ОЙ, СИДИТЬ ПУ́ГАЧ
(Ой, сидит пу́гач)
Нотн. пр. № 55
В статье говорится о том, что мелодия и слова песни были усвоены певцом О. Г. Ревуцким с голоса Т. Г. Шевченко после его возвращения из ссылки в Петербург в 1858 г. Сличение этого варианта мелодии песни с вариантом в записи Одоевского позволяет говорить об их несомненной близости. Отметим также упоминание в статье Дм. Ревуцкого о том, что очень любил еще Шевченко песню про
208
смерть чумака в дороге с теми же словами: «Ой, сидить пу́гач в степу на могилі»6.
В 1866 г. Н. Г. Рубинштейн — пианист, дирижер, основатель Московской консерватории вписал в нотный альбом Одоевского мелодии напевов двух украинских песен. В примечании Рубинштейна говорится, что они были записаны им в Чигиринском уезде Киевской губернии.
Нотн. пр. № 56
[Напев украинской песни]
Нотн. пр. № 57
[Напев украинской песни]
На листе с записями обеих песен находятся еще наброски записи напева одной из них. Они могут служить примером поисков Одоевским наиболее точной записи мелодии.
Нотн. пр. № 58
[Наброски напева украинской песни]
209
В том же 1866 г. в Москве вышел в свет сборник украинских песен писательницы и собирательницы народных песен Марко Вовчок: «Двісті українських пісень. Співи і слова зібрав Марко Вовчок. У ноти завів Эдуард Мертке». Одоевский в это время работал над одной из своих основных музыкально-критических статей «Русская и так называемая общая музыка»7. Главное место в этой статье занимает вопрос о ладовых и метрических особенностях русских и украинских песен8. Одновременно Одоевский говорит о влиянии на украинскую песню польской песни. Теоретические вопросы, поставленные в статье, раскрываются в примечаниях и пометах Одоевского на принадлежавшем ему экземпляре сборника песен Марко Вовчок9.
Под № 1 в сборнике помещена песня «Ой був, та нема».
Сноски к стр. 208
6 Примечательно, что песня о пугаче сохранилась в наше время. В 1954 г. на Украине в селе Гланышеве Переясловского района был записан вариант песни «Ой сів пу́гач на могилі» [38, 36].
Сноски к стр. 209
7 Статья была опубликована через год в газете «Русский», 24 апреля 1867 г.
8 Г. Б. Бернандт отмечает, что В. Одоевский еще в 1838 г. в примечании к «Истории музыки» Г. Штаффорда указал на метрические особенности украинских народных песен (Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. С. 625.)
9 Сборник хранится в Отделе библиографических редкостей и рукописей Московской консерватории.