову за предоставленные ими материалы и помощь, оказанную при подготовке тома.