49

АВВАКУ́М Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682), протопоп, один из основателей рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сел. священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в г. Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церк. реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьёй был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с офиц. церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисл. сторонников, в т. ч. из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церк. соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал гл. произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.

Иллюстрация:

Протопоп Аввакум.
Фрагмент иконы
17 в.

Отстаивая старую веру, А. в своих соч. резко обличал пороки представителей офиц. церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с к-рой они проводили реформу церк. обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличит. проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его соч. участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону «старой веры», они выражали этим протест против феод. гнёта. Однако формы борьбы, к-рые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религ. фанатизм, проповедь конца света.

А. был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечат. произведений др.-рус. лит-ры. Он сумел превратить традиц. жанр «Жития»

50

в автобиографич. повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого рус. языка захватывают читателя.

Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.

Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К, История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И, Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М. — Л., 1954; Гусев В. Е, «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М. — Л., 1958; Робинсон А. Н, Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.

И. А. Булыгин.