У ТРОИЦЫ, У СЕРГИЯ, БЫЛО ПОД МОСКВОЮ
I
Нотн. пр. № 16
[1] «С голоса Молчанова — 1860 г.»
[2] «NB. Эту гамму Молчанов пел не так, как здесь написано, но после Re он брал две ноты, кои были средними между Re и Mi (но не Mi ) и между Mi
и Fa
, что я отметил знаками ”. Эти ноты были почти: Mi
и Fa
; и придавали напеву особенную характеристику, невыразимую в нашем нелепом нотописании».
[3] «Здесь Si — нота combianta <т. е. переменная нота. — Б. Г.> в старой итальянской школе».
[4] «Замечательный переход в другой тетрахорд».
189
II
Нотн. пр. № 17
[1] «В цейной гамме».
[2] «NB. Темперированное фортепьянное Si никак не давалось певцу, — он говорил: не то, но Si
на моем энгармоническом клавицине7 попало в его голос точь в точь».
[3] «Вариант АВ».
Нотн. пр. № 18
III
[1] | |
У Троицы, у Сергия, | Зашла к нему заехала |
[1] «Слова к предшествующему нумеру» относятся к напеву песни «У Троицы, у Сергия, было под Москвою», обозначенному в рукописи В. Одоевского № 191 номером 12 (см. л. 14 об.)
190
Примечания: В архиве В. Одоевского хранится три автографа записи песни «У Троицы, у Сергия, было под Москвою».
1. Запись напева с подтекстовкой (автограф I) — извлечение из гармонизации Одоевского (№ 191, л. 13 об.).
В 7-м такте между пятой нотой (ре) и шестой (фа ) — помета [5]; ее значение неясно. В 12-м такте после ноты до — nota combianta; обозначена бемолем и бекаром, проставленными рядом. После 11-го и 12-го тактов выписан карандашом вариант окончания напева и набросок его гармонизации.
Нотн. пр. № 19
2. Запись напева с подтекстовкой в транспорте (автораф II) (№ 191, л. 14).
После 6-го такта, в конце нотной строки — непонятный знак. В 8-м такте (после первой ноты) и в 11-м такте (после первых двух нот) — наброски тактовых черт, карандашом. В 3-м такте варианта «AB» нота ре вписана в ноту до, а над ними — слово «Re» в слово «ut»; нота соль — в ноту фа, а над ней слово «Sol» в слово «Fa».
3. Запись текста (автограф III) (№ 191, л. 14 об.).
В 15, 17, 19-м стихах местная форма: «сыночик».