178

По значению и объему русские песни в фольклорном собрании В. Одоевского занимают главное, основное место. Это песни, записанные с голосов крестьян И. Молчанова, И. Фомина, Я. Васильева;

179

цехового С. Михайлова; актера и писателя И. Горбунова; драматурга А. Островского; композитора В. Кашперова; знатоков и собирателей фольклора В. Даля, П. Бессонова и других; напевы и инструментальные наигрыши, подслушанные на московских улицах и Москве-реке. Наконец, это большой раздел песен и напевов, записанных от лиц, имена которых не сохранились.

Среди исполнителей русских песен Одоевский особенно отмечал талант певца и руководителя народного хора, выходца из крепостных крестьян Ярославского края Ивана Евстратьевича Молчанова (1809—1881)1. В статье «Русская и так называемая общая музыка» (1867) Одоевский писал: «Мелодия и характер наших старинных песен наиболее слышатся в хорах Ивана Евстратьевича Молчанова («Русского певца»), человека весьма замечательных дарований, и которого чудная память хранит в себе несколько сотен русских напевов. Пение хора этого почтенного человека должно быть предметом особого изучения со стороны всякого, желающего следить за историей и развитием нашего музыкального элемента, потому более, что все певцы этого хора поют не по нотам, а по слуху, следственно, руководятся не какою-либо искусственной теорией, но внутренним чувством русского человека. Сам Молчанов — чудное дело! — сочиняет и разучивает четырехголосные партиции — на память, на слух»2. Молчанов был неутомимым собирателем песен, он усваивал их с голосов крестьян, мастеровых, солдат и других лиц разных сословий, сам сочинял и издавал песни в пользовавшихся большой популярностью, особенно в конце 50-х — в 60-х годах, песенниках3. Он был основателем хора из крестьян, который организовал в 1850-х годах и с которым долгие годы выступал в Петербурге, Москве, Владимире, Курске, Нижнем-Новгороде и других городах. Почти не зная нот и воспринимая песни лишь на слух, он сумел создать хор из таких же, как он, певцов-самородков, исполнявших народные песни в традициях русского подголосочного хорового пения. Молчанов не только руководил хором, он был еще и педагогом — обучал пению народных песен солдат в воинских частях, а у себя на дому содержал на собственные средства школу малолетних певчих, приобщая их с детских лет к исполнению песен в народной манере4.

Молчанов — единственный известный нам певец, с голоса которого записывал мелодии русских народных песен Михаил Иванович Глинка [35, 655].

180

Необыкновенное искусство Молчанова — исполнителя народных песен, обладателя баритона редкой красоты привлекало многих его современников. Первым из них здесь должно быть названо имя В. Одоевского. Это к нему в Петербурге пришел Молчанов на 51-м году жизни, чтобы начать учиться музыке профессионально. Одоевский отметил в своем дневнике: «У меня певец Молчанов, которого я начал учить по мето́де Шеве и посредством деления струны на балалайке»5.

Публикуемые нами песни «Как со вечера снежок, порошица», «У Троицы, у Сергия, было под Москвою», «А мы просо сеяли», «Не шатайся, ах ты, не валяйся» с одинаковыми пометами Одоевского «Записано с голоса Молчанова 1860 г.» были, по-видимому, первыми, которые Одоевский записал от Молчанова. Одоевский был восхищен красотой напевов старинных крестьянских песен, эмоциональной стороны исполнения Молчанова. С филигранной точностью и тщательностью воспроизвел Одоевский в своих нотных записях то, что характеризует Молчанова как замечательного мастера русской песни, хотя записывать от Молчанова было очень трудно из-за его свободной, чисто импровизационной манеры исполнения. В этой связи большой интерес представляет запись песни (ноты и слова) «У Троицы, у Сергия, было под Москвою» с примечаниями и пометами В. Одоевского6.

С 1860 г. и до смерти Одоевского (1869) творческие отношения его с Молчановым были постоянными. Они продолжались и после переезда Одоевского в 1862 г. из Петербурга в Москву. Молчанов ценил Одоевского как учителя, советчика, друга, музыканта непререкаемого авторитета. Одоевский любил Молчанова, называл его «человеком с чудной музыкальной организацией». В Молчанове и руководимом им хоре Одоевский нашел то, что долго искал как музыкант-фольклорист: лабораторию подлинного русского народного пения. Об этом свидетельствуют записи в дневнике Одоевского: «Явился Молчанов со своим хором... с голоса двоих записал по песне, и еще несколько от Молчанова (4 мая 1863 г.)», «Молчанов, с голоса которого я записал одну песню (15 апреля 1865 г.)» и другие7. В примечании Одоевского к одному из вариантов песни «А во поле липочка» читаем: «Волжская с голоса Молчанова. Москва (1863 г.)». Сопоставляя эти записи с примечаниями Одоевского к другим вариантам песни «А во поле липочка», к песне «Ах ты, Дуня» и другим, в которых даты записи отсутствуют, мы приходим к заключению, что большинство песен было записано В. Одоевским от И. Молчанова в 1860-е годы.

Сноски

Сноски к стр. 179

1 В литературе отчество И. Е. Молчанова встречается написанным по-разному: Евстафиевич, Евграфович и т. д. Мы даем его так, как оно сохранилось в работах В. Ф. Одоевского: Евстратьевич.

2 Выделено В. Ф. Одоевским. См.: Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. С. 321. В дальнейшем: Одоевский В. Ф. Муз.-лит. наследие.

3 Молчанову принадлежит, в частности, известная песня «Было дело под Полтавой». Из песенников отметим вышедший в свет в Петербурге в 1859 г. «Альбом лучших русских и цыганских и оркестрованных И. Молчановым песен и романсов».

4 Подробнее о И. Молчанове и его деятельности см.: Грановский Б. Б. Очерки о певцах Ярославского края. Ярославль, 1988.

Сноски к стр. 180

5 ГПБ. Ф. 539. Оп. 1. Пер. 15. Л. 11. Система (мето́да) французского теоретика Э. Шеве заключалась в том, что при написании нот высота отдельных звуков заменялась цифровыми обозначениями.

6 См. также воспоминания Одоевского о записи этой песни от И. Молчанова (Одоевский В. Ф. Муз.-лит. наследие. С. 481—482).

7 Типология. С. 315.