361

НАПЕВЫ БЫЛИН
О ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ И ОБ АЛЕШЕ ПОПОВИЧЕ

Напевы былин, повествующих о популярных богатырях Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, не выходят за рамки общеизвестных форм русского эпоса. На Севере они представлены традиционными мелодиями индивидуального сказительского искусства, в Поволжье, центре России и на Урале, в казачьих поселениях, — типичными для данных мест формами, почти неотличимыми от форм лирической песни многоголосного склада.

Былинной традиции Русского Севера свойственна практика передачи из поколения в поколение канонических напевов и сюжетных схем, на основе которых каждый сказитель по-своему воссоздает тексты, заново творит былины. В искусстве же многоголосного пения тексты былин устойчивы, и хотя там существует прикрепленность к ним определенного напева (без чего невозможно исполнение ансамблем), сам напев, как и на Севере, может обслуживать несколько различных текстов. В этом, казалось бы, незыблемом положении имеются знаменательные нарушения, что свидетельствует о сложности судеб русского эпоса.

В сказительском искусстве Севера встречаются случаи существования в различных районах близких вариантов типовых напевов и распевания на их основе былин с одинаковыми сюжетами: например — на Печоре (Былины Печоры и Зимнего берега, напев V) и на Пинеге (Григорьев, 1, напев 32). Такое по сути дела случайное совпадение оказывается довольно закономерным явлением в центре России. Здесь зафиксирован (предположительно орловский) напев былинной песни о Добрыне; различные варианты его разной степени сходства с сюжетами как о Добрыне, так и об Алеше мы находим в записях, сделанных на Урале, в Москве и в Олонецком крае. Интересно отметить, что почти во всех текстах, опубликованных с указанными напевами, присутствует традиционное выражение, встречающееся чаще всего в повествованиях об отъезде Добрыни из дома, — «То не белая береза к земле клонится». Создается впечатление, что это устойчивая музыкально-поэтическая формула, имевшая некогда широкое распространение. Такое явление, в свою очередь, наводит на мысль о намечавшемся процессе создания общерусской песни об одном из любимейших героев русского эпоса.

Былины о Добрыне и об Алеше, многочисленные в южных районах России, имеют разнообразную широкораспевную мелодику, близкую мелодике

362

лирических песен «протяжного стиля». Особо следует сказать о казачьем эпосе Дона, где наряду с напевами лиро-эпического склада существуют напевы маршевого характера. Один из таких напевов опубликован с текстом на сюжет о бое Алеши Поповича с Тугарином (Листопадов, 1, № 24), другой, весьма близкий ему, представлен с текстом песни «Добрыня и Маринка». Два варианта последней — из станиц Усть-Быстрянской и Екатерининской, записанные А. М. Листопадовым в начале 1900-х годов, незначительно отличаются друг от друга. Произведенная через 50 лет звукозапись песни о Добрыне и Маринке в станице Вёшенской Каменского р-на Ростовской обл. (Коллекция Н. Я. Рокачёва-Вёшенского в Фольклорной Комиссии СК РСФСР) показывает чрезвычайную устойчивость напева и текста Усть-Быстрянского варианта.

О других сюжетах, как посвященных Добрыне, так и связанных с образом Алеши, подобных материалов нет.

Публикуемые в настоящем издании нотные записи располагаются по группам сюжетов, с учетом музыкального сходства, иногда гипотетического, что может представить своеобразный интерес. Заглавия для удобства соотнесения напевов с текстами приводятся в унифицированных наименованиях.

Вначале дана подборка к сюжету «Добрыня и Змей». В ней — записи из северных районов: две пинежских и одна печорская. Последний напев интонационно близок предыдущему — результат музыкальной общности в сказительской традиции Пинеги и Печоры. Второй раздел состоит из трех напевов песни о Добрыне с неполностью выясненными сюжетами, но имеющими право считаться близкими теме отъезда Добрыни. Первый напев (опубликован в первоисточнике с двумя строками текста, в нашем издании приводится в подлинном виде и в реконструкции В. В. Коргузалова) в общем традиционен для Олонецкого края, где был записан, но обособленность в ряде деталей придает ему сходство со следующим (из центра России), который в свою очередь весьма близок напеву из Москвы. Последний же интересен тем, что является как бы запевкой к своей второй, быстрой части, где рассказывается о Добрыне и Маринке. Этот раздел естественно сливается с новым — там помещены две песни о Добрыне и Маринке. Первая — с Урала, напев ее напоминает, в основном по метро-ритму, предыдущие три (на этот же напев в первоисточнике дан один текст — «Алеша Попович и Скиман-зверь»). После него приводится донская песня, напев ее отдаленно сходен со второй частью песни из Москвы. Сюжет «Добрыня и Алеша» («Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича») сначала показан в онежской традиции, потом в двух вариантах мезенского напева — сольном и ансамблевом и записью из Беломорья. Эта часть завершается донской многоголосной песней, в такой же метроритмической форме. Последний раздел — «Алеша и Тугарин» содержит две записи из казачьих районов — астраханского и донского. Первая дает представление о том, как повторение одностихового напева хором после запевалы образует строфическую форму. Вторая — образец сходства донской песни с северной былиной, что проявляется в начальной фразе партии

363

нижнего голоса (запевалы), чрезвычайно близкой напеву из Беломорья.

Публикуемые здесь материалы составляют лишь небольшую часть музыкальных записей былин о Добрыне Никитиче и об Алеше Поповиче, но они все же помогут составить некоторое представление о богатстве и многообразии культуры русского песенного эпоса и заставят задуматься над некоторыми явлениями в ней.

УКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ К НАПЕВАМ БЫЛИН

1. Добрыня и Змей («Молод Добрынюшка Микитич млад») — Григорьев, 1, напев № 46. Запись А. Д. Григорьева 1900 г. от М. Д. Кривополеновой, 57 лет, Архангельская губ., Пинежский уезд, д. Шотогорка

2. Добрыня и Змей («Доселе Рязань да слободой слыла») — Григорьев, 1, напев № 32. Запись А. Д. Григорьева 1900 г. от О. А. Юдиной, 79 лет, Архангельская губ., Пинежский уезд, д. Матвера

3. Добрыня и Змей («Значит прежде Казань дак слободой стоял») — Былины Печоры и Зимнего берега, напев № V, запись Ф. В. Соколова 1955 г. от Т. С. Дуркина, 84 лет, Коми АССР, с. Усть-Цильма

4. Отъезд Добрыни («Не бела береза к земли клонится») — Истомин и Дютш, стр. 41. Запись Г. О. Дютша 1886 г. от Д. В. Суриковой (возраст не указан), Олонецкая губ., Петрозаводский уезд, д. Конда

5. Отъезд Добрыни («Что не белая береза к земле клонится») — Стахович, № 20. Запись М. А. Стаховича 1850-х годов от Н. М. Соболевского (предположительно район Орловщины)

6. Отъезд Добрыни («Что не белая береза к земле клонится») — Тихонравов и Миллер, напев — вклейка в конце книги к № 23. Запись С. И. Лапшина 1893 г. от И. А. Лапшина, г. Москва

7. Добрыня и Маринка («Как у нас было да на святой Руси») — Пальчиков, № 37. Запись Н. Е. Пальчикова 1850—1860-х годов от крестьян, Уфимская губ., Мензелинский уезд, с. Николаевка

8. Добрыня и Маринка («Как и жил-то был Микита небогатай человек») — Листопадов, 1949, № 20. Запись А. М. Листопадова 1902, 1904 гг. от группы казаков, 1-й Донской округ Области Войска Донского, станица Усть-Быстрянская, хутор Кременской

9. Добрыня и Алеша («Уж как во стольнём было городе во Киеве») — Астахова, БС II, напев № V. Запись С. И. Бернштейна 1927 г. от Н. С. Богдановой, 66 лет, КаССР, Заонежский р-н, д. Зиновьево

364

10. Добрыня и Алеша («Поезжает тут Добрынюшка во чисто полё») — Песенный фольклор Мезени, № 205. Запись Ф. В. Соколова 1958 г. от А. В. Клишовой, 80 лет, Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Смоленец

11. Добрыня и Алеша («Сряжаетсе Добрынюшка во чисто полё») — Песенный фольклор Мезени, № 208. Запись Ф. В. Соколова 1955 г. от Е. Ф. Ружниковой, 79 лет, П. Ф. Бешенькиной, 67 лет, и М. П. Пургиной, 77 лет, Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Юрома

12. Добрыня и Алеша («Ай у ласкова князя-та у Владимера») — Труды МарковМасловБогословский, 1, стр. 156, № 41. Запись А. Л. Маслова 1901 г. от А. И. Лыткиной, 41 года, Зимний берег Белого моря, с. Верхняя Золотица

13. Добрыня и Алеша («Поизволила мене маменька во охотнички») — Листопадов, 1949, № 14. Запись А. М. Листопадова 1908 г. от группы казаков, Область Войска Донского, Донецкий округ, станица Еланская, хутор Андропов

14. Алеша и Тугарин («Эх, как у нашего было у князя Владимира») — Догадин, 1, № 3. Запись А. А. Догадина 1900-х годов от астраханских казаков, станицы Александровской и поселка Большой Полунинский

15. Алеша и Тугарин («Как у нас ноня солнца стала на вечер») — Листопадов, 1949, № 23. Запись А. М. Листопадова 1902—1904 гг. от группы казаков, Область Войска Донского, 1-й Донской округ, станица Нижне-Курмоярская

Все записи публикуются в нашей тактировке, в постиховом расположении. №№ 1 и 3 приводятся фрагментарно, в № 5 снято фортепьянное сопровождение, № 7, записанный как комплекс вариантов, мало различных между собой, представлен только первым из них, наиболее ярким.

365

1. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ

Ноты

2. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ

Ноты

366

3. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ

Ноты

4. ОТЪЕЗД ДОБРЫНИ

Ноты

5. ОТЪЕЗД ДОБРЫНИ

Ноты

367

6. ОТЪЕЗД ДОБРЫНИ

Ноты

7. ДОБРЫНЯ И МАРИНКА

Ноты

8. ДОБРЫНЯ И МАРИНКА

Ноты

368

9. ДОБРЫНЯ И АЛЕША

Ноты

10. ДОБРЫНЯ И АЛЕША

Ноты

369

11. ДОБРЫНЯ И АЛЕША

Ноты

12. ДОБРЫНЯ И АЛЕША

Ноты

13. АЛЕША И ТУГАРИН

Ноты

370

14. ДОБРЫНЯ И АЛЕША

Ноты

15. АЛЕША И ТУГАРИН

Ноты