745

318. «ПРО ЛИСАФИЮ»

Были три царства, три Рахлинских:
Первое царство — Адам-город,
Другое царство — Содом-город,
Третьё царство Рахлинскоё.
5 Было беззаконьё великоё.
Адам-горот скрозь землю́ прошол,
Содом-горот огнём взяло́,
А в Рахлинской грат Господь зьмею́ послал,
Зьмею лютому на съидениё,
10 Злу-перситскому по пожрениё.
Брала зьмея по главы по скотинные;
Мало в граду ско́тишшя находитц́е —
Стала брать по главы человечески.
Мало в граду народу находитц́е —
15 Собирались тут фсе рахлиняна
К самому царю к Ага́питу,
Стали кидать промежду же́ребей,

746

Кому итьти к змеи́ на съидениё,
Злой-перситской на пожрениё.
20 Выпал жеребей справедливыи
Самому царю Ага́питу
Ити к змеи́ на съидениё,
К злой-персидски на пожрениё.
Закруц́инилсыа царь, запечалилсы.
25 Приходил в белокаменны полаты —
Говорила цариця рахлиньская:
«Не кручиньси, царь, не печялуйси,б
У нас есь с тобой кем заменитися —
Есь немилая дочь одинакая,
30 Красная Лисофия Агапиёвна;
Она не нашому Боѓу молитци,
Не нашу веру веруёт;
Отдаём г змеи́ на съидениё,в
Г злой-персидскии на пожрениё».
35 Приходил Ога́пит к своёй дочери —
«Ты мила́я дочь одинакая!
Поутру́ ставай раны́м-ранёшенько,
Умывайся, дочь, белы́м-белёшенько,
Снаряжайси, дочь, хорошохонько —
40 Котору веру веруёш,
Я за тую веру тебя взамуш отдам».
Много радости дочь принаполнилась,
Всю-ту ночь Боѓу молиласи.
Было три иконы святыи,
45 Вышиты наресованы:
Первая — Спасо-Пречистая,
Другая — Миколы Святителя,
Третья — Егорью свету Храброму.
Ставала дочь поутру раным-ранёшенько,
50 Умывалась дочь белым-белёшенько,
Снарежалась хорошохонько.
Выходила девиця на круто́ крыльцо,
Згля́нула девиця на широкой двор —
На дворе стоит корета тёмная,
55 Запряжен жерепчик нелекчёныи,
Посажон дети́нуша поваренной.
Тут девица здогадаласи,
Жалобнёшенько приросплакалась:
«Не на то отець меня, мать споро́дили,
60 Што за ту веру меня взаму́ш отдать,
Отдают г змеи да на съидениё,
К злой-персидской да на пожрениё».
Эти три икониг с собой брала,
Выходила девиця на шырокой двор,
65 Садилась девиця ф корету тёмную.
Поежжал жерепцика нелекчёныи,
Повёз дети́нуша поваренной
Ко тому ли ко синему морю,
Ко тому ко сходу ко змеиному;
70 Оставлял девицю край синя моря.
Ноежжял Егорей на добро́м кони;
Соходил Егорей со добра коня,
Говорил девици таковы слова:
«Ах ты милая доцьа одинакая,

747

75 Красная Лисафья Агапиевна!
Блаѓослови Егорья опочик держать.
Ты глиди, девиця, на синё морё;
Коѓда си́не море сколубаетц́и,
Волны на́ мори приросходятц́и,
80 В берега вода прибывать станет,
Люта́ змея стане появлятися,
Тоѓда Ёгорья ото сна буди».
Мало времени призамешкалось,
Вдруг сине море сколыбалоси,
85 Волны на мори росходилиси,
В берега вода стала прибыватися,
Люта́ змея стала появлятися.
Нац́ела́ деви́ця Егорья ото сна будит —
Не можот никак розбудитися;
90 Жалобнёшенько приросплакалась.
Пала слеза к Егорью на бело́ лицё —
Тут Егорей ото сна востал:
«Ах ты мила́я дочь одинакая,
Красная Лисафья Огапиевна!
95 Ах как жгёш ты моё лицо!» —
«Как же мне тебя, света, не жгати-си!»
Люта́ змея рот отворяйтися,
Говорит зьмея таково слово:
«Есь ли мне, зьмеи, ково пожратися?
100 Две главы человечеськи,
Третья глава лошадиная!»
Скочил Егорей на добра́ коня,
Тупым концём копьем — в змею лютую:
«Будь, змея, кротка, смирна,
105 Как смирна́я у хресьянина скотинина!»
«Ах ты мила́я дочь единакая,
Красная Олисафья Огапиевна!
Отвижи от себя шелко́ф пояс,
Ты вяжи зьмею на шелкоф пояс,
110 Поведи зьмею во Рахлиньской грат;
Станови зьмею середи града́,
Середи града́ да супроти́ф царя;
Ты крыци, девиця, громким голосом:
„Ога́пит, царь земли Рахлинскии!
115 Ты поверуй веру истинну,
Ты постафь-ко три церквы соборныи,
Три соборныи да боѓомольныи:
Первую ц́ерькоф Спасу Пречистому,
Другую — Миколы Свитителю,
120 Третью Еѓорью свету Храброму“.
Возьми с отца заповить великую.
Ты приведи змею во чисто́ полё».
Ноежжял Егорей свет на добро́м кони́,
Присек змею да на мелки куски,
125 Тут змею да на огне сожог,
Тут россеял пепел по чисту́ полю.
Тут стала гора Зьмииная.
Славу поём го́ры Зьмииным!