254

II. Марфа Семеновна Крюкова, старшая дочь Аграфены Матвеевны (I), девушка 23 лет, грамотная. Две зимы, когда ей было 8 и 9 лет, она училась в своем селе у учителя, о котором сохранила до сих пор самые светлые воспоминания. Очень любит читать и бережет, как драгоценность, рукопись церковного письма, подаренную ей дедом Василием Леонтьевичем и содержащую в себе разные песнопения и жития. Большую часть своих старин и несколько духовных стихов она переняла у деда, который не менее своего брата Гаврилы (III) славился как замечательный сказатель. С девяти лет он учился в кельях Онуфриевского скита, находящегося в 100 верстах от Золотицы и в 50 — от Койды, на острове посреди Койдозера и разоренного, по словам крестьян, лет 40—50 тому назад, надо думать — в конце царствования Николая I, в эту эпоху крайней религиозной нетерпимости. Там он выучил духовные стихи и некоторые старины;1 там же он научился петь церковные службы, но, несмотря на хороший голос, не соглашался петь на клиросе в золотицкой церкви, потому что, как он говорил (передаю со слов А. М. Крюковой), там служат не по-старому, на клирос нельзя взойти — так разит табачищем от дьячка; а пуще всего он боялся щепоти (трехперстного крестного знамения, вовсе неупотребительного у золотицких крестьян). Кроме своего деда, умершего 4 года тому назад, Марфа перенимала старины у матери и у крестьян с реки Мезени, которые нанимались покрученниками на судно (ра́ньшину) ее отца, когда он ходил в Норвегию за трескою; это было, когда Марфа еще ходила учиться. Она — большая любительница песен, которые поет мастерски; старины же «сказывает» редко, только Великим постом; вследствие этого она поет их довольно неуверенно, несколько прерывистым голосом и, сравнительно с Аграфеной, плохо выдерживает стих. На замечание матери, что она поет нескладно, она сказала: «Зато я пою так, как слышала, а вы, мама, и дедушка Гаврило прибавляете от себя; вот у вас и выходит складно».

Кроме предлагаемых старин, М. С. Крюкова знает: 1) Исцеление Ильи Муромца, 2) Волх Святославьевич, 3) как Цюрило ходил к Пересьмякиной жене, 4) про трех сыновей князя Владимира: Святополка, Бориса и Глеба (этот духовный стих она называла стариной), и другие; несколько стихов, например, «По морю синему Халыньскому» (так начинается стих о грешной душе).2 В говоре М. С. Крюковой заметно влияние грамотности; но так как это влияние не очень велико, то ее речь представляет из себя странную смесь местного наречия и книжных форм.

Сноски

Сноски к стр. 254

1 Вероятно, там он выучил старины, неизвестные другим сказателям в Золотице: Илья и калики (№ 42), Святогор и Илья (61), Женитьба Добрыни и неудачная женитьба Алеши (62), Алеша и Тугарин (47), Борис Романович (48), Соловей (65), Разбойник Илья (54), Два купца в кабаке (55), Сенька Разин (59), Петр I (60).

2 Два названных духовных стиха А. В. Марков записал позже. (С. А.).