198

А ВО ПОЛЕ ЛИПОЧКА

I

Нотн. пр. № 35

Нотн. пр. № 35

[1] «Молчанов. Волжская».

II

Нотн. пр. № 36

Нотн. пр. № 36

[1] «Волжская с голоса Молчанова. Москва. 1863 г.».

[2] «NB иногда так» — относится к последним двум нотам 9-го такта

Нотн. пр. № 37

Нотн. пр. № 37

— запись вариации напева, а не хорового подголоска.

[3] «Цейная погласица» — незаконченная мысль Одоевского по поводу лада напева.

III

Нотн. пр. № 38

Нотн. пр. № 38

[1] «Молчанов».

199

IV

Под белою8 бел шатер
Под тем шатром стол стоит
За тем столом девица
____________9 красная
Рвала цветы со травы
Плела венки с городам
Со крупныим жемчугом.
Сплемши венок молвила

Кому венок носити?
Носить венок старому?


Мою молодость не сдержати
Носить венок ровнюшке
Ровнюшке венок носити,
Мою молодость сберегати.

Примечания: В архиве Одоевского хранятся четыре автографа записи песни «А во поле липочка»10.

1. Черновая запись 1863 г. — напев с подтекстовкой (автограф I) (№ 687, л. 3).

В подтекстовке 2-го такта, на черте после слога «во» — какой-то знак (нрзб.). В 11-м такте первая нота ре # (зачеркнута), она была, по-видимому, началом триоли; нота ми в конце того же такта зачеркнута линией, напоминающей половинную ноту фа. Над 12-м тактом зачеркнут начальный слог пометы, написан неразборчиво. Под напевом выписаны погласицы, к нему не относящиеся, и текст песни (черновая запись, идентичная беловой, — см. автограф IV).

2. Чистовая запись 1863 г. — напев с подтекстовкой (автограф II) (№ 191, л. 43).

В 9-м такте четвертная пауза над нотой фа исправлена на две восьмые ноты (фа, ля). В 13-м такте нота ми — варианта основной записи — под нотой фа написана неясно: почти как ре.

3. Черновая запись 1865 г. — напев с подтекстовкой (автограф III) (№ 191, л. 55).

Десятая нота написана неразборчиво, возможно — ми. Двадцать третья нота (до #?) написана также неразборчиво. Перед началом записи песни (на первой нотной строке, слева) зачеркнут черновой набросок зачина.

Нотн. пр. № 39

Нотн. пр. № 39

В рукописи Одоевского (№ 191, л. 55) перед записью песни «А во поле липочка» (автограф III) помещен автограф записи песни «Ах ты, Дуня» с пометой «Молчанов 1865» (см. л. 54). Палеографически

200

обе записи сходны; это дает основание предполагать, что автограф III также относится к 1865 г.

4. Чистовая запись текста (автограф IV) (№ 191, л. 42).

Разночтения с черновой записью текста: а) в 1-м стихе «белою» — вместо «липою», б) в 13-м стихе «ровнюшке» (литературная форма) вместо «ровнюшку» (областная форма).

*

Запись песни «А во поле липочка» 1865 г. (автограф III) — либо более поздняя редакция записи 1863 г. (автограф II), либо вариант, напетый Молчановым в 1865 г. Обе записи напева, изложенного в разных тональностях, мелодически сходны, за исключением следующих разночтений:

Запись 1863 г.

а) 5 такт — после ми четвертная пауза.

б) 14 такт. Нотн. пр. № 40

Нотн. пр. № 40

в) 6—8 такты.
Нотн. пр. № 42

Нотн. пр. № 42

Запись 1865 г.

а) Пауза отсутствует11.

б) Нотн. пр. № 41

Нотн. пр. № 41

в) Ноты тринадцатая — семнадцатая.
Нотн. пр. № 43

Нотн. пр. № 43

Сноски

Сноски к стр. 199

8 В слове «белою» буква «б» переправлена на «л». Одоевский не закончил исправление этого слова («липою» вместо «белою»); в автографе черновой записи текста песни — «липою». См. № 687, л. 3).

9 Черта обозначает повторение первых трех слов предыдущего стиха.

10 Все записи — с голоса Молчанова. Кроме того, в архиве Одоевского сохранился набросок другого варианта напева, записанного от неустановленного лица.

Сноски к стр. 200

11 Для удобства сличения нотные примеры б) и в) транспонированы на секунду выше.