273

Рукописи Е. А. Боратынскаго.

Рукописи Е. А. Боратынскаго въ такомъ большомъ количествѣ затерялись и сгорѣли при пожарѣ, что изученіе его творчества было бы весьма и весьма затрудненнымъ, если бы этотъ ущербъ до извѣстной степени не восполнялся многочисленными и авторитетными копіями жены поэта — Анастасіи Львовны Боратынской. Вслѣдствіе такого положенія рукописей Боратынскаго, въ основу текста его произведеній приходится полагать копіи и современные журналы, лишь изрѣдка, въ исключительныхъ случаяхъ повѣряя текстъ единичными уцѣлѣвшими автографами поэта. Копіи, сдѣланныя Н. Л. Боратынской (часто — въ нѣсколькихъ экземплярахъ), имѣютъ несомнѣнную, значительную цѣнность, почти равную автографу, такъ какъ Настасья Львовна была своего рода секретаремъ поэта при подготовкѣ его произведеній къ изданію; но потеря автографовъ становится особенно ощутительной въ тѣхъ — слѣдовательно, наиболѣе важныхъ для насъ — случаяхъ, когда поэтъ не предполагалъ включать въ собраніе своихъ сочиненій то или иное произведеніе. Вслѣдствіе этого вмѣстѣ съ потерей автографа поэта сопряжена была потеря и самого произведенія для потомства.

Такъ, не дошла до насъ цѣлая драма, которую поэтъ посылалъ въ законченномъ видѣ И. В. Кирѣевскому, и о которой онъ оживленно переписывался съ нимъ, такъ пропали для насъ и многія стихотворенія Боратынскаго.

По странной случайности, сохранилось гораздо больше подлинниковъ писемъ Боратынскаго, но и въ данномъ случаѣ мы находимся не въ особенно счастливомъ положеніи: въ большомъ количествѣ извѣстны письма поэта къ роднымъ, въ которыхъ онъ весьма мало говоритъ о литературныхъ вопросахъ и рѣдко раскрываетъ свою душу. Изъ остальной переписки дошли до насъ болѣе или менѣе полныя и значительныя по количеству письма Боратынскаго только къ И. В. Кирѣевскому, князю П. А. Вяземскому и Н. В. Путятѣ; особенно тщательно собиралъ и сохранялъ свои письма отъ Боратынскаго послѣдній адресатъ — Николай Васильевичъ Путята. Изъ настоящаго обзора рукописей Боратынскаго мы исключаемъ этотъ отдѣлъ — письма, о которыхъ сообщимъ свѣдѣнія при печатаніи самыхъ писемъ.

Подробное описаніе автографовъ Боратынскаго не входитъ въ нашу задачу, тѣмъ болѣе, что внѣшній видъ ихъ не представляетъ ничего замѣчательнаго: обычно мы имѣемъ начисто переписанное рукою поэта стихотвореніе,

274

безъ помарокъ, безъ всякихъ украшеній и рисунковъ, рѣже имѣемъ исправленія — и только въ исключительныхъ случаяхъ черновики въ собственномъ значеніи этого слова.

По значительности и по количеству автографовъ Боратынскаго занимаетъ первое мѣсто Казанскій архивъ Боратынскихъ. 1) Рукописный сборникъ, принадлежавшій матери или женѣ поэта. Въ этомъ рукописномъ сборникѣ, среди многочисленныхъ выписокъ изъ французскихъ авторовъ, находятся копіи произведеній также и русскихъ поэтовъ, преимущественно Пушкина, Жуковскаго и Боратынскаго. Весьма любопытны копіи произведеній Пушкина, такъ какъ представляютъ рядъ значительныхъ отличій, интересныхъ и до извѣстной степени авторитетныхъ для насъ въ силу того, что они вписаны въ тетрадь семьи Боратынскихъ, которую много разъ держалъ въ своихъ рукахъ Е. А. Боратынскій, близко знавшій Пушкина. Въ этомъ рукописномъ сборникѣ рукою Боратынскаго переписаны стихотвореніе Батюшкова „Бесѣдка Музъ“ и слѣдующія собственныя произведенія: Чудный градъ порой сольется (см. т. I, стр. 113), Старательно мы наблюдаемъ свѣтъ (т. I, стр. 103), Гдѣ сладкой шопотъ (т. I, стр. 136; см. воспроизведеніе этого автографа въ I томѣ, между 128—129 стр.), Бывало, отрокъ звонкимъ кликомъ (т. I, стр. 121; автографъ воспроизведенъ на 122 стр.), Мой неискусный карандашъ (т. I, стр. 126), Любви примѣты („Догадка“, т. I, стр. 36), «Звѣздочка» (т. I, стр. 67), съ помѣтой 24 Сент. 1824, «Мара» (т. I, стр. 98; воспроизведеніе автографа на стр. 99—100), О вѣрь, ты нѣжная дороже славы мнѣ (т. I, стр. 135) и Что я прибавлю, другъ мой нѣжной? (Эпилогъ сказки „Переселенія душъ“, т. II, стр. 69), съ надписью La Harpe. Кромѣ того, въ этомъ рукописномъ сборникѣ имѣется копія «Черепа» съ весьма существенными исправленіями, сдѣланными поэтомъ.

2) Альбомъ Анастасіи Львовны Боратынской, принадлежащій З. Е. Геркенъ. Въ этомъ альбомѣ заполнено 149 страницъ, изъ которыхъ первыя 39 — рукою поэта, остальныя же 110 — рукой жены его, Ан. Л. Боратынской. На первой страницѣ поэтъ надписалъ: „Сочиненія Евгенія Баратынскаго 1824 и 1825 года“. Замѣтимъ, что эта помѣта Боратынскаго даетъ возможность датировать произведенія поэта, указанныя въ ошибочномъ хронологическомъ порядкѣ въ посмертныхъ изданіяхъ. Дальше слѣдуютъ автографы пьесъ: «Звѣзда» („Звѣздочка“, т. I, стр. 67), «Веселье и Горе» (т. I, стр. 77), «Буря» (т. I, стр. 74), «Дѣвушкѣ, имя которой было: Аврора» (т. I, стр. 68), «Безнадежность» (т. I, стр. 46), «Дорога жизни» (т. I, стр. 83), «Балъ. Отрывокъ» (написаны стихи, соотвѣтствующіе во II томѣ стихамъ 15—56, стр. 42—43), «Эпиграма» — Пѣвецъ какой то на искусъ (т. I, стр. 85), «Пѣсня» (т. I, стр. 86) и «Черепъ» (т. I, стр. 70). Дальше идетъ написанный чужой рукой отрывокъ изъ Delphine Girardin: „Inspirer un amour“... Послѣ этого отрывка Боратынскій продолжаетъ записывать свои стихотворенія, и мы имѣемъ полную рукопись сказки «Телема и Макаръ» съ многочисленными исправленіями автора.

За „Телемой и Макаромъ“ слѣдуютъ: «Эпиграма» („Эпиграмма“, И ты поэтъ, и онъ поэтъ; т. I, стр. 87), черновикъ «А. А. В-ой» („А. А. В[оейков]ой“, т. I, стр. 85), «*** Посылая тетрадь стиховъ» („Къ *** посылая тетрадь

275

стиховъ“, т. I, стр. 84), «Эпиграма» — Что ни болтай, а я великой мужъ! (т. I, стр. 80). Наиболѣе значительнымъ однако въ этомъ сборникѣ является автографъ первоначальной (не сохранившейся полностью) редакціи «Эды», обрывающійся на 95 стихѣ. 3) Черновики поэта. Въ этихъ черновикахъ на большихъ листахъ находятся отрывки изъ переработки «Цыганки» и — на 4 страницахъ — мало разборчивый, исчирканный черновикъ стихотворенія «На посѣвъ лѣса» (т. I, стр. 167; см. воспроизведеніе части автографа между 168 и 169 стр.). 4) Небольшой, плотный синій листокъ съ черновикомъ стихотворенія «Обѣды» (т. I, стр. 157; воспроизведенъ автографъ между 296 и 297 стр.). 5) Тетрадь черновиковъ, изъ 5 большихъ листовъ, формата писчей бумаги, причемъ оборотъ 3 листа остался незаполненнымъ, а въ 5 листѣ съ половины страницы оторванъ весьма значительный край. За исключеніемъ небольшого стихотворенія — Не растравляй моей души (т. I, стр. 142) — вся тетрадь занята переработкой части стихотворенія «Признаніе» (т. I, стр. 186), по которой можно судить о работѣ Боратынскаго надъ стихомъ. Все, что поддается чтенію въ этомъ автографѣ, помѣщено нами въ примѣчаніи ко второй редакціи „Признанія“ (т. I, стр. 314—318). 6) Цензурная копія послѣдняго сборника Боратынскаго „Сумерки“. Копія „Сумерекъ“ написана писарскимъ почеркомъ, но на заглавномъ листѣ читаемъ написанное рукою поэта заглавіе: Сонъ зимней ночи, исправленное имъ же на Сумерки. Сочиненіе Евгенія Боратынскаго. Москва 1842-го года. Кромѣ того, мы имѣемъ исправленія, сдѣланныя поэтомъ въ стихотвореніяхъ: «Недоносокъ» (т. I, стр. 143), Были бури, непогоды (т. I, стр, 155), Здравствуй, отрокъ сладкогласной (т. I, стр. 165), «Скульпторъ» (т. I, стр. 164) и «Осень» (т. I, стр. 149); стихотвореніе «Коттеріи» записано самимъ поэтомъ (т. I, стр. 166), и ему же принадлежатъ помѣтки (не всегда правильныя) о томъ, гдѣ было напечатано стихотвореніе, подъ слѣдующими пьесами: «Бокалъ» (т. I, стр. 145), Были бури, непогоды (т. I, стр. 155), Еще какъ Патріархъ не древенъ я; моей (т. I, стр. 155), Толпѣ тревожный день привѣтенъ, но страшна (т. I, стр. 156) и «Рифма» (т. I, стр. 160).

Въ Татевскомъ Архивѣ хранятся слѣдующіе автографы поэта: 1) семейный альбомъ, въ сафьяновомъ переплетѣ съ золотой надписью: Tendresse. Въ этомъ альбомѣ, отличной сохранности, имѣется нѣсколько рисунковъ Е. А. Боратынскаго, воспроизведенныхъ нами въ I томѣ сочиненій поэта, и автографы слѣдующихъ стихотвореній: „Лидѣ (рядомъ въ скобкахъ написано карандашомъ другимъ почеркомъ: Лизаветѣ Купріановой, см. т. I стр. 24), Повѣрь, мой милый другъ, страданье нужно намъ („Къ Коншину“, т. I, стр. 19; см. воспроизведеніе этого автографа въ I томѣ между 24 и 25 стр.), „Паденіе листьевъ“ (т. I, стр. 43) и отрывокъ изъ „Пировъ“: Какъ нелюбить родной Москвы? (стихи 52—101, II томъ, стр. 8—9) съ подписью „Изъ поэмы Пиры Е. Б.“. 2) Альбомъ кузины поэта, Наталіи(?). Въ этомъ альбомѣ рукой Боратынскаго записано два его стихотворенія, изъ которыхъ одно любопытно, какъ первый черновой набросокъ стихотворенія, посвященнаго Пушкину, но въ то время повидимому еще не пріуроченнаго къ нему — Какъ взоры томные свои Ты на пѣвцѣ остановила (А. С. Пушкину (Новинское), т. I, стр. 154); другой же автографъ даетъ возможность установить авторство неизвѣстнаго въ посмертныхъ изданіяхъ стихотворенія —

276

Я былъ любимъ, твердила ты (т. I, стр, 58). 3) Богатое собраніе автографовъ, принадлежащее С. А. Рачинскому. Въ числѣ многочисленныхъ и весьма цѣнныхъ автографовъ выдающихся людей, собранныхъ С. А. Рачинскимъ (главнымъ образомъ поэтовъ, музыкантовъ и писателей), находится и автографъ перваго по времени изъ всѣхъ извѣстныхъ намъ стихотвореній Боратынскаго — „Хоръ, пѣтый въ день имянинъ дяденьки Б. Андр. его маленькими племянницами Панчулидзевыми“ (см. т. I, стр. 1, тамъ же воспроизведеніе автографа).

Мурановскій архивъ Тютчевыхъ. 1) Въ Мурановскомъ архивѣ находятся главнымъ образомъ письма поэта къ Н. В. Путятѣ. Изъ этихъ писемъ мы извлекли слѣдующія стихотворенія — автографы Е. А. Боратынскаго: Въ своихъ листахъ душонкой ты кривишь (т. I, стр. 87), „Эпиграмма“ — Не трогайте Парнаскаго пера (т. I, стр. 88), Прости, мой милый, такъ создать (т. I, стр. 95), 7-ая строфа „Черепа“ — Намъ надобны и страсти и мечты (т. I, стр. 71) и отрывокъ изъ „Бала“: Блистаетъ тысячью огней (стихи 19—46, т. II, стр. 42—43). 2) Отдѣльные листы съ автографами, сшитые въ тетрадь Н. В. Путятой. Большой листъ почтовой бумаги съ автографами двухъ стихотвореній, не отдѣленныхъ другъ отъ друга чертой: „Рифма“ (т. I, стр. 160—161) и Въ рукахъ у этого педанта („На [Надеждина]“, т. I, стр. 146—147). Отдѣльные автографы въ тетради: Люблю я васъ, Богини пѣнья (т. I, стр. 168—169) и Когда дитя и страсти и сомнѣнья (т. I, стр. 169). При послѣднемъ письмѣ къ Н. В. Путятѣ поэтъ переслалъ два листа формата большой почтовой бумаги, на которыхъ записаны стихотворенія „Пироскафъ“ (т. I, стр. 170) и „Дядькѣ-Итальянцу“ (т. I, стр. 171—174). 3) Тетрадь съ стихотвореніями Боратынскаго, переведенными имъ на французскій языкъ, пересланная поэтомъ Н. В. Путятѣ изъ Парижа. Въ этой тетради записаны слѣдующіе переводы: Merci, amis, pour votre indignation flatteuse (Far Niente, т. I, стр. 191), Oh qu'il te sied ce nom d' Aurore (A Aurore Chernval, стр. 191), Quelquefois une fée m'apparaît en songe (La Fèe, стр. 192), La bonne mère qui veut pour nous le voyage de la vie (Les Frais de Route, стр. 192), Aimons la science (La Sagesse des Nations, стр. 192) Ton élu, o Dieu de lumière (L' Harmonie, стр. 192), „Mort de Goethe“ (стр. 193), Pourquoi le captif aurait-il des rêves de liberté? (Soumission, стр. 1914), Le dernier poète (стр. 195), La foule aime le jour qui l'appelle au tumulte (Soucis matériels, стр. 196), Pourquoi luisez-vous, jours opiniâtres (Les Redites, стр. 197), Toujours éblouissante de parure (Le Crépuscule, стр. 197), Raison Souveraine! (Pas d'Oubli, (стр. 297), „La Rime“ (стр. 198) Le Prejugé (стр. 198) и Fraternisez, veillez à la defense de vos mediocrités respectives (стр. 198).

Въ Пушкинском Домѣ хранятся два альбомчика съ автографами Боратынскаго. 1) Альбомчикъ Анны Васильевны Лутковской, имѣющій большое значеніе, такъ какъ въ немъ находятся 2 бывшихъ до сихъ поръ неизвѣстными стихотворенія поэта. На 13 страницѣ альбомчика записано стихотвореніе Младыя Граціи сплели тебѣ вѣнокъ (т. I, стр. 66) съ подписью въ одномъ концѣ Фридрисгамъ, въ другомъ — Евгеній Бора (для окончанія фамиліи не хватило мѣста); на 15 страницѣМила какъ Грація; скромна (т. I, стр. 66), съ подписью Н. С. (?) и ниже — Боратынскій; на

277

19 страницѣ Е. Б. — Тебя-ль изобразить и ты-ль изобразима? („Портретъ В...“, т. I, стр. 3); на 22 страницѣ стихотвореніе Вы слишкомъ многими любимы (т. I, стр. 25); на 41 страницѣ рукою Н. Аргуновой записано, повидимому, ея стихотвореніе, украшенное рисункомъ незабудочки:

Ne du tems de langeur
Ni du lieux la distance
N' auront jamais la puisance
de vous arracher de mon coeur.
                     à celle qui vous aime bien
                                                             Natalie Argoun

Дальше слѣдуетъ переводъ этого стихотворенія, записанный Е. А. Боратынскимъ: Ни времяни медленье (т. I, стр. 206). На 43 страницѣ Боратынскій вписалъ въ альбомъ непечатавшееся при его жизни (а также и въ посмертныхъ изданіяхъ) стихотвореніе Когда придется какъ нибудь (т. I, стр. 65) съ подписью:

                                                                                                                                            Е. Боратынскій

Роченсальмъ,
Февраля 15-го 1824-го года.

Кромѣ того, на 61 страницѣ альбомчика находится рисунокъ (близкій по содержанію къ Оссіановской поэзіи) съ подписью Е. В. 1827. 2) Альбомъ С. Д. Пономаревой съ автографами многихъ извѣстныхъ современныхъ поэтовъ. Среди многочисленныхъ записей находятся также и два автографа Боратынскаго, изъ коихъ особенный интересъ представляетъ первый — О своенравная Софія (т. I. стр. 54) съ подписью Е. Б.; другой автографъ — съ подписью Боратынскій — представляетъ запись стихотворенія „Двѣ доли“ — Дало двѣ доли Провидѣніе (т. I, стр. 45—46).

Автографы Императорской Публичной Библіотеки. 1) Въ бумагахъ проф. Помяловскаго, на отдѣльномъ листѣ съ помѣтой (Помяловскаго?) Евг. Баратынскій pièce autogr, en vers — рукою Боратынскаго написано его стихотвореніе — Не бойся ѣдкихъ осужденій („Къ ***“, т. I, стр. 90—91). 2) Въ Погодинскомъ древлехранилищѣ на листкѣ почтовой бумаги находится автографъ стихотворенія «Подражателямъ» (т. I, стр. 113—114).

Автографы музея П. И. Щукина. 1) Тетрадка изъ 3 листовъ бѣлой почтовой бумаги малаго формата, всѣ 12 страничекъ которой заполнены началомъ повѣсти „Балъ“, подъ заглавіемъ „Бальный вечеръ“. Этотъ автографъ „Бала“, заключающій въ себѣ 1—168 стихи, разбитъ на 12 строфъ и представляетъ особенную цѣнность въ томъ отношеніи, что въ немъ находятся первые 14 стиховъ, неизвѣстные намъ ни изъ какихъ другихъ источниковъ. 2) Четвертушка плотной синей бумаги, на первомъ листѣ (съ оборотомъ) которой записана поэтомъ „Могила“ („Черепъ“, т. I, стр. 70—71).

Автографы Тургеневскаго архива, хранящагося въ Императорской Академіи Наукъ. На печатномъ приглашеніи князя С. М. Голицына (11 Ноября 1831 года) записано поэтомъ стихотвореніе — Я слыхалъ: звѣзда иная („Въ Альбомъ отъѣзжающей“, т. I, стр. 111), съ подписью Боратынскій.

278

Бумаги М. Н. Лонгинова, хранящіяся у П. Е. Щеголева. На четвертушкѣ почтовой бумаги съ водянымъ знакомъ 1820 года, среди записанныхъ Л. С. Пушкинымъ эпиграммъ Пушкина и Боратынскаго (между прочимъ — по одной неизданной эпиграммѣ Пушкина и Боратынскаго), на 1-ой страницѣ находится автографъ Боратынскаго — Очарованье красоты („А. А. Воейковой“, т. I, стр. 85) съ подписью Боратынскій.

Въ книжномъ магазинѣ Н. В. Соловьева мы видѣли въ 1914 году автографъ стихотворенія Боратынскаго „Больной“ (т. I, стр. 22).

Кромѣ того, въ Императорскомъ Московскомъ и Румянцевскомъ музеѣ (какъ это видно изъ отчетовъ) хранятся два автографа стихотвореній Боратынскаго: „Д. В. Давыдову“ и „Историческая эпиграмма“. Къ сожалѣнію, несмотря на всѣ попытки, намъ не удалось получить доступъ къ этимъ автографамъ.

_______