188

У ТРОИЦЫ, У СЕРГИЯ, БЫЛО ПОД МОСКВОЮ

I

Нотн. пр. № 16

Нотн. пр. № 16

[1] «С голоса Молчанова — 1860 г.»

[2] «NB. Эту гамму Молчанов пел не так, как здесь написано, но после Re он брал две ноты, кои были средними между Re и Mi (но не Mi Бемоль) и между Mi БемольБемоль и Fa Бемоль, что я отметил знаками ”. Эти ноты были почти: Mi БемольБемоль и Fa Бемоль; и придавали напеву особенную характеристику, невыразимую в нашем нелепом нотописании».

[3] «Здесь Si — нота combianta <т. е. переменная нота. — Б. Г.> в старой итальянской школе».

[4] «Замечательный переход в другой тетрахорд».

189

II

Нотн. пр. № 17

Нотн. пр. № 17

[1] «В цейной гамме».

[2] «NB. Темперированное фортепьянное Si Бемоль никак не давалось певцу, — он говорил: не то, но Si Бемоль на моем энгармоническом клавицине7 попало в его голос точь в точь».

[3] «Вариант АВ».

Нотн. пр. № 18

Нотн. пр. № 18

III

[1]

 

У Троицы, у Сергия,
Было под Москвою
За каменной, за большою
Было за стеною.
Стояло туто темная темница,
Как во этой во темной темнице
Сидел в ней разудаленький
Душечка-молодчик.
Никто к нему удалому не за́йдет,
Никто к нему удалу не заедет.

Зашла к нему заехала
Гостья дорогая,
Не гостейка дорогая,
Матушка родная.
Уже не долго ли тебе сыночек,
Во темнице сидеть
Сестра, братья, сыночек
Все прочь отказалися
Золота казна, мой сыночек,
Уже вся истощилася.

[1] «Слова к предшествующему нумеру» относятся к напеву песни «У Троицы, у Сергия, было под Москвою», обозначенному в рукописи В. Одоевского № 191 номером 12 (см. л. 14 об.)

190

Примечания: В архиве В. Одоевского хранится три автографа записи песни «У Троицы, у Сергия, было под Москвою».

1. Запись напева с подтекстовкой (автограф I) — извлечение из гармонизации Одоевского (№ 191, л. 13 об.).

В 7-м такте между пятой нотой (ре) и шестой (фа ) — помета [5]; ее значение неясно. В 12-м такте после ноты до — nota combianta; обозначена бемолем и бекаром, проставленными рядом. После 11-го и 12-го тактов выписан карандашом вариант окончания напева и набросок его гармонизации.

Нотн. пр. № 19

Нотн. пр. № 19

2. Запись напева с подтекстовкой в транспорте (автораф II) (№ 191, л. 14).

После 6-го такта, в конце нотной строки — непонятный знак. В 8-м такте (после первой ноты) и в 11-м такте (после первых двух нот) — наброски тактовых черт, карандашом. В 3-м такте варианта «AB» нота ре вписана в ноту до, а над ними — слово «Re» в слово «ut»; нота соль — в ноту фа, а над ней слово «Sol» в слово «Fa».

3. Запись текста (автограф III) (№ 191, л. 14 об.).

В 15, 17, 19-м стихах местная форма: «сыночик».

Сноски

Сноски к стр. 189

7 Имеется в виду построенное по проекту Одоевского энгармоническое фортепиано. Хранится в ГЦММК.