12
Этнокультурный контекст эпической традиции на Мезени
Основную роль в хозяйственной жизни мезенцев играли морские промыслы, охота, рыболовство и земледелие. Из этих видов хозяйства морские промыслы были развиты на нижней Мезени, тогда как в ее верховьях большое значение имело земледелие. По всей Мезени жители издревле занимались разнообразными кустарными промыслами: вязали сети, изготовляли дуги, сани, деревянную утварь. Изделия домашних ремесел отдельных поселений (например, гончарного промысла в деревне Тимощелье, изготовление деревянной посуды в селе Олеме на Вашке, тканых домашних холстов в деревнях верхней Мезени) расходились по селам и деревням всей реки. Продукция некоторых промыслов (палащельские расписные прялки, коробейки, кимженское медное литье) была популярна и за пределами Мезенского края.1
Почти во всех мезенских деревнях можно увидеть старинные большие дома на высокой подклети с двухэтажным двором, просторной поветью и взвозом, пристроенным сбоку или сзади дома. Крыши многих домов украшены коньками на выступающем конце охлупня — массивного бревна, венчающего крышу.
Внутри крестьянских домов сохраняются еще предметы домашнего обихода, украшавшие в прошлом жилища. К глубокой древности восходят истоки мезенской росписи на прялках, коробах и других изделиях, как об этом свидетельствуют ее образы (птицы, олени, кони), простейшие орнаментальные элементы росписи (ромбы, квадраты, спирали), а также технические приемы нанесения этой росписи сажей и береговой охрой при помощи палочки и птичьего пера. Внимание заслуживают рубели для глажения белья, сохраняющиеся почти в каждом доме. В их орнаменте наиболее устойчивой фигурой является круг с радиально расходящимися лучами, изображение которого относится к числу древних солярных мотивов.2 Древней считается и техника нанесения этого орнамента — трехгранновыемчатой резьбой.
В сундуках, зачастую по росписи являющихся произведениями искусства, женщины хранят старинную крестьянскую одежду. С допетровской стариной связан костюм, в состав которого входит душегрейка, называемая здесь «коротенькой». Известно, что «коротенька» в сочетании с сарафаном и кокошником входила в комплекс боярской одежды. Связь с боярским костюмом сказывается и в золотых узорах дорогих тканей, из которых шились полушубки, и в обильно расшитых золотом кокошниках, головных платках. Однако в мезенской одежде можно увидеть детали, восходящие к гораздо более раннему времени. Например, пожилые женщины и теперь подвязывают одежду поясами домашнего производства. По орнаменту и технике изготовления они четко делятся на два вида. Местное население также разделяет их на пояса «в кружках» и «зыренские» (т. е. зырянские) пояса. Для поясов «в кружках» основным орнаментальным мотивом является ромб, с которым, очевидно, нужно связывать и само название. Известно, что ромб в
13
народных украшениях некоторых групп русского населения называется кругом.3 Пояса «в кружках» ткутся на дощечках, которые и теперь можно найти во многих домах. Глубокая древность этого вида ткачества доказывается тем, что подобное зафиксировано в древнем Вавилоне. Археологические и этнографические находки говорят о довольно широком распространении тканья на дощечках еще в далеком прошлом в Европе, на Кавказе, Средней и Передней Азии. Техника изготовления «зыренских поясов» — иная. Это древний способ тканья на ниту4 (по-местному: с помощью чурки и ножичка), знакомый народам Восточной Европы: русским, белорусам, литовцам, мордве и удмуртам. Основной элемент построения рисунка в «зыренских» поясах — крест с загнутыми концами. Нередко встречается свастический узор — древнейший орнаментальный мотив, зафиксированный в разных странах Старого и Нового Света. Бытующим видом народного творчества является вязание варежек и чулок с многоцветным и сложным геометрическим узором. Основные элементы орнамента — квадрат или ромб, крест с загнутыми концами и звездочки — свидетельствуют о давности узоров на вязаных изделиях.
В панораму почти каждой мезенской деревни входят огромные двух или трехметровые кресты, располагающиеся среди домов, за околицей или по обочинам дорог, проложенных между деревнями. Некоторые из крестов, поставленные рядом с домом или с гумном, являются надмогильными: в ряде деревень до 1920-х гг. сохранялся обычай хоронить умерших рядом с домом. С языческими представлениями, по всей вероятности, нужно связывать и деревянные покрытия крестов, многими деталями (маленьким охлупнем, причелинами и полотенцами) напоминающими крестьянский дом. Большинство же мезенских крестов — кресты обетные (по местному — «оветные»), т. е. поставленные когда-то во избавление от грядущего зла или в знак благодарности. Предполагают, что византийский обычай обетного креста появился на Руси вместе с принятием христианства. Особое распространение он получил в Новгородской земле и на близком Новгороду Западе.5
В Мезенском районе жители хорошо помнили, кто были первосельниками их родных деревень, и к древним фамилиям относились с уважением. Об этом свидетельствует такой обычай: в каждой деревне Мезенского района в престольный праздник, раз в году, водили своеобразные хороводы — «круги». Две девушки — хозяйки праздника — ставили остальных в ряд друг за другом, связывая их платками. Вперед выдвигались запевалы, которых иногда нанимали из других деревень. Девушки делали круг по всей деревне, обязательно по движению солнца. Запевалы пели три строго определенные круговые песни, исполнявшиеся раз в году — на этом празднике. Остальные девушки шли молча: «только красовались». После «круга» начинали петь игровые хороводные и плясовые песни. Внимания заслуживает порядок, по которому ставили девушек в круги. Первыми шли девушки «высоких», «коренных» фамилий, в конце — девушки «низких», «некоренных» фамилий. Очередность хорошо помнили пожилые женщины, следившие во время праздника за выполнением ритуала.
«Высота» фамилии или рода зависела не от богатства, а от древности. К «высоким» родам относились потомки самых первых поселенцев деревни. Соответственно к «низким» фамилиям —
14
потомки более поздних переселенцев, хоть и последние могли приехать достаточно давно, на памяти прадедов современных жителей. Например, в с. Кильце к самым «высоким» фамилиям относятся — Кашунины, Шубины и Чуповы. «Бывало старики скажут: „Кашуны да Шубы да Чупы — три только фамилии коренных, остальные все приезжие. Которые приезжие — низкие — Софоновы, Склемины, Фроловы, Бутаковы, Поповы. Приехали-то они давно, на веках. Уже наши мужики не помнят”». Споры во время праздника велись только вокруг «некоренных» фамилий. «Богатых надо, — говорят, — повыше поставить». «Эта богата, — говорят, — и ниже бедной ходит». Девушек «высокого» рода без споров помещали впереди. «Высота» рода играла роль и при выборе невесты. Девушка «хорошей породы» часто ценилась выше и богатой, и красивой.
Имеются довольно существенные различия в народном искусстве между двумя районами — Мезенским и Лешуконским — различия, обусловленные, вероятно, тем фактором, что названные районы заселялись выходцами из разных севернорусских краев. В связи с этим напомним, что Русский Север подвергся колонизации со стороны двух метрополий — Новгорода и Ростова Великого (ростовская, низовская, верхневолжская, московская колонизация, по терминологии современных исследователей).6 Сравнительный анализ народного искусства нижнего и среднего течений Мезени позволяет предположить, что Мезенский район заселялся, по-видимому, в основном выходцами из северных регионов, входивших в сферу влияния новгородской колонизации; Лешуконье же притягивало к себе жителей тех краев, предки которых пришли на Русский Север из Ростовщины.
Если для Мезени вообще характерно украшение домов коньком, венчающим крышу дома, то в Лешуконском районе конская голова вырезается не на одном охлупне, но и на концах куриц. Сама фигура коня делалась здесь более тщательно, коньки домов резко выделялись в панораме лешуконских деревень. Распространение почти идентичных коньков в районах рек Ваги и Кокшеньги, подвергшихся московской колонизации, позволяет связывать этот декор с районами Верхнего Поволжья, где подобное украшение крыши было довольно частым явлением. О культе коня в этой области свидетельствует и археологический материал.
С теми же районами связано распространение в Лешуконье городковой резьбы на кронштейнах крыши, подзорах, причелинах, полотенцах и т. п. Городковая резьба — один из древнейших видов геометрической резьбы по дереву. Некоторые узоры, сохранившиеся на каменных зданиях XII—XIII вв., были перенесены на каменные постройки с деревянных. Здания с декором подобного типа особенно распространены во Владимире, Переславле-Залесском и других городах Верхнего Поволжья, откуда шла низовская колонизация. Закономерно, что и на далеком Севере мы ее видим там, где эта колонизация имела место (Пинега, в меньшей мере Лешуконский район). Там же, где преобладала новгородская колонизация (Мезенский район), этот вид резьбы почти не встречается.
15
Некоторые элементы жилищного декора (например: крыльца хоромного типа, особенности резьбы на наличниках) связывают Лешуконский район не только с областью низовской колонизации, но и районами расселения коми. С последними связаны также некоторые конструктивные особенности жилищ.7
Довольно четко очерчивается географическое распространение обетных крестов. Заметно их преобладание в Мезенском районе. В Лешуконском районе они встречаются реже, размеры их гораздо меньше, чем у мезенских.
Распространение рассказов об обетных крестах, да и самих этих крестов преимущественно в Мезенском районе не случайно, так как обычай водружать обетные кресты, как об этом можно судить по письменным и археологическим памятникам, был свойствен Новгородской земле в большей мере, чем другим древнерусским землям.8 Обычай отразился в архитектуре новгородских храмов, на стенах которых нередко вырезались обетные кресты.9
В народном костюме обоих районов имеются отличительные особенности, касающиеся более деталей костюма, хотя и существенных по своему значению. Такие виды одежды, как малица и совик (заимствованы, по общему мнению исследователей, у ненцев), являются общими для районов. Общим является и сарафанный комплекс одежды. Различия сказываются не столько в покрое, сколько в расцветках тканей. Многоцветность и характер орнамента в одежде населения Лешуконского района исследователи связывают с полихромностью в одежде и иных видах прикладного искусства коми и других финно-угров.10 Тканые многокрасочные пояса изготовлялись только в Лешуконском районе. Пояса «в кружках» с ромбическим узором связывают этот район со средне- и западнорусскими областями,11 «зыренские» пояса, как об этом свидетельствует название, находят аналогии в финно-угорской одежде (то же типично для варежек и чулок).
До наших дней сохранились старинные украшения мезенских женщин, в частности бусы из янтаря, известные в Мезенском районе под названием «восковые перла», а в Лешуконском — «восковые предки» (т. е. прядки). Янтарь издавна добывали на побережье Балтийского моря; женские украшения из него типичны для Прибалтики, северной России и Белоруссии. Но если янтарные ожерелья носили женщины во всех мезенских деревнях, то металлические цепочки с прикрепленным внизу крестом — шейное, нагрудное украшение деревень Лешуконского района. Их часто надевали вместе с янтарным ожерельем русские и коми.
Особенно любопытны металлические серьги из Лешуконского района, известные там под названием «чуски». Аналогичные серьги с похожим названием — «чусы» встречаются и у женщин коми. Схожие серьги находили также в приладожских, костромских и вычегодских курганах, а также в украшениях карел.12 Эти подвески полагалось носить с пушками, прикреплявшимися к серьгам. Пушки же считаются характерным ушным украшением южных русских.13
16
Головные уборы в целом одинаковы у всего населения: кокошники, повойники, платки и разноцветные шали. Различалась орнаментация повойников — праздничных головных уборов замужних женщин. Шили их из бархата, овальный верх украшали вышивкой. Наиболее часто встречаются повойники, украшенные растительным орнаментом (цветы, листья), вышитые золотой нитью. В Лешуконском районе, в деревнях по соседству с коми, носили повойники, украшенные бисером, причем основным орнаментальным мотивом вышивки служила елочка. Интересно, что сам способ нанесения такого орнамента называли — «садить елочки», название подобных повойников — «саженые». Если повойники первого типа считаются характерными для всех поморов, то повойники второго типа — мезенские, связывающие русских с восточными финнами. Украшение же бисером — так же, как и пушки на серьгах, — считается элементом южнорусской одежды.
Существенные различия можно найти и в сфере собственно духовной, в мифологических представлениях и народных обрядах крестьян Мезенского и Лешуконского районов.14
По известным материалам просматривается большее распространение заговоров в Лешуконье, чем в нижнем течении реки. Заметна и большая архаичность самих заговорных текстов в этом районе, более выступает их языческая основа. Если в словесном «поле» заговоров Мезенского района встречаются образы христианских святых, то в лешуконских чаще упоминаются персонажи низшей мифологии — черт с «чертихой», «баба-бабарюха», «ночница-перечница» и другие образы языческого мира. Особенно четко различаются сопровождающие заговоры действия, направленные на усиление магии слова: в мезенских заговорах очистительную роль играет вода, в лешуконских — огонь. Соответственно в заговорах первой территории чаще фигурируют образы моря, реки, щуки, обитающей в море. В заговорах второй — очистительному действию огня соответствует зачин: «секу — высекаю, гоню — выгоняю... и т. д.». В заговорах лешуконских деревень встречается образ всадника на белом коне (Егорий Храбрый, Данила, Емеля), вызывающий в сознании аналогию — многочисленные изображения конного всадника на прялках, промысел которых был развит в с. Палащелье Лешуконского района.15
Для Мезенского района характерны обряды с «Бородой», как называли здесь последний сжатый сноп. В Лешуконском районе наряду с «Бородой» появляется «Елоха», — так, по-своему, называли там и первый, и последний жатвенные снопы. Если «Борода» находит параллели в подобных обрядах Нижней Двины, то «Елоха» связывает Лешуконский район с более южными русскими
17
областями. Например, в Костромской области были записаны подобные обряды, сохранившие это название, — «Елоха». Правда, костромские обряды более разработаны, а «Елоха» в них имеет антропоморфные, женские черты. Последнее обстоятельство позволяет связывать данные обряды с хорошо известной исследователям «Костромой», распространенной главным образом во Владимирской и некоторых других среднерусских областях.
Свадебный обряд Мезени представляется вариантом севернорусской свадьбы. В Лешуконском районе зафиксированы обряды, связанные с культом утки. В день приезда жениха за невестой для него приготовляют стол, в центре которого «сидит» изжаренная утка с красным цветком на голове. Жених должен свернуть голову утке. Появление подобного обряда в Лешуконском районе находит также созвучие с частым изображением утки на прялках из села Палащелье этого района. Впрочем, известно, что образ утки (или другой водоплавающей птицы) занимает большое место в русском песенном фольклоре и искусстве и одновременно является излюбленным в народном творчестве коми.
В некоторых мезенских деревнях практиковался оригинальный свадебный обычай — «баенно». Заключался он в следующем. На другой день после свадьбы молодых будили, чтобы вести в баню. Пока молодые мылись, для них делали «банник»: в скатерть клали две тарелки, две ложки, две вилки, миску с мясом и каравай хлеба. Все это зашивали иголками или закалывали булавками. Молодые, придя из бани, должны были «расшить банник». После этого сват разрезал хлеб и оделял им гостей.16 Обычай связывает Мезенский район с северодвинскими районами и с «байником» в свадьбах Поморского и Онежского берегов Белого моря.17
Во всех мезенских деревнях большое место в свадебном обряде отводилось ритуалам, связанным с баней. На важное значение бани в мезенской свадьбе указывает то обстоятельство, что в ней смывалась девичья «красота» или «воля», тогда как в других русских областях «красота» снималась вместе с расплетением косы или выниманием из нее алой ленты (или повязки), олицетворявшей «красоту».
Со свадебными обрядами связан оригинальный мезенский обычай — «новизне». Молодуха, начинавшая новую жизнь в семье мужа, выезжая первый раз на работу в поле, должна устроить угощение женщинам. В селах Лешуконского района отмечен характерный элемент обряда: в честь «молодой» затесывали елочку — срубали у ели несколько ветвей, недалеко от вершины. И сейчас, проезжая по Мезени, можно видеть затесанные таким образом ели, иногда по две, по три подряд. Ритуал был присущ русским в верховьях Мезени — районах, пограничных с коми. У последних же поклонение деревьям, особенно березе и ели, было сильно еще в XX в.
Таким образом, формирование этнокультурных особенностей русского населения Мезени связано с тремя этническими компонентами: два из них восходят к разным потокам русской колонизации XI—XII вв. (новгородская и низовская), а один — к дорусскому населению края. Культура населения северной зоны Мезени по многим элементам тяготеет к районам прибрежий Белого моря, нижнего течения Двины, Онеги, т. е. к областям, входившим в сферу влияния Новгорода Великого.
Формирование Лешуконской этнокультурной зоны обусловлено миграцией населения с юга, из бассейна верхней Волги. Выявленные по материалам народного искусства особенности, сближающие русских Лешуконского района с их этническими сожителями, свидетельствуют о непосредственных
18
контактах народов и, по-видимому, глубоких процессах ассимиляции русскими отдельных групп коми.
Ряд явлений в народном искусстве, говорящих о неоднородности русских — насельников Мезени, может быть объяснен этническими размежеваниями, имевшими место в славянской среде в разных культурно-хозяйственных зонах Восточной Европы еще до переселения русских на Север, в силу которых древнейшие элементы в культуре русских Лешуконского района связаны с доисторическими пластами культуры районов Волго-Камья. В то же время в культурных особенностях русских нижней Мезени немало общего не только с северо-западными русскими областями, но и с районами Прибалтики и Западной Европы.
Все эти факторы находились в прямом соприкосновении с искусством мезенской былинной традиции.18
Сноски к стр. 12
1 О мезенском народно-прикладном искусстве см.: Работнова И. П., Вишневская В. М., Кожевникова Л. А. Народное искусство Архангельской области // Сб. Трудов НИИ художественной промышленности. М., 1962; Тарановская Н. В. Росписи на Мезени и Печоре // Русское народное искусство Севера. Л., 1968; Круглова О. В. Мезенская роспись по дереву // Советская этнография. 1964. № 3. С. 118—123; Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1970. С. 19—29; Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство Европейского Севера. М., 1988. С. 101—187.
2 См.: Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки восточных славян // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. С. 362—363. (Тр. Института этнографии АН СССР. Т. 31).
Сноски к стр. 13
3 См.: Клетнова Е. Н. Символика народных украс Смоленского края. Смоленск, 1924. С. 8.
4 Техника тканья на ниту описана в статье: Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян // Восточнославянский этнографический сборник. С. 508.
5 См.: Шляпкин И. А. Древние русские кресты. СПб., 1906. С. 37—38; Панченко А. А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. С. 180—205 и др.
Сноски к стр. 14
6 Платонов С. Ф., Андреев А. И. Новгородская колонизация Севера // Очерки по истории колонизации Севера. Пг., 1922. Вып. 1. С. 26—37; Платонов С. Ф. Низовская колонизация на Севере // Там же. С. 47—69; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951; Дмитриева С. И. Географическое распространение русских былин: (По материалам конца XIX — начала XX в.). М., 1975; Бернштам Т. А. 1) Роль верхневолжской колонизации в освоении Русского Севера (IX—XV вв.) // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С. 5—29; 2) Поморы: Формирование группы и системы хозяйства. Л., 1978. С. 25—35.
Сноски к стр. 15
7 Подробнее см.: Дмитриева С. И. Архитектурные и декоративные особенности традиционного жилища русских Мезени (в связи с историей заселения края) // Советская этнография. 1980. № 6.
8 См.: Шляпкин И. А. Древние русские кресты. С. 38.
9 См.: Некрасов А. И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. М., 1924. С. 50.
10 См.: Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми // Тр. Института этнографии АН СССР. 1958. Т. 15. С. 340; Маслова Г. С. Народный орнамент верхневолжских карел. М., 1951. С. 130.
11 См.: Смирнов В. И. Русское узорное тканье (костромские пояски) // Советская этнография. 1940. № 3. С. 93.
12 См.: Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. С. 279, 278.
13 Словарь русских народных говоров. 1999. Вып. 33. С. 174.
Сноски к стр. 16
14 Мезенский фольклор опубликован в следующих сборниках: Ефименко П. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М., 1878 (Изв. Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Т. 30 / Тр. Этнографического отдела. Кн. 5, вып. 2); Песни, собранные П. В. Киреевским. Нов. сер. СПб., 1911. Вып. 1. № 9—32; Пг., 1917. Вып. 2, ч. 1. № 1185—1276; Тонков В. А. Свадебные песни и обряды г. Мезени. Казань, 1931; Песни Лешуконья / Собрал М. Н. Мякушин. Архангельск, 1940; Абрамский А. С. Песни Русского Севера. М., 1959; Песенный фольклор Мезени / Изд. подгот. Н. П. Колпакова, Б. М. Добровольский, В. В. Митрофанова, В. В. Коргузалов. Л., 1967; Песни Мезени. Архангельск, 1983. См. также грампластинки: Вокальный ансамбль Лешуконского районного Дома культуры Архангельской обл. Д=00016665/66; Народный хор Мезенского РДК Архангельской обл. 33Д=31807/8; Фольклорный ансамбль села Лебское Лешуконского р-на Архангельской обл. Мелодия, 1978. С20=09875/76; Из собрания Фонограммархива Пушкинского Дома: Традиционные песни Мезени. Мелодия, 1983. М20=4464=4.
15 Автор настоящего раздела статьи использует, в частности, личные экспедиционные наблюдения над бытованием фольклора на Мезени (Архив Института этнографии АН СССР. Материалы Архангельского отдела Восточнославянской экспедиции 1971, 1975—1976 гг., записи С. И. Дмитриевой — ф. 2, д. 9). Подробнее см.: Дмитриева С. И. Слово и обряд в мезенских заговорах // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.
Сноски к стр. 17
16 См.: Архив Института этнографии АН СССР. Материалы Архангельской экспедиции 1970 г. (ф. 9, ед. хр. 11).
17 См.: Бернштам Т. А. Свадебная обрядность на Поморском и Онежском берегах Белого моря // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 87.
Сноски к стр. 18
18 Там же.