17

Портретъ Свѣтской Женщины.

Какъ мальчикъ кудрявый рѣзва
Нарядна какъ бабочька лѣтомъ!
[все дышитъ въ ней жизнью и свѣтомъ]
Глаза говорятъ какъ слова
         [и блещутъ язвительнымъ]
И [блѣщ] [свѣтютъ] [обманчив]ымъ свѣтомъ

                                       [полны]
                  слова жь ее              привѣтомъ.
                                       дышутъ

 2  ей  нравится  долго
     ————————  нельзя
     [любить  ее  долго]

 1  Какъ цѣпь ей несносна привычька.

Она ускользнетъ какъ змѣя,
Порхнетъ и умчится какъ птичька.
     таитъ молодое чело

               отразитъ какъ стекло

лицо ее [будто] [стекло]
     по волѣ.
[нескроетъ] и радость и горе!....

            глазахъ — какъ  на  небѣ
      ——————————
         въ  умѣ  ее  [вѣчно]  свѣтло

   въ душѣ ее темно какъ въ морѣ.

 2   То дышитъ въ ней истинной все,
 1   То все въ ней притворно и ложно.

Понять не возможно ее,

Зато [ее] не любить не возможно.

На поляхъ слѣва, возлѣ первыхъ восьми стиховъ, въ обратномъ направленіи (снизу вверхъ) приписано два стиха:

Значенья пустова слова
въ устахъ ее полны привѣтомъ

18

Черновой автографъ этого стихотворенія (коллекція С. А. Рачинскаго, № 27а (об.); см. примѣч. къ предыд. №), извѣстнаго подъ заглавіемъ: Къ портрету гр. А. К. Воронцовой-Дашковой, даётъ рядъ варіантовъ, не использованныхъ издателями Лермонтова (до академическаго). «Библіографическими Записками» приведено изъ нихъ только три. Это стихотвореніе, какъ и предыдущее, относится издателями къ 1840 году. (См. изд. 6-е, п. р. П. А. Ефремова, СПб., 1887, I, 126—127; изд. т-ва «Просвѣщеніе», п. р. Арс. И. Введенскаго, т. I, стр. 46—47 и 297; изд. Разр. изящн. слов., II, 293 и 463).

Замѣтимъ, что стихотвореніе «Посреди небѣсныхъ (sic) тѣлъ») приведённое сполна «Библіографическими Записками» (l. с., ст. 134—135), напечатано тутъ впервые и вполнѣ согласно съ текстомъ Татевскаго архива, однако — съ «исправленной» орѳографіей; мы ограничиваемся снимкомъ съ автографа, не приводя транскрипціи этой пьесы. Черновой ея автографъ находится на одномъ листкѣ съ «Портретомъ свѣтской женщины» и элегіей «И скушно и грустно!», относимыми къ 1840 году. Это обстоятельство даётъ, м. б., основаніе и пьесу «Посреди небѣсныхъ тѣлъ» датировать 1840 годомъ, а не 1833, какъ это сдѣлано, напр., Ефремовымъ (изд. 6-е, СПб. 1887, II, 330), или 1833—34, какъ сдѣлано Арс. И. Веденскимъ (изд. «Просвѣщенія», III, 261).