128

Потрухова, Анна Васильевна

Анна Василъевна По́трухова — крестьянская девица дер. Дорогой Горы, Дорогорской волости, 35 лет, среднего роста, хромает на одну ногу. Теперь она живет с глухим старым отцом и старухой матерью у женатого брата. У них есть мелочная лавка. Анна понятлива и отличается любознательностью. Она сама очень любит старины, сказки и другие произведения народной словесности, вследствие чего раньше платила знатокам их деньги, чтобы они ей пели и рассказывали. Любит она послушать и чтение книги. Она пропела мне восемь старин: 1) «Козарин Петрович» (молодость, отъезд в поле и освобождение сестры), 2) «Братья-разбойники и их сестра», 3) «Мать князя Михайла губит его жену», 4) «Соловей Блудимирович и

129

Забава Путятисьня», 5) «Сухмантий Одихмантьевич», 6) «Потык», 7) «Алеша Попович освобождает Киев от Тугарина» и 8) «Старина о льдине и бое женщин и небылица». Первую и четвертую старины она выучила от тетки; вторую от дорогорской старухи, ходившей по Пинежскому уезду и собиравшей там милостыню; третью от старухи из дер. Жуковой Горы (в 13 верстах выше Дорогой Горы по р. Мезени). Кроме того, она знала еще старины: 1) «Василий Буслаевич», 2) «Дунай» (здесь обычно говорят — «Женитьба Владимира», но также называют старину и про Данила Игнатьевича (Ловчанина)), 3) «Васька-пьяница» (по здешнему «Туры»), 4) «Хотен Блудович», 5) «Чурило и неверная жена» и 6) «Сорок калик со каликою». Этим старинам она научилась от матери Василия и Андрея Тяросовых, которые ей родня (вероятно, это и есть та тетка, от коей идут первая и четвертая старина). Так как эти старины я имел уже в этой редакции от Василия и Андрея Тяросовых, то не стал записывать их опять у ней. Она слыхала и ранее знала также старины: 7) «Данило Денисьевич» (Игнатьевич) и 8) «Поездка Алеши Поповича с Екимом Ивановичем в Киев», но теперь она не могла их припомнить. Наконец, она слыхала из книги про Садка. Отличаясь понятливостью и любознательностью, она приобрела навык в напевах и размерах старин. По ее словам, она слыхала старину «Мать князя Михайла губит его жену» от старухи рассказом, а не в пении, но мне она ее пропела (с рассказа я ничего не записывал). В дер. Тимшелье я узнал, что будто бы про Ивашку-белую рубашку (или епанчу), т. е. сказку о Еруслане Лазаревиче, поют стариной и эту старину должны знатъ в Дорогой Горе. В последней, когда у меня были Андрей Тяросов, Артемий Петров и Анна, я спросил их, не знают ли они этой старины. Андрей и Артемий сказали, что этой сказки стариной не поют; а Андрей прибавил, что «слов» (стихов) десятка два можно бы сложить, но всю трудно (хотя я не просил их складывать, раз не поют ее стариной). Анна же утверждала, что она певала раньше про Еруслана стариной, но петь отказывалась по недостатку, будто бы, времени (я сомневаюсь, чтобы она пелу эту сказку, но возможность такого явления допускаю). Я записал у ней напевы первых шести пропетых ею старин.