Серов А. Н. Письмо Одоевскому В. Ф., 4 декабря 1864 // Е. А. Боратынский: Материалы к его биографии. Из Татевского архива Рачинских / С введением и примеч. Ю. Н. Верховского. — Пг.: Тип. Имп. акад. наук, 1916. — С. 113—115.

113

А. Н. Сѣровъ.

4-го Декабря 64.

Многоуважаемый Князь

Владиміръ Ѳедоровичъ,

Благодарю Васъ душевно за добрую память обо мнѣ и моихъ дѣлахъ. Рекомендація С. Я. Неклюдову доставила мнѣ случай съ нимъ лично познакомиться и, сколько мнѣ кажется, онъ не будетъ изъ числа моихъ противниковъ. Мы съ нимъ поразговорились и я видѣлъ въ немъ готовность содѣйствовать моимъ планамъ. Только та бѣда, что въ настоящую-то минуту нѣтъ возможности дать мою «Юдиѳь» въ Москвѣ — ни такъ ни сякъ. Вездѣ — очень существенныя препятствія. Нѣтъ ни артистовъ на главныя роли, ни средствъ на хорошую постановку, ни удобности выпросить у директора Біанки и Саріотти въ Москву на «Gast-rollen» — Это, значитъ, надо отдумать.

Между тѣмъ .......

Именно въ настоящее-то время для меня особенно-полезна была-бы постановка «Юдиѳи» въ Москвѣ. Я имѣю нѣкоторое право надѣяться, что послѣ второй моей оперы — съ сюжетомъ и музыкою поближе къ «національному» — мнѣ въ публикѣ посчастливится побольше нежели съ Юдиѳью и внѣшнее мое, т: е: матеріальное положеніе, вѣроятно, улучшится. Только для всего этого мнѣ надобно кончить мою партитуру, а для того чтобъ кончить, надобно жить не заботясь о житейскихъ мелочахъ, — а для того чтобъ не заботиться надо быть обезпеченнымъ съ матеріальной стороны1). Вотъ что̀ меня и сокрушаетъ, что никто какъ слѣдуетъ не хочетъ войти въ мое положеніе съ этой точки! Я объяснялъ (преодолѣвъ гордость и проч:) трудность своего бездоходнаго существованія Князю Дмитрію Александр. Оболенскому. Онъ горячо принялъ это дѣдо къ сердцу (онъ сочувствуетъ мнѣ какъ товарищъ по Училищу Правовѣдѣнія и какъ партизанъ «Юдиѳи»). Результатомъ его ходатайства оказалась уже нѣкоторая внѣшняя помощь. Кромѣ того онъ для меня забросилъ удочку у Васъ, въ Москвѣ.

Онъ много говорилъ обо мнѣ князю Николаю Трубецкому — Рѣчь была объ томъ: нельзя ли, чтобъ Русск. Муз. Общ. дало концертъ — весь

114

изъ моихъ произведеній и прямо — въ мою пользу. — Для чего же и Общество, если оно не будетъ дѣятельно поддерживать русскіе таланты —? Казалось бы такъ — но я мало вѣрилъ успѣху такой негоціаціи. И дѣйствительно: оказалось (изъ письма Кн. Трубецкого, мнѣ сообщеннаго) что такой концертъ въ мою пользу произвелъ бы разрывъ (!) Московск. Музык. Общ. съ Петербургскимъ отъ котораго оно въ зависимости. Т: е: переведя все это на логическій языкъ нелицепріятной правды выйдетъ, — что Русское Музыкальное Общество не можетъ оказать помощи русскому музыканту который въ настоящее время выдвинулся на первый планъ и нуждается въ помощи для окончанія большого художественнаго труда Пружина препятствія — только та, что я не сгибалъ спины передъ музыкальнымъ временщикомъ, котораго — по своимъ идеаламъ — ни съ какой стороны (кромѣ піанизма) уважать не могу. Зачѣмъ же титуловаться — обществомъ, музыкальнымъ да еще Русскимъ? Найдите мнѣ въ настоящую минуту музыканта на Руси, который бы больше моего имѣлъ права на участіе со стороны тѣхъ, кто заботится объ искуствѣ и артистахъ? — Впрочемъ Кн. Трубецкой пишетъ, что дѣло только отложено до болѣе благопріятнаго времени, а между тѣмъ публика Московская можетъ познакомиться съ моими произведеніями. Пишутъ что хоръ одалисокъ изъ «Юдиѳи» уже разъучивается въ Р. М. Общ. — Кромѣ того отъ меня посланы къ Н. Гр. Рубинштейну въ партитурѣ три NN изъ 2го акта «Рогнѣды», а именно: 1, Хоръ славленія князя и богатырей — 2, пляска женщинъ и 3, пляска скомороховъ. Н. Гр. Рубинштейнъ при свиданьи со мной въ Москвѣ, прошлой зимой самъ предложилъ мнѣ исполнить въ концертахъ Р. М. О. все, что̀ мнѣ вздумается прислать изъ моихъ трудовъ, — и притомъ, не отлагая далёко. — Теперь именно — какъ я Вамъ излагаю, — мнѣ особенно полезно было бы исполненіе моихъ вещей передъ Московскою публикою. Очень быть можетъ, что мнѣ, и какъ педагогу музыкальному, придется быть дѣятелемъ больше въ Москвѣ чѣмъ въ Петербургѣ. На Васъ возлагаю порученьице потолковать съ Ник. Григ. Рубинштейномъ о присланномъ мною и добиться какого-нибудь результата. Ввѣряю себя Вашему доброму расположенію. Преданнѣйшій Вамъ

А. Сѣровъ.

Р. S. 1. Передайте дирижёру, въ случаѣ исполненія моего хора изъ «Рогнѣды», что темпъ его очень умѣренный (Нота = 85 м. м. или около) скорѣе медленно, чѣмъ скоро. — Въ концертѣ Кологривова, въ манежѣ, былъ взятъ темпъ залихватскій; вмѣсто богатырскаго славленія вышелъ

115

«казачокъ» и весь эффектъ — пропалъ. Особенно четверти въ мотивѣ унисономъ Ноты должны быть пудовыя.

Р. S. 2. Жена Вамъ свидѣтельствуетъ свое почтеніе и напишетъ Вамъ, какъ будетъ себя получше чувствовать. Теперь она часто нездорова. —

Адресъ: Его Высокородію

А. Н. С.

Въ Глухомъ переулкѣ (близь Вознесенскаго проспекта) — домъ № 3, квартира № 16.

Автографъ (№ 12). Оба Р. S. помѣщены на отдѣльномъ лоскуткѣ бумаги, вклеенномъ впереди письма. — Въ разрядку напечатаны подчёркнутыя слова, курсивомъ — подчеркнутыя дважды.

Александръ Николаевичъ Сѣровъ (1820—1871), авторъ Юдиѳи (1863), Рогнѣды (1866) и Вражьей Силы (1871), извѣстенъ и какъ композиторъ, и какъ музыкальный критикъ. Его Критическія статьи вышли въ 1892—1896 г.г. отдѣльнымъ изданіемъ (4 т.). О нёмъ см. монографію Н. Финдейзена — А. Н. Сѣровъ. Его жизнь и музыкальная дѣятельность. Изд. 2-е, М. 1904.

Жена его — Валентина Семёновна, урождённая Бергманъ, нынѣ здравствующая (р. 1846) — также извѣстна своею композиторской и музыкально-критической дѣятельностью. Оперы ея: Уріэль Акоста (1885), Илья Муромецъ (1899) и др.

Біанки (1839—1884) — знаменитая пѣвица (сопрано), пѣла на оперныхъ сценахъ въ Петербургѣ (1862—1865) и въ Москвѣ (до 1867).

Саріотти, Михаилъ Ивановичъ (1830—1878) — въ своё время извѣстный пѣвецъ, басъ, — пѣлъ сперва въ Италіи, потомъ, съ 1863 г., въ Петербургѣ.

Берліозъ, Гекторъ (1803—1869) — извѣстный композиторъ.

Князь Дмитрій Александровичъ Оболенскій (1822—1881), впослѣдствіи — товарищъ министра государственныхъ имуществъ, былъ въ шестидесятыхъ годахъ директоромъ коммиссаріатскаго департамента морского министерства.

Кологривовъ, Василій Алексѣевичъ (1827—1875) — одинъ изъ учредителей и директоровъ Императорскаго Русскаго Музыкальнаго Общества въ Петербургѣ и иниціаторовъ открытія отдѣленія Общества въ Кіевѣ; выступалъ въ качествѣ дирижора и віолончелиста.

1) Берліозъ на вопросы дѣлаемые ему въ Парижѣ отчего онъ теперь ничего новаго не пишетъ, обыкновенно отвѣчаетъ: Je suis trop pauvre pour composer.