579

205. Козарин

Що и-за славной из-за матушки Дунай267-реки
Подыма́лисе тота́ра с войной с калмы́ками,
И полонили тота́ра три города,
А подхватили тота́ра душу красную дев[и]цю.
5. Доставаласе душа красная девиця трём тотаринам да бусарманинам.

Стали тотара промеж собой дел делить.
Первой-от тотарин таково слово молвил:
«Я душу красную девицю копьём сколю».
А другой-от тотарищо сказал:

580

10. «Я душу красную девицю конём стопцю».
Как третей-от тотарин спроговорил «ружьём убью».
Подъежджал-то доброй молодець к трём тотаринам да бусарманина[м]

/Конь под им — как-быть лютой зверь,
На кони молодец — как есён сокол/;
15. Как первого-то тотарина копьём сколол,
А другого-то тотарина конём стоптал,
А третьёго-то тотарина ружьём убил.
«Ах, ты садись-ко, садись, девица, на добра коня;
Мы поедём с тобой, девица, на святую Русь!»
20. Середи было степи, степи-матушки,
Середи-то пристигала их темная ноченька.
«Слази-тко, слази, девица, со добра коня;
Мы станём с тобой, девица, темную ночь делить,
Темну ночь делить да тайной грех творить!» —
25. «Уш ты ой еси, доброй молодец!
Преже был лучше отца-матери,
А теперице стал хуже трёх тотар!» —
«Уш ты ой, красная девушка!
Ах, ты коей земли, коего роду-племени?» —
30. «Я земли Критское268, роду-племени богатырского.
Два брата царю служат,
да два брата Богу молятся,
Да два брата дома ес<т>ь, —
По роду, по племени сестра родна!» —
35. «Ты прости-тко, прости, родная сестриця,
36. миня в пе́рвой вины́!»

Сноски

Сноски к стр. 579

267 В первый раз он пропел «Дуван-реки», а потом изменил это.

Сноски к стр. 580

268 Название земли появилось, конечно, под влиянием сказания об Андрее Критском (Легенду о кровосмесителе — см. в «Памятниках старинной русской литературы», изд. гр. Г. А. Кушелевым-Безбородко, вып. II, стр. 415).